УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-003661-41
Судья Сизов И.А.
Дело № 33-4901/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 29 ноября 2022
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу общества с ограниченной
ответственностью «Контракт Плюс» на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 15 июля 2022 года по делу №2-2487/2022, которым
постановлено:
исковые требования муниципального учреждения Администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Контракт
Плюс» осуществлять вывоз растительных отходов, образованных при уходе за
газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками на территории
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в
соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми
коммунальными отходами на территории Ульяновской области от 25.05.2018.
В удовлетворении остальной части исковых требований
отказать.
Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., объяснения
представителя ООО «Контракт
Плюс» Рябова М.Ю., представителей МУ Администрация МО «Тереньгульский район»
Горячкиной Т.С., Тимирзина Н.Н., полагавших решение суда не подлежащим отмене,
представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области Вансовской Т.В., оставившей решение суда на усмотрение
судебной коллегии, судебная коллегия
установила:
Муниципальное учреждение
Администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области
обратилась в суд с иском к ООО «Контракт Плюс» о возложении
обязанности осуществлять регулярный вывоз растительных отходов, складируемых
рядом с контейнерными площадками, на территории Тереньгульского района
Ульяновской области.
В обоснование исковых требований указало, что
25.05.2018 между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области и обществом с ограниченной
ответственностью «Контракт плюс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с
твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области.
Сотрудниками Администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в 2021
году путем фото и видеофиксации было зафиксировано несоблюдение требований в
области охраны окружающей среды при обращении с отходами потребления
сотрудниками ООО «Контракт Плюс»
при транспортировке (погрузке) отходов потребления по ул. Евстифеева между
домами 41 и 45 в р.п. Тереньга, которое выразилось в выбрасывании из контейнера
ТКО мешков с отходами потребления на земельный участок рядом с контейнерной
площадкой.
Администрацией
муниципального образования «Тереньгульский район» в адрес ответчика было
направлено письмо от 12.04.2022 № 936 о вывозе крупногабаритных отходов, а
также уличного смета и растительных отходов, ответ на которое получен не был.
Отказ ООО «Контракт плюс» от
вывоза растительных отходов, образованных при уходе за газонами, цветниками,
древесно-кустарниковыми посадками и относящихся к твердым коммунальным отходам,
привел к размещению отходов рядом с контейнерными площадками.
Администрация просила суд обязать ООО «Контракт Плюс» осуществлять регулярный вывоз растительных
отходов, образованных при уходе за газонами, цветниками,
древесно-кустарниковыми посадками, складируемых рядом с контейнерными
площадками на территории Тереньгульского района Ульяновской области.
Судом к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены МБУ «Благоустройство «Муниципального
образования «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района
Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, Министерство транспорта Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе ООО «Контракт плюс» не соглашается с решением суда, просит
его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд при принятии
решения, возложив обязанность по вывозу отходов в соответствии с Соглашением от
25.05.2018, заключенным с Министерством промышленности, строительства, ЖКК и
транспорта Ульяновской области, вышел за пределы заявленных исковых требований,
не уточнил в какой части в удовлетворении иска отказано.
Утверждает, что в резолютивной части решения суд возлагает
на ответчика обязанность по вывозу растительных отходов без указания источника
их образования и без отнесения их к деятельности граждан. Данная формулировка
порождает неопределенность при исполнении решения суда и позволяет трактовать
установленную судом обязанность применительно к отходам всех категорий
потребителей, в том числе хозяйствующих субъектов, что не соответствует
жилищному законодательству.
Кроме того, судом не был разрешен спор о вывозе отходов,
складируемых рядом с контейнерными площадками.
Так, судом отклонены доводы ответчика о ненадлежащей
организации истцом мест накопления ТКО, в том числе растительных отходов от
населения, как не имеющих значения для разрешения настоящего дела. Таким
образом, суд фактически признал допустимым прямое нарушение норм федерального
законодательства со стороны органа местного самоуправления в части организации
мест накопления отходов и со стороны граждан
в части накопления коммунальных отходов.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утв.
Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156), Правилами предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в
многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011
№354), Порядком сбора твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской
области (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №91-П) установлен
запрет на складирование твердых коммунальных отходов вне контейнеров или в
контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов. В соответствии
соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными
отходами на территории Ульяновской области от 25.05.2018, на которое также
ссылается суд, региональный оператор обязан осуществлять свою деятельность
согласно вышеуказанным нормативным актам.
