Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание компенсации за нарушений условий содержания
Документ от 20.12.2022, опубликован на сайте 26.12.2022 под номером 103699, 2-я гражданская, о признании действия (бездействие) незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2022-000694-07

Судья Гришин П.С.                                                                       Дело № 33а-5178/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                              20 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А., 

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Котельниковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Шайдуллова Азата Зайдятовича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от                        20 мая 2022 года по делу № 2а-429/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающим права осужденного Шайдуллова Азата Зайдятовича действия (бездействие) Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» выразившиеся в необеспечении Шайдуллова Азата Зайдятовича надлежащим питанием в период с 01.11.2021 по 28.02.2022.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении выразившееся в необеспечении Шайдуллова Азата Зайдятовича надлежащим питанием в период с 01.11.2021 по 28.02.2022  в размере 3000 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерству финансов России, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, Акционерному обществу «Предприятие уголовно-исполнительной системы» Главное промышленно-строительное управление», о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении по предоставлению надлежащего питания в период с 01.11.2021 по 28.02.2022  в сумме 20 000 руб. отказать.

Решение в части взыскания с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении выразившееся в необеспечении Шайдуллова Азата Зайдятовича надлежащим питанием в период с 01.11.2021  по 28.02.2022  в размере 3000 руб., подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Шайдуллова А.З., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Шайдуллов А.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ  «Исправительная колония № 6 УФСИН по Хабаровскому краю», УФСИН России  по Хабаровскому краю, ФСИН России, Министерству Финансов России, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, акционерному обществу «Предприятие уголовно-исполнительной системы» Главное промышленно-строительное управление» о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.

В обоснование требований указал, что при содержании в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушаются его права на получение питания, в частности, в период с 01.11.2021  по 28.02.2022  имело место повторение блюд, неполноценная норма выдачи питания, неверная пропорция вода-продукт, однообразное приготовление рыбы, фактическое отсутствие в чае сахара.

Просил признать действия (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по нарушению его права на предоставление надлежащего  питания в период с 01.11.2021 по 28.02.2022  незаконным; взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 20 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены акционерное общество «Предприятие уголовно-исполнительной системы» Главное промышленно-строительное управление»,  Управление Федерального Казначейства по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шайдуллов А.З. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что суд не истребовал представления, вынесенные прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о нарушении прав осужденных в предоставлении полноценного питания. Считает размер взысканной компенсации заниженным. 

В апелляционной жалобе ФКУ  ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает на отсутствие оснований, для удовлетворения требований истца. Считает недоказанным факт нарушения условий содержания в исправительном учреждении. Не соглашается с выводом суда, что в оспариваемый период имело место повторение вторых блюд (гарниров) более трех раз в неделю и однообразное приготовление рыбы. Считает размер взысканной компенсации морального вреда завышенным, не соответствующим принципам разумности и справедливости.

В судебное заседание кроме  Шайдуллова А.З. другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных  жалоб,  судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Из содержания ст.218, п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч.1 и 2 ст.12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шайдуллов А.З. осужден 16.06.2009 Ульяновским областным судом по ч.3 ст.33, п.п. «к», «в»                  ч.2 ст.105, п.п. «а», «б», «з» ч.2 ст.105, ч.2 ст.222,    ч.4 ст.162, ч.1 ст.30, п.п. «д», «ж», «з» ч.2 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

С 17.10.2017 по настоящее время Шайдуллов А.З. отбывает наказание в        ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (п.2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018   № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

В п.14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В силу ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подп.3, 6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Частью 3 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 установлены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время.

Приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п.41 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время.

Пунктом 42 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы  установлено, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 ч. Часы приема пищи определяются начальником учреждения уголовно-исполнительной системы в распорядке дня.

Указанными нормативными актами предусмотрены минимальные нормы питания осужденных, а также устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием, в том числе и в исправительных учреждениях, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, а также способы хранения продуктов питания.

Так, согласно п.45 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы на обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель.

Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая (п.46).

Правильный режим питания предусматривает приготовление разнообразной пищи, что достигается умелым подбором блюд (п.47).

Требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи (п.48).

В раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов, например, суп пшенный и каша пшенная в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными (п.53 Порядка).

Вторые мясные блюда готовятся в вареном, жареном или тушеном виде. Рыбные блюда также планируются в широком ассортименте: рыба жареная, тушеная, отварная, под маринадом, запеченная в соусе (п.54 Порядка).

В силу п.57 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы,  продукты, положенные по нормам питания, включаются в раскладку полностью. Для разнообразия питания рекомендуется производить частичную замену одних продуктов другими в соответствии с установленными нормами замены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно применив нормы права, регулирующие рассматриваемые отношения, районный суд пришел к выводу о том, что факт нарушения прав административного истца на получение полноценного рациона питания в период с 01.11.2021 по 28.02.2022 доказан, в связи с чем признал незаконными действия ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю и присудил в пользу Шайдуллова А.З. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 3000 руб.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается. Выводы суда подробно мотивированы, всем представленным по делу доказательствам судом дана оценка в их совокупности.

Так, представленными в дело раскладками подтверждено отсутствие  18.01.2022, 21.01.2022, 08.02.2022, 10.02.2022  на обед овощей к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), в декабре 2021 г. имелось повторение блюд, однообразное  питание.

Неоспоримым является тот факт, что свежие овощи являются ценным источником витаминов и минералов, которые необходимы человеку, в связи с чем законодателем предусмотрена их подача в рационе на обед к основному блюду                 (п. 45 Порядка).

Как верно указано судом, несоблюдение административным ответчиком полноценного рациона питания осужденных, в том числе Шайдуллова А.З., несмотря на замену отсутствующих продуктов питания другими, негативным образом сказывается на их рационе здорового питания.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Шайдуллов А.З. указал на конкретные нарушения в организации питания осужденных и несоответствие фактического рациона питания установленному Порядку организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Вместе с  тем, судебная коллегия считает необходимым исключить вывод суда первой инстанции о  неполной норме выдачи питания, поскольку  он опровергается  имеющимися в  материалах дела раскладками (л.д., л.д. 58 - 87), и  не может быть подтвержден свидетельскими показаниями в силу субъективности мнения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного  ответчика, ими не были представлены суду убедительные доказательства, опровергающего доводы административного истца. Не представлено таковых и в суд апелляционной инстанции.

Что касается довода административного ответчика о неверной оценке судом доказательств, то судебной коллегией он отклоняется как не основанный на законе, ввиду того, что бремя доказывания по указанной категории дел возлагается именно на ответчика.

Утверждения Шайдуллова А.З. в апелляционной жалобе о занижении размера компенсации не свидетельствуют о наличии оснований для изменения судебного акта. При определении размера компенсации судом учтены данные о личности осужденного, обстоятельства и длительность нарушений, в связи с чем оснований считать, что определенный размер компенсации является заниженным, не соответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания допущенных в отношении административного истца, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности и справедливости.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Шайдуллова А.З. в материалах дела имеются  представления  прокурора  по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении административного дела, в апелляционных жалобах не содержится.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шайдуллова Азата Зайдятовича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  23.12.2022