Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание денежных средств
Документ от 29.11.2022, опубликован на сайте 20.12.2022 под номером 103456, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приоретение медицинского изделия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-004424-80

Судья Шабинская Е.А.                                                                        Дело № 33-4803/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     29 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 июля 2022 года, по гражданскому делу № 2-3050/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвижского района г.Ульяновска, действующего в интересах Мулендеевой Светланы Николаевны и несовершеннолетней М*** М*** А*** удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Мулендеевой Светланы Николаевны денежную сумму в размере 12 230 руб. в счёт возмещения расходов на приобретение для Му*** М*** А*** *** в количестве 20 шт., *** в количестве 10 шт.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу М*** М*** А*** в лице его законного представителя Мулендеевой Светланы Николаевны компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней М*** М.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения  Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение медицинских изделий.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению матери ребёнка установлено, что М*** М.А. является ***, диагноз: ***. В соответствии с заключением врача – эндокринолога ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска»  от 25.10.2021 в связи с выраженными колебаниями *** в течении суток было рекомендовано установить ***. В соответствии с выпиской из медицинской карты УКБ №1 им. С.Р. Миротворцева ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» рекомендовано включить ребенка в группу детей, нуждающихся в оказании высокотехнологичных методов лечения, и установить М*** М.А. ***

Однако ответчик не обеспечил возможность получения ребёнком медицинского изделия, в связи с чем Мулендеева С.Н.  была вынуждена приобрести устройство для ***  на сумму 9050 руб. и *** на сумму 3180 руб. самостоятельно и за свой счет, на общую сумму 12 230 руб.

Просил суд возместить Мулендеевой С.Н. расходы в сумме 12 230 руб. на приобретение для несовершеннолетней дочери М*** М.А. ***. на сумму 12 230 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.  

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. С учетом всех требований действующего законодательства Министерством организовано проведение открытого электронного аукциона, по результатам проведения которого будут поставлены расходные материалы. Выбор товара ООО «Медтроник» (изделий необходимых истцу) представляется условием, ограничивающим экономическое развитие рынка медицинских изделий в России. Поскольку закупка от единственного производителя может рассматриваться, как условие становления монополистической деятельности. Ссылается на то, что расходы сверх статей на изделия, не предусмотренные в перечнях льготного обеспечения, являются нарушением бюджетного законодательства. Указывает, что рецепт на обслуживание льготных лекарственных препаратов, медицинских изделий действителен в течении 30 календарных дней.

В возражениях на апелляционную жалобу Мулендеева С.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, М*** М.А., ***.2011  года рождения является ***, страдает ***.

Из содержания заключения врача-эндокринолога ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска»  от 25.10.2021  следует, что в связи выраженными колебаниями *** в течении суток было рекомендовано установить  ***.

Согласно выписки из медицинской карты УКБ №1 им. С.Р. Миротворцева ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет  им. В.И. Разумовского» консилиумом врачей рекомендовано включить ребенка в группу детей, нуждающихся в оказании высокотехнологичных методов лечения, и установить М*** М. А. ***

Как установил суд первой инстанции, расходы Мулендеевой С.Н. на приобретение *** в сумме 12 230 руб. подтверждаются товарной накладной  №КД-1219 от 07.04.2022, уведомлением об оплате заказа 190240-1 от 07.04.2022 и движением денежных средств по карте, держателем которой является Мулендеева С.Н.

Материалами дела подтверждено, что ответчик не обеспечил *** *** В связи с этим Мулендеева С. Н., мать ребёнка за свой счёт приобрела необходимые *** и затратила на их приобретение 12 230 руб. Согласно рекомендации врачебной комиссии установить ребенку ***

Ссылаясь на нарушение прав ***, страдающего заболеванием ***, по обеспечению необходимыми медицинскими изделиями, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет 1 типа.

Из приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Между тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение  расходными материалами к ней, без которых функционирование помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, расходные материалы *** относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены несовершеннолетней М*** М.А. бесплатно.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на законе и материалах дела, в связи с чем не могут служить поводом для отмены судебного решения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку несовершеннолетняя М*** М.А. не обеспечивалась бесплатно необходимыми медицинскими изделиями, ее мать понесла расходы на самостоятельное приобретение таких изделий, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области понесенных расходов в пользу законного представителя несовершеннолетнего.

Доводы жалобы о нарушении Министерством норм бюджетного законодательства в случае закупки спорных медицинских изделий судебной коллегией отклоняются.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года №25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья и в силу п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (подп. 21).

Таким образом, именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность по обеспечению инвалидов, к числу которых относится несовершеннолетняя М*** М.А. медицинскими изделиями.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2). Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетней М*** М.А. необходимыми  медицинскими изделиями  ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, в пользу истицы компенсации причиненного морального вреда в сумме 3000 рублей.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы  не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 ноября 2022 года.