Таким образом, заявленное истцом требование о вывозе
растительных отходов, складируемых рядом с контейнерными площадками, прямо
противоречит нормам закона, на которые ссылается истец, и является
злоупотреблением правом в попытке переложить ответственность за длящееся
нарушение органами местного самоуправления норм законодательства об отходах
производства и потребления на регионального оператора по обращению с отходами.
Обращает внимание, что в ходе рассмотрения дела не было
установлено ни одного случая нарушения ответчиком своих обязательств по вывозу
ТКО.
В возражениях на апелляционную жалобу МУ Администрация МО «Тереньгульский район»
Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО
«Контракт Плюс» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми
коммунальными отходами (ТКО).
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО
регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы
- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими
лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их
использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения
личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы,
образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях
в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, твердые коммунальные отходы являются одним из
видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие
признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть
отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых
помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в
процессе их деятельности.
Согласно
п. 1 ст. 24.6.
Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание,
захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской
Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в
соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и
территориальной схемой обращения с отходами.
В
силу п.3 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональный оператор вправе осуществлять
деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного
субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми
коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами
Российской Федерации.
25.05.2018 между
Министерством промышленности
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, и обществом с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» (региональный
оператор), заключено соглашение об
организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на
территории Ульяновской области (Соглашение) (т.1 л.д. 4-20).
В соответствии с условиями Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор,
транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых
коммунальных отходов на территории Ульяновской области, в том числе, в зоне №
2, к которой относится территория Тереньгульского района Ульяновской области.
Обращаясь в суд, МУ Администрация МО «Тереньгульский район»
Ульяновской области, ссылалось на неисполнение ответчиком условий Соглашения, а
именно, на отказ в вывозе с контейнерных площадок, расположенных в населенных
пунктах района, твердых коммунальных отходов, образованных при уходе за
газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства, изложенные
истцом, о неисполнении региональным оператором условий Соглашения и требований
действующего законодательства в области ТКО, возложил на ООО «Контракт Плюс»
обязанность по вывозу растительных отходов, образованных при уходе за газонами,
цветниками, древесно-кустарниковыми посадками на территории муниципального
образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, в соответствии с
Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными
отходами на территории Ульяновской области от 25.05.2018.
При этом суд пришел к выводу, что отходы, вывоз
которых ответчик обязан обеспечить, образуются при уходе за
древесно-кустарниковыми посадками в результате уборки придомовых территорий
индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов.
Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается,
поскольку они основаны на представленных в дело доказательствах и на правильном
применении норм материального и процессуального права.
Пунктом 1 статьи 18 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что в целях
обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества
отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в
результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы,
устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Правила, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, устанавливают порядок определения
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры
сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом
их сезонных изменений (пункт 1), и в состав отходов, подлежащих учету, относят
отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3).
Приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр «Об
утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением
нормативов накопления твердых коммунальных отходов» многоквартирные дома,
индивидуальные жилые дома относятся к объектам, на которых образуются ТКО, и в
отношении которых могут устанавливаться нормативы (пункт 4).
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном
классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора
от 22.05.2017 № 242. В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные
коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7
30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся
к твердым коммунальным отходам, в том числе 7 31 300 00 00 0 −
растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми
посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Таким образом, из указанного нормативного регулирования следует,
что отходы, образовавшиеся от уборки за древесно-кустарниковыми посадками,
произрастающими на придомовой территории, является группой отходов, относящейся
к твердым коммунальным отходам.
В статье 13 Закона № 89-ФЗ определено, что территории
муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии
с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление
ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными
отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком
накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.11.2016 № 1156 «Об обращении
с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление
Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 № 641» утверждены Правила обращения с
твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156).
