Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 20.12.2022, опубликован на сайте 27.12.2022 под номером 103685, 2-я гражданская, о включении в страховой стаж периодов работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                              73RS0001-01-2022-004478-15

Дело № 33-5187/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               20 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Богомолова С.В., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Васик Оксаны Владимировны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2022 года по делу № 2-3209/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Васик Оксаны Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж лечебной деятельности для назначения досрочной пенсии периода обучения с 01.09.1989 по 01.07.1991, в льготном исчислении периодов работы с 21.02.1992 по 19.05.1994, с 20.05.1994 по 13.01.1997., с 14.01.1997 по 09.06.2002, с 01.08.2002. по 02.05.2006, а также о  назначении пенсии с 09.02.2022., возмещении судебных расходов и компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Васик О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Васик О.В. обратилась в суд с изменённым в ходе рассмотрения дела иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и о назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что истица обратилась к ответчику за назначением пенсии досрочно на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчик, со ссылкой на отсутствие оснований для включения в специальный стаж периода обучения с 01.09.1989 по 01.07.1991 и в льготном исчислении периодов работы в ГУЗ Центр СПИД с 21.02.1992 по 19.05.1994, с 20.05.1994 по 13.01.1997, с 14.01.1997 по 09.06.2002, с 01.08.2002 по 02.05.2006 отказал в назначении пенсии досрочно. Отказ является необоснованным, поскольку в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность, дающую право на льготную пенсию.

С учетом изложенного, Васик О.В. просила суд возложить на ГУ-ОПФР по Ульяновской области обязанность включить в льготный стаж для назначения пенсии досрочно в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период обучения с 01.09.1989 по 01.07.1991 и в льготном исчислении периоды работы в ГУЗ Центр СПИД с 21.02.1992 по 19.05.1994, с 20.05.1994 по 13.01.1997, с 14.01.1997 по 09.06.2002, с 01.08.2002 по 02.05.2006, а также назначить пенсию с 09.02.2022, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб. и возмещении судебных расходов в сумме 35 900 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД», ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» г.Ульяновска.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Васик О.В. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает доводы, изложенные в иске. Ссылаясь на нормы действующего законодательства считает, что период ее работы в ГУЗ Центр СПИД с 21.02.1992 по 19.05.1994, с 20.05.1994 по 13.01.1997, с 14.01.1997 по 09.06.2002, с 01.08.2002 по 02.05.2006 подлежит включению в специальный стаж в исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку ее работа была связана с кровью инфицированных больных, что считается вредным условием труда. Период ее декретного отпуска с 20.05.1994 по 13.01.1997 также подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Васик О.В. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением от 03.05.2022 о предварительном расчете ее специального страхового стажа для досрочного оформления страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) (т. 1, л.д. 58-59).

В ответ на указанное обращение ответчиком истице было дано письменное разъяснение от 20.05.2022 (исх. № АЧ-11-13/3283-22) о том, что ее специальный страховой стаж составляет 27 лет 5 месяцев 7 дней, что недостаточно для досрочного назначения страховой пенсии по старости (т. 1, л.д. 61-62).

При этом в письме от 20.05.2022 ГУ-ОПФР по Ульяновской области указано, что периоды работы в Ульяновском областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД с 21.02.1992 по 19.05.1994, с 20.05.1994 по 13.01.1997, с 14.01.1997 по 09.06.2002, с 01.08.2002 по 02.05.2006 подлежат включению в специальный страховой стаж в календарном исчислении.

Полагая, что имеет право на включение спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев), а также на включение в данный стаж периода обучения с 01.09.1989 по 01.07.1991 и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 20.05.1994 по 13.01.1997, Васик О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Ульяновского областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в ее стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку Списками должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, клинико-диагностические лаборатории не поименованы в числе структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление специального страхового стажа.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «н» ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее – Список № 464), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Из трудовой книжки Васик О.В. (т. 1, л.д. 71-74) следует, что она с 21.02.1992 принята на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Ульяновского областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД, уволена с занимаемой должности 02.05.2006 по собственному желанию.

С 10.07.2006 по настоящее время истец работает в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО «РЖД» .

Следовательно, в период работы Васик О.В. с 21.02.1992 по 02.05.2006 в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Ульяновского областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД действовали Списки № 464, № 1066 и № 781, а в период работы С 10.07.2006 в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО «РЖД» - Список № 781.

Списком № 464 были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) включались не всем врачам и среднему медицинскому персоналу, а только врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.

Занимаемая истицей должность и структурное подразделение лечебного учреждения, в котором она работала, в данном перечне не поименованы.

Согласно Списку № 1066 право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, дает работа в должности «фельдшера-лаборанта», в том числе в таких учреждениях здравоохранения, как центры по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (пункт 7 раздела «Наименование учреждений»).

В соответствии с п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В Приложении к Списку № 1066 клинико-диагностические лаборатории центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями в разделе «Наименование структурных подразделений» и должность «фельдшер-лаборант» в разделе «Наименование должностей» не поименованы.

Следовательно, работа в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно не давала истице права на включение этого периода в специальный стаж в льготном исчислении.

Согласно Списку № 781 право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, дает работа в должности «фельдшера-лаборанта» в больницах всех наименований (пункт 1 раздела «Наименование учреждений») и центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (пункт 8 раздела «Наименование учреждений»).

В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, структурное подразделение «клинико-диагностическая лаборатория» и должность «фельдшер-лаборант» не поименованы в разделе «Наименование структурных подразделений» и в разделе «Наименование должностей», работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы работа Васик О.В. в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Ульяновского областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД и в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО «РЖД» не дает ей права на включение спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении.

Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы Васик О.В. о наличии у нее права на включение в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода обучения с 01.09.1989 по 1991 в Ульяновском фармацевтическом училище, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 20.05.1994 по 13.01.1997, периодов нахождении в отпуске без сохранения заработной платы и получения пособия по безработице, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

В период обучения истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещении, здравоохранения и сельского хозяйства».

Между тем в соответствии с указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 период обучения к лечебной деятельности не приравнивался.

Возможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, времени обучения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы и получения пособия по безработице ни названным Положением, ни в последующем принятыми Списком № 464, № 1066, равно как и действующим в настоящее время Списком № 781, не предусматривалось.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Васик Оксаны Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.12.2022