Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Административный надзор
Документ от 21.12.2022, опубликован на сайте 23.12.2022 под номером 103656, 2-я гражданская, об установлении административного надзора в отношении Акимова Коснтантина Николаевича, 11.06.1988 г.р., решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-004026-04

Судья Глебов А.Н.                                                                   Дело № 33а-5843/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    21 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 25 октября 2022 года по делу № 2а-2560/2022, по которому постановлено:

отказать в удовлетворении административного искового заявления начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области          Бобровского С.В. об установлении административного надзора  в отношении Акимова Константина Николаевича.

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения Акимова К.Н., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Акимова К.Н.

В обоснование требований указано, что Акимов К.Н. осужден приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28.05.2020 по ч.1 ст.111 УК РФ на срок 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 29.07.2020.

Акимов К.Н. 14.10.2022 подлежит условно-досрочному освобождению из мест лишения свободы. После освобождения намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: ***.

30.04.2021 Акимов К.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в связи с совершением дисциплинарного проступка, в дальнейшем взыскание снято, имел 9 поощрений, получил профессию, работал, поддерживает родственные связи.

Поскольку ранее Акимов К.Н. признавался злостным нарушителем установленного  порядка отбывания наказания, судим за совершение тяжкого преступления, административный истец просил установить в отношении него  административный надзор с установлением следующих ограничений: запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), проводимые администрацией города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 23.00 часов до 06.00 часов; запрета выезжать за пределы ***, избранного им для проживания на территории РФ; четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.  Установить вышеперечисленные административные ограничения в отношении осужденного Акимова К.Н. на срок, установленный законодательством РФ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что Акимов К.Н. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с 28.05.2020 по 05.11.2022. 11.08.2020 согласно ч. 3 ст.77 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) оставлен в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. 24.04.2021 Акимов К.Н. совершил противоправное деяние, подпадающее под ст.116 УИК РФ. Решением комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от 30.04.2022 Акимов К.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего получил взыскание.

Судом не учтено наличие оснований, предусмотренных законом, для установления административного надзора: признание лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; наличие непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления. Полагает, что не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к осужденному за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения.

Судом не принято во внимание, что в связи со снятием наложенного взыскания, а также имеющимися поощрениями Акимов К.Н. продолжал оставаться злостным нарушителем.

Обращает внимание, что предусмотренные административные ограничения не могут нарушить конституционные права поднадзорного лица, поскольку в соответствии со ст.ст.10, 11 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лицо, в отношении которого установлен административный надзор, вправе обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в  судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося  участника процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Акимов К.Н. осужден приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28.05.2020 по ч.1 ст.111 УК РФ на срок 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 29.07.2020.

Акимов К.Н. 05.11.2022 освобожден условно-досрочно из мест лишения свободы. При освобождении указал, что намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: ***.

26.04.2021 Акимов К.Н. допустил злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что к нему была применена мера взыскания – водворение в ШИЗО на трое суток.

30.04.2021 в соответствии со ст.116 УИК РФ Акимов К.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен с облегченных в обычные условия отбывания наказания.

Приказом начальника учреждения в порядке ст.114 УИК РФ досрочно снято ранее наложенное взыскание от 30.04.2021 (водворение в ШИЗО), продолжил отбывать наказание в облегченных условиях. Имеет 9 поощрений, получил профессию, работал, поддерживает родственные связи.

На момент освобождения 05.11.2022 Акимов К.Н. имел непогашенную и неснятую в установленном законом порядке судимость за совершение тяжкого преступления.

Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд исходил из того, что на момент освобождения из мест лишения свободы Акимов К.Н. не являлся злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поскольку дисциплинарное взыскание в виде водворения в ШИЗО досрочно снято начальником учреждения.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Закон об административном надзоре) административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 1 части 1 и пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15), возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.

В силу приведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания, на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора, или нет.

Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.

Поскольку данных об отмене постановления врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от 30.04.2021 о признании Акимова К.Н. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не имеется, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении административного иска. В этой связи в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310, пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 указанного Федерального закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и признанного злостным нарушителем установленного режима отбывания наказания.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15, согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона. При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного деяния, обстоятельства его совершения, сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период отбывания наказания, то, что он допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имел 9 поощрений, получил профессию, работал, судебная коллегия приходит к выводу, что административный надзор в отношении Акимова К.Н. подлежит установлению сроком на 2 года.

При разрешении исковых требований об установлении конкретных видов ограничений и возложении обязанностей судебная коллегия исходит из следующего.

В силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации является обязательным административным ограничением, как и запрет на выезд за пределы территории, избранной осужденным для проживания, которые подлежат в данном случае безусловному применению.

Учитывая данные о личности административного ответчика, обстоятельства и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления, его поведение, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, суд полагает возможным кроме обязательных ограничений в виде явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета выезда за пределы Ульяновской области за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, установить ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей.

По мнению судебной коллегии, установление именно указанных выше административных ограничений при установлении административного надзора на срок 2 года, позволит предупредить совершение Акимовым К.Н. новых преступлений и других правонарушений, окажет профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.

Судебная коллегия не усматривает нарушения конституционных прав административного ответчика установлением административного надзора и указанными административными ограничениями.

Одновременно судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для установления ограничений в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), проводимые администрацией города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях. При этом судебная коллегия принимает во внимание обстоятельства совершенного преступления, поведение административного ответчика в период отбывания наказания.

В связи с этим административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                   25 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» к Акимову Константину Николаевичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Акимова Константина Николаевича, *** года рождения, сроком на 2 года, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, назначенного приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 мая 2020 года.

При административном надзоре в отношении Акимова Константина Николаевича установить следующие административные ограничения:

1)              запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, на территории Российской Федерации в период времени с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;

2)              запретить выезжать за пределы *** области, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;

3)              два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В остальной части административного искового заявления отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  22.12.2022.