Согласно пункту 10 Правил № 1156 в соответствии с договором
на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления твердых
коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется
потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в
мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной
системы), в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в
пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 1156 региональный
оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с
момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пунктом 13(1) Правил № 1156 установлено, что региональный
оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году
фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного
самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению
контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления
твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие
контейнеры и бункеры. Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра
мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную
информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в
соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Пунктом 16 Правил № 1156 предусмотрено, что в случае обнаружения
региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем
которых превышает 1 куб. м., на земельном участке, не предназначенном для этих
целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного
размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в
течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить
подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка,
орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный
экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения
твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить
подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости
ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в
течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на
оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения
твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 Правил № 1156 предусмотрено, что если собственник
земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального
оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых
коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным
оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места
несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный
оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику
земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых
коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в
суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Из материалов дела следует, что истцом осмотрены площадки
складирования ТКО, расположенные в жилой застройке частного сектора населенных
пунктов Тереньгульского района (т.1 л.д. 211-239, т.2 л.д. 9-16), и установлено
наличие несанкционированных свалок в виде отходов, образующихся при содержании
зеленых насаждений (ветки, листья деревьев, растительные отходы).
Судом указано, что региональный оператор в рамках
установленного тарифа на услугу, обеспечивает обращение с ТКО, которые учтены в
нормативах накопления ТКО.
Таким образом, суд, установив, что отходы, образующиеся при
уходе за древесно-кустарниковыми посадками в результате уборки придомовых
территорий индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов, относятся к ТКО,
пришел к верному выводу, что ООО «Контракт Плюс» обязано вывозить указанные ТКО
в рамках Соглашения от 25.05.2018.
Кроме того, из содержания представленных фотоматериалов
следует, что отходы, образовавшиеся при содержании зеленых насаждений (ветки,
листья деревья, растительные отходы), относятся к крупногабаритным, ввиду того,
что бункеры (мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных
отходов) на указанных контейнерных площадках отсутствуют, то складирование
осуществлено на прилегающей территории к контейнерным площадкам, то есть
фактически в месте (на площадке) накопления ТКО.
Из приведенного нормативного регулирования следует
обязанность ООО «Контракт Плюс» по погрузке в мусоровоз и вывозу с контейнерной
площадки крупногабаритных отходов (растительные отходы при уходе за
древесно-кустарниковыми посадками, образовавшиеся в результате уборки
придомовой территории индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов,
которые относятся к ТКО, а также обязанность регионального оператора принять
организационные меры в сфере обращения с отходами, а именно: организовать
подготовку и направление в орган местного самоуправления, уполномоченный на
ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведений о количестве
планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о
местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых
планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Доказательств, подтверждающих соблюдение ответчиком таких
обязанностей, ООО «Контракт Плюс» не представило.
Места
(площадки) накопления отходов включены в реестр мест накопления ТКО на
территории муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области, неисполнение региональным оператором обязанности по вывозу ТКО не может нарушать право потребителей на
оказание им коммунальной услуги по обращению с ТКО надлежащего качества и в
необходимом объеме, а бездействие регионального оператора способно повлечь
загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний, что
нарушит конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
То обстоятельство, что услуги по вывозке отходов,
складированных в контейнеры, исполняются ответчиком в полном объеме, не
свидетельствуют об исполнении возложенной на регионального оператора
обязанности по уборке мест погрузки твердых коммунальных отходов, стихийно
образовавшихся в результате ненадлежащего выполнения региональным оператором
своей обязанности по своевременному вывозу отходов, в связи с чем не являются
основаниями для отмены решения суда в обжалуемой части.
Обязанность по уборке мест (площадок) накопления ТКО
возникает при совершении действий (бездействия), влекущих загрязнение
контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке ТКО в мусоровозы и при
погрузке КГО. Данная обязанность по своей правовой природе не является бременем
содержания имущества и обусловлена исключительно действиями (бездействием)
лица, создающего опасность неблагоприятного воздействия твердых коммунальных
отходов на здоровье и среду обитания человека.
Доводы жалобы о том, что отходы образуются не только
от жизнедеятельности граждан, проживающих в жилых домах, никакими
доказательствами не подтверждены. Из фотоматериалов, из показаний
представителей истца, допрошенных судом свидетелей следует, что контейнерные
площадки организованы на территории жилого сектора. Данные доказательства
ответчиком не были опровергнуты ни в районном суде, ни в суде апелляционной
инстанции.
Вопреки доводам жалобы, возложение обязанности по вывозу ТКО
в соответствии с Соглашением от 25.05.2018 выходом за пределы заявленных
требований не является, суд таким образом конкретизировал правовой акт,
содержащий обязанности регионального оператора по вывозу ТКО.
В случае возникновения неясностей решения стороны вправе
обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения в соответствии со ст. 200
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15
июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
«Контракт Плюс» – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
05.12.2022.