Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании денежных средств
Документ от 29.11.2022, опубликован на сайте 20.12.2022 под номером 103494, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-003076-93

Судья Федосеева С.В.                                                              Дело № 33-4777/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    29 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г.Димитровграда Ульяновской области и апелляционную жалобу Захаровой Елены Валериевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 августа 2022 года, по гражданскому делу № 2-1512/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах З*** Д.К., к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства об организации обеспечения несовершеннолетнего медицинским изделием отказать.

В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах З*** Д.К., к Министерству здравоохранения Ульяновской области об организации обеспечения несовершеннолетнего медицинским изделием, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор  города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском, в интересах несовершеннолетнего З*** Д.К., к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к организации обеспечения Захарова Д.К. медицинскими изделиями, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной в связи с обращением матери несовершеннолетнего установлено, что З*** Д.К. является ***, страдает ***, в связи с чем имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Согласно выписному эпикризу ребенку необходимо проводить самоконтроль ***, в определенных случаях до ***. Исследование *** методом *** включено в современные стандарты лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним. Однако, ребенок не обеспечен в 2022 году указанными медицинскими изделиями, ***, которые приобретались матерью несовершеннолетнего самостоятельно, на что было потрачено 43 536 руб.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России организовать обеспечение З*** Д.К. медицинскими изделиями – *** в соответствии с назначением врача; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу матери несовершеннолетнего Захаровой Е.В. денежные средства, затраченные на приобретение медицинских изделий в размере 43 536 руб., в пользу ***Д. компенсацию морального вреда 20 000 руб. 

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционном представлении прокурор г.Димитровграда Ульяновской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не применил нормы права, подлежащие применению.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования включено в современные стандарты лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним. Лечащим врачом - эндокринологом не решен вопрос о нуждаемости З*** Д.К. в назначении и применении *** заявка на обеспечение его данной системой в Министерство здравоохранения Ульяновской области не направлена, рецепты на получение данных медицинских изделий не выписываются. Министерством здравоохранения Ульяновской области каких-либо мер, направленных на обеспечение детей, страдающих ***, проживающих на территории Ульяновской области не принято. Не предоставление З*** Д.К. медицинских изделий является незаконным, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.

 

В апелляционной жалобе Захарова Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства считает, что решение суда является незаконным, необоснованным. Указывает, что длительное не обеспечение З*** Д.К. медицинскими изделиями негативно влияет на состояние его здоровья. Полагает, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению несовершеннолетнего бесплатными медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным.

В возражениях на апелляционное представление и апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» выражает несогласие с их доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

В возражениях на апелляционное представление и апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления прокурора, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, заявленного в интересах несовершеннолетнего За*** Д.К., ***.2011 года рождения*** страдающего ***, суд первой инстанции исходил из того, что решения  врачебной комиссией   о необходимости применения З*** Д.К. по жизненным показаниям    системы ***, не  имеется.

С такими выводами  суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, в связи с чем находит доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления заслуживающим внимания.

Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга  (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (***

Из материалов дела следует, что З*** Д.К., ***.2011 года рождения, является ***,  страдает ***, в связи с чем, наблюдается у врача-эндокринолога по месту жительства.

В период с 08.11.2021 по 15.11.2021 З*** Д.К. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр детей и подростков ФМБА России», где ему было рекомендовано проведение постоянного *** с помощью ***

В период с 19.11.2019 по 27.11.2019 З*** Д.К. находился на стационарном лечении в ФГБУЗ «Центральная детская клиническая больница ФМБА России» в г. Москва, где ребенку был рекомендован самоконтроль в домашних условиях – ***, при возникновении ОРВИ, других инфекций – усилить *** (л.д.15-16).

С 24.02.2022 по 09.03.2022 З*** Д.К. находился на обследовании и лечении в ФГБУ «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр ФМБА» поступил с жалобами на *** (л.д.48-49).

Согласно сообщению ФГБУ «ФНКЦ детей и подростков ФМБА России» г. Москва от 14.07.2022 №625 при выписке З*** Д*** было рекомендовано проведение *** с помощью *** (любой диагностической системой) (л.д.63).

Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение З*** Д.К. системой ***  не принимались.

Льготные рецепты на получение системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии ФМБА» не выписывались.

В связи с нуждаемостью *** в *** Захарова Е.В. приобрела за счет собственных средств  (26.01.2022, 13.02.2022, 06.03.2022, 26.03.2022) на сумму 43 536 руб. Факт приобретения ***  и несения расходов на указанную сумму документально подтверждается  кассовыми чеками (л.д.17,18, 19, 20).

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при ***.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Клиническим рекомендациям по лечению ***, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее ***, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

Непрерывный мониторинг *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа *** и позволяет улучшить компенсацию ***.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось, в связи с чем принятое судом решение об отказе в удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетнего З*** Д.К. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств за приобретенные медицинские изделия, компенсации морального вреда судебная коллегия не может признать правильным.

В силу ч.2 ст.330 ГПК РФ неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства обязанности выписывать З*** Д.К., ***.2011  года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение ***  в соответствии с рекомендациями врача, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать З*** Д.К. на основании выписанных рецептов медицинским изделием – ***, взыскав с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Захаровой  Е.В., действующей в интересах З*** Д.К., компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий  в сумме 43 536 рублей, в пользу З*** Д.К. компенсацию морального вреда.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Судебная коллегия, учитывая, что право *** страдающего социально значимым заболеванием *** на обеспечение его медицинскими изделиями носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина получить эффективное лечение в связи с имеющимся заболеванием, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего З*** Д.К. необходимыми медицинскими изделиями ему были причинены нравственные страдания, приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в сумме 8000 рублей.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 августа 2022 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства  выписывать З*** Д*** К*** 2011 года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение *** в соответствии с рекомендациями врача.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать З*** Д*** К*** 2011  года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием – ***

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Захаровой Елены Валериевны, действующей в интересах З*** Д*** Ко***, компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение медицинских изделий  в сумме 43 536 рублей.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  З*** Д*** К*** компенсацию морального вреда в сумме 8 000 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 декабря 2022 года.