Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании компенсации морального вреда
Документ от 06.12.2022, опубликован на сайте 23.12.2022 под номером 103381, 2-я гражданская, о взыскании компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                   73RS0001-01-2022-004266-69

Дело № 33-5049/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        6 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Вешкаймского района Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 15 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-2883/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, действующего в интересах Трухачева Сергея Александровича  к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Трухачева С.А. и прокурора Холодилиной Ю.О., поддержавших доводы апелляционного представления, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, действующий в интересах Трухачева С.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что Трухачев С.А., *** года рождения, страдает ***, состоит на учете в ГУЗ «Вешкаймская РБ» с диагнозом «***» с 2015 года. *** входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно. Однако Министерство здравоохранения Ульяновской области несвоевременно обеспечило его *** по рецептам от 25.02.2022 и 28.03.2022. Таким образом, права Трухачева С.А. на охрану здоровья в виде несвоевременного обеспечения изделиями медицинского назначения нарушены.

Ссылаясь на статью 151 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Трухачева С.А. компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Государственное учреждение здравоохранения «Вешкаймская районная больница», Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека», ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Вешкаймского района Ульяновской области просит решение суда отменить и вынести новое решение. Указывает, что судом сделан неверный вывод о том, что при обслуживании рецепта от 25.02.2022 и 28.03.2022 не нарушены установленные сроки, не дана оценка явным фактам нарушения сроков обслуживания рецептов Трухачева С.А. от 25.02.2022 и 28.03.2022. Суд указал, что 26.01.2022 Трухачевым С.А. были получены 4 упаковки ***. Данный факт абсолютно не свидетельствует о наличии у Трухачева С.А. какого-либо запаса ***. Таким образом, в материалах дела имеется исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт нарушения сроков обслуживания рецептов на имя Трухачева С.А. Судом неверно дана оценка степени физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств дела в связи с чем необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционное представление прокурора Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а представление - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Трухачев С.А. состоит на учете в ГУЗ «Вешкаймская РБ» с диагнозом «***» с 2015 года. По жизненным показаниям ему лечащим врачом рекомендован постоянный контроль уровня ***.

Между тем, как установлено судом, и не оспаривалось сторонами, *** по льготным рецептам от 25.02.2022 и 28.03.2022 истец своевременно обеспечен не был.

Ссылаясь на несвоевременное обеспечение Трухачева С.А. жизненно необходимыми медицинскими изделиями, прокурор просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, ввиду нарушения личных неимущественных прав истца.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции, в частности, указал, что фактов нарушения или посягательства со стороны ответчика на какие-либо личные нематериальные блага и права истца, судом не установлено, поскольку у него имелась возможность измерения  уровня ***, в том числе, за счет ранее полученных ***, а также в фельдшерском пункте.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами ввиду следующего.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в числе прочего относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1.

Согласно приложению № 1 *** относятся к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждён перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. *** для определения содержания *** включены в вышеуказанный перечень.

Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что законом гарантировано оказание гражданам на бесплатной основе медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Из материалов дела следует, что лечащим врачом ГУЗ «Вешкаймская РБ» Трухачеву С.А. были выписаны льготные рецепты от 25.02.2022 серии 732255 № 18177 и от 28.03.2022 серии 732255 № 3302 на получение *** для измерения уровня *** в количестве 8 упаковок, по 4 упаковки в месяц (л.д. 19-20).

Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - Правила), регулируются Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н.

Согласно пункту 12 Правил (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):

1) рецепт с пометкой «statim» (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

2) рецепт с пометкой «cito» (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

3) рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

4) рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение семи рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли

Аналогичные требования к обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями были закреплены в пункте 6 ранее действовавших Правил отпуска лекарственных препаратов, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 № 403н

Таким образом, с учетом указанного законодательного регулирования ***, которые не входят в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемых бесплатно, должны были быть предоставлены истцу по рецепту от 25.02.2022 (предоставлен в аптеку 28.02.2022) не позднее 09.03.2022, а по рецепту от 28.03.2022 (предоставлен в аптеку 28.03.2022) – не позднее 06.04.2022.

В то же время согласно отчету о получении медицинских препаратов и изделий, Трухачев С.А. по рецепту от 25.02.2022 получил положенные ему медицинские изделия в ГУ «Ульяновская городская аптека» 11.03.2022, а по рецепту от 28.03.2022 – 15.04.2022 (л.д. 12, 16).

Следовательно, сроки обеспечении Трухачева С.А. *** по рецептам от 25.02.2022 и 28.03.2022 были нарушены.

Из пояснений истца Трухачева С.А., данных суду апелляционной инстанции, следует, что он ежемесячно использует 4 упаковки ***, в связи с чем ни в феврале, ни в марте 2022 г., ранее полученных *** у него не оставалось. Сам он проживает в с. ***, и у него нет возможности при необходимости экстренно ездить в фельдшерский пункт. Учитывая, что у него случались случаи ***, отсутствие возможности измерять уровень *** вызывало у него чувство страха за свою жизнь и здоровье.

Учитывая наличие у Трухачева С.А. заболевания «***», сопровождаемого опасными для жизни и здоровья приступами ***, и его нуждаемость в постоянном контроле уровня ***, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что несвоевременное обеспечение истца указанными медицинскими изделиями нарушает его личные неимущественные права.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1. Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

Согласно п. 2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Исходя из вышеприведенного законодательного регулирования, Министерство здравоохранения Ульяновской области в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Минздрав Ульяновской области является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Следовательно, судебная коллегия приходит к выводу о наличии со стороны Минздрава Ульяновской области бездействия, выраженного в не обеспечении Трухачева С.А. жизненно необходимыми медицинскими изделиями.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Трухачева С.А. положенными ему *** для измерения уровня ***, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку длительное не обеспечение истца жизненно необходимым лекарственным препаратом, создает реальную угрозу его жизни и здоровью, возможность возникновения необратимых последствий в состоянии его здоровья, в связи с чем он имеет право на взыскание в его пользу компенсации морального вреда.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу Трухачева С.А. составляет 2000 руб.

При таких обстоятельствах, решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 15 сентября 2022 года об исправлении описки отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Трухачева Сергея Александровича компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.12.2022