Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанностей в отношении объекта культурного наследия
Документ от 06.12.2022, опубликован на сайте 23.12.2022 под номером 103467, 2-я гражданская, об обязании выполнить проектную документацию, об обязании выполнить ремонтно-реставрационные работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004764-30

Судья Сизов И.А.                                                                                  Дело №33-5194/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            6 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Камаловой Е.Я., Коротковой Ю.Ю.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 августа 2022 года, с учетом определения того же суда от 28 сентября 2022 года об исправлении описки в решении суда, по делу №2-3552/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Маликову Дину Эсхатовну, Салманскую Елену Николаевну, Салманского Сергея Геннадьевича, Хуснутдинова Тагира Ришатовича, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Ульяновской области, выполнить и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы в срок до 01.11.2023 на объект культурного наследия местного (муниципального) значения «***», который расположен по адресу: ***.

Обязать Маликову Дину Эсхатовну, Салманскую Елену Николаевну, Салманского Сергея Геннадьевича, Хуснутдинова Тагира Ришатовича, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Ульяновской области выполнить в срок до 01.12.2024 ремонтно-реставрационные работы  (фундаменты, цоколь, фасады, отмостка) по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «***», который расположен по адресу: ***.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области Пискуновой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с иском к Маликовой Д.Э., Салманской Е.Н., Салманскому С.Г., Хуснутдинову Т.Р., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее – Главное управление МЧС России по Ульяновской области) о возложении обязанности выполнить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы на объект культурного наследия местного (муниципального) значения, выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

В обосновании заявленных требований указало, что в собственности Маликовой Д.Э., Салманской Е.Н., Салманского С.Г., Хуснутдинова Т.Р. находится часть объекта культурного наследия местного муниципального значения «***», расположенного по адресу: ***, который поставлен на государственную охрану Постановлением Ульяновской Городской Думы от 29.10.2003 № 332 «О согласовании Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) муниципального значения».

У Главного управления МЧС России по Ульяновской области на праве оперативного управления находится часть вышеуказанного объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Указывает, что объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии, по цоколю и стенам: отхождение отделочных слоёв, обрушение штукатурного слоя, деструкция кирпичной кладки, выветривание кирпича и обсыпание его фракций.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект культурного наследия находится в собственности или законном владении ответчиков.

Ранее Управлением в адрес законных владельцев направлялись претензии, однако указанные работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены.

Истец просил суд обязать Маликову Д.Э., Салманскую Е.Н., Салманского С.Г., Главное управление МЧС России по Ульяновской области, Хуснутдинова Т.Р. выполнить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы в срок до 01.11.2023 на объект культурного наследия местного (муниципального) значения «***», который расположен по адресу: ***; обязать Маликову Д.Э., Салманскую Е.Н., Салманского С.Г., Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Ульяновской области, Хуснутдинова Т.Р. выполнить в срок до 01.12.2024 ремонтно-реставрационные работы  (фундаменты, цоколь, фасады, отмостка) по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «***», который расположен по адресу: ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Ульяновской области просит отменить решение суда.

Отмечает, что проведение ремонтно – реставрационных работ по сохранению спорного объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на данный момент невозможно по причине отсутствия выделенных на данные цели денежных средств. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на капитальный ремонт объектов МЧС России, распределены в полном объеме, включая 2024 год. Оспариваемое решение в части понуждения Главного управления МЧС России по Ульяновской области к выделению финансирования на вышеуказанные цели нарушает принцип разделения властей и права последнего на реализацию возложенных на него функций.

Считает, что возложение на Главное управление МЧС России по Ульяновской области обязанности по выполнению проектной документации на проведение работ по сохранению спорного объекта культурного наследия с прохождением государственной историко–культурной экспертизы в срок до 01.11.2023 и выполнению работ по реставрации данного объекта до 01.12.2024, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федерального закона  №73-ФЗ)  объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33  Федерального закона  №73-ФЗ  объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении, которое осуществляет полномочия в области охраны объектов культурного наследия с 05.08.2016.

В соответствии с перечнем объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) муниципального значения, утвержденным постановлением УГД от 29.10.2003 №332, «***» (***) включено в указанный Перечень.

На основании приказа заместителя Министра культуры РФ от 07.12.2016 №63465-р объект культурного наследия  местного значения «***», 1913 г., расположенный по адресу: ***, входящий в состав объекта культурного наследия местного значения «***», 1841-1913 г.г., 1960-е г.г., зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и ему присвоен регистрационный номер ***.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, собственниками и законными владельцами нежилых помещений, входящих в состав здания, расположенного по адресу: ***, являются:

- с кадастровым номером ***  - помещения *** (этаж ***)– правообладатель на праве оперативного управления с 20.10.2020 – ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области;

- с кадастровым номером *** – квартира ***, площадью 22,7 кв.м – собственник Хуснутдинов Т.Р., с 18.03.2020;

- с кадастровым номером *** –квартира ***, площадью 15 кв.м, собственники Салманская Е.Н. и  Салманский С.Г. на праве общей совместной собственности, с 02.10.2020;

- с кадастровым номером *** – квартира ***, площадью 35,4 кв.м – собственник  Маликова Д.Э. с 20.11.2020.

Согласно акту осмотра объекта культурного наследия по состоянию на 21.06.2022  специалистами Управления установлено: по цоколю и стенам имеются отхождение отделочных слоев, обрушение штукатурного слоя, деструкция кирпичной кладки, выветривание кирпича и обсыпание его фракций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона  №73-ФЗ  работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В пункте 1 статьи 40 Федерального закона  №73-ФЗ  указано, что сохранение объекта культурного наследия в целях данного Закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

По смыслу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона  №73-ФЗ  собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона № 73-ФЗ. 

В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона  №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.

Согласно пункту 3 статьи 48 Федерального закона  №73-ФЗ  бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований настоящего Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

На основании статьи 47.6 Федерального закона  №73-ФЗ  государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем утверждения  охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.

Как следует из дела, имеется утвержденное охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «*** от 31.03.2017» № 154-пр, которое выдано  ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области.

Собственникам, гражданам (Хуснутдинову Т.Р., Маликовой Д.Э.)  выданы охранные обязательства собственников жилого дома, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории или культуры), или части его жилых помещений №С-06-2013 от 22.04.2013.

Салманским Е.Н.,С.Г. выдано охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «***» от 31.03.2017 № 154-пр.

Кроме того, собственникам и иным законным владельцам нежилых помещений Правительством Ульяновской области направлялись уведомления о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона  №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

Пунктом 13 ст. 47.6 Федерального закона  №73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм закона, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков, как собственников помещений, и на ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области предусмотренные  законом обязанности по сохранению объекта культурного наследия.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об осуществлении им деятельности на основании бюджетного финансирования, необходимости заключения  государственных контрактов выводов суда по делу не опровергают, поскольку не могут являться основанием для освобождения от обязанности по  сохранению занимаемого  объекта культурного наследия.

В силу закона, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

То обстоятельство, что ответчиком была подана заявка  на включение в титульный список капитального ремонта объекта культурного наследия, которое не может быть осуществлено в период 2023-2024 г.г., основанием для отмены состоявшегося по делу решения являться не может.

Вопросы, возникающие в процессе исполнения решения суда, разрешаются в установленном законом порядке, в том числе  и путем подачи заявлений об отсрочке исполнения решения суда.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит доводы, приведенные в ней, несостоятельными, что в силу положений статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не является.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  7 декабря 2022 года.