У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0025-01-2022-000620-35
Судья Гришин П.С.
Дело № 33а-4634/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
22 ноября
2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Шайдуллова Азата
Зайдятовича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»,
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной
службы исполнения наказаний на решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 9 июня
2022 года по делу № 2а-447/2022, по которому постановлено:
административные
исковые требования Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично.
Признать незаконными
и нарушающим права осужденного Шайдуллова Азата Зайдятовича действия
(бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по
Хабаровскому краю выразившиеся в необеспечении
Шайдуллова Азата Зайдятовича в камере горячей водой надлежащего
качества.
Взыскать с
Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета
– Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в
пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсацию за нарушение условий содержания
в исправительном учреждении за период с 08.10.2021 по 31.12.2021 в размере 3000
руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении
остальной части административных исковых требований Шайдуллова Азата
Зайдятовича к Федеральному казенному учреждению ИК-6 УФСИН России по
Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний отказать.
В удовлетворении
административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к УФСИН России
по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению
Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации за
нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 08.10.2021
по 31.12.2021 в сумме 30 000
руб. отказать.
Решение в части
взыскания с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств
федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны
Российской Федерации в пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсации за
нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 08.10.2021
по 31.12.2021 в размере 3000 руб. подлежит немедленному исполнению.
Заслушав
доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Шайдуллова А.З., поддержавшего доводы
своей апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шайдуллов
А.З. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному
учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому
краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской
Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о
признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за нарушение
условий содержания при отбывании наказания.
Требования
мотивировал тем, что в период с 08.10.2021 по 31.12.2021 в камеру, где он содержится,
была осуществлена подача горячей воды путем отбора из централизованной открытой
системы теплоснабжения – жидкое химическое соединение темного цвета с характерным запахом каучука, что не
соответствовало безопасности жизнеобеспечения. Подача была прекращена
01.01.2022 в связи с прорывом системы.
Просил признать
действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по
неосуществлению контроля за подаваемой горячей водой, необеспечению Шайдуллова
А.З. в камере в период с 08.10.2021 по 31.12.2021 горячей водой надлежащего
качества незаконными, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в
исправительном учреждении в сумме 30 000 рублей.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц – Комсомольская-на-Амуре прокуратура по
надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ООО «Шелеховский
теплоэнергетический комплекс».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Шайдуллов А.З. не соглашается с решением суда, просит его изменить в
части увеличения размера компенсации морального вреда. В обоснование доводов
жалобы указывает, что суд отказал в удовлетворении его ходатайства о проверке
качества воды, при этом имеется акт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Хабаровском крае» от 24.02.2022, согласно которому в воде было превышение
содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз. Обращает внимание, что
в возражениях на административный иск по делу №2а-2321/2022 Чердаклинского районного
суда представитель ответчиков сам признал факт подачи горячей воды
ненадлежащего качества в оспариваемый период, в связи с чем подача горячей воды
в душевые была прекращена 25.11.2021. 28.02.2022 руководством учреждения было
принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для
исключения угрозы их здоровью. Ссылаясь на судебную практику по аналогичным
делам, считает взысканную компенсацию в сумме 3000 руб. заниженной, не
соответствующей принципам разумности и справедливости.
В апелляционной
жалобе Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №6 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управление
Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральная
служба исполнения наказаний не соглашаются с решением суда, просят его отменить
как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы
указывают, что на момент начала постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по
Хабаровскому краю в 1994 году система водоснабжения и канализации были
запроектированы в соответствии с «Временными нормами проектирования
следственных изоляторов МВД России» и в соответствии с п.8.5 рабочей
документации был предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые
нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме. Теплоснабжающей
организацией п. Эльбан, в котором находится исправительная колония, является
ООО «ШелТЭК», которое оказывает потребителям услуги горячего водоснабжения.
Указывает, что проектной документацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому
краю не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячего водоснабжения
в камеры содержания. Кроме того, из содержания Приказа Минюста Российской
Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп, утвердившего Инструкцию по проектированию
исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации, не следует, что приведенные в ней
нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые
были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа. Также
следует учитывать, что согласно п.20.5 вышеназванной Инструкции при
реконструкции или перепрофилировании зданий иного назначения под здания ИК
общего и строгого режимов, ИК особого режима для осужденных ООР,
колоний-поселений допускается не предусматривать подводку горячей воды к
умывальникам в общежитиях различного вида содержания, ПКТ, ШИЗО, одиночных
камерах, карантинах, школах для осужденных, клубах, а также к умывальникам в
ДИЗО в ВК и к умывальникам в уборных для АУП в административном здании. В ФКУ
ИК-6 УФСИН Росси по Хабаровскому краю горячее водоснабжение обеспечивается
путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного
типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется
горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в
исправительной колонии имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается
использовать кипятильники. Указывают, что действующим законодательством не
установлена обязанность обеспечения
осужденных горячей водой в камерах.
Полагают, что
положения Свода Правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от
20.10.2017 № 1454/пр, введенного в действие с 21.04.2018, не подлежат
применению при разрешении настоящего спора, поскольку данный Свод Правил
распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный
ремонт зданий, помещений и сооружении исправительных, лечебных исправительных,
лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров
уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к
планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров,
лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений. Рабочая
документация объекта «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4»
утверждена в 1994 году, сам объект построен в 2012 году, введен в эксплуатацию
27.12.2012, что говорит о том, что проектирование и строительство объекта было
произведено до введения в действие вышеназванных нормативно-правовых актов и
соответствовало нормативно-правовым актам, действовавшим в период
проектирования и строительства данного объекта. Администрация исправительного
учреждения неоднократно обращалась к Главе Эльбанского городского поселения
Амурского муниципального района по вопросу отсутствия горячего водоснабжения и
его организации.
07.10.2021 в камеры
и душевые исправительного учреждения началась подача горячей воды, забор
которой производился из открытой системы отопления ООО «ШелТЭК». После
подключения осужденные начали жаловаться на качество подаваемо воды, в связи с
чем подача е в душевые была прекращена 25.11.2021. В камеры вода продолжала подаваться,
а помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических
бойлерах накопительного типа. 24.02.2022 была произведена лабораторная проверка
качества воды (акт № 2.714 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском
крае» от 24.02.2022), которая выявила превышение содержания железа более чем в
10 раз, мутности в 10 раз. 28.02.2022 руководством учреждения было принято
решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения
угрозы их здоровью.
Полагают, что оснований
для взыскания компенсации морального вреда не имелось, поскольку для
административного истца не наступили какие-либо негативные последствия, при
этом в п.Эльбан отсутствует
централизованное горячее водоснабжение, в таком же положении находятся жители
поселка, в том числе и сотрудники учреждения. Нарушение правил проектирования,
если такие имеются, не являются нарушением условий содержания осужденных.
Размер взысканной компенсации в сумме 3000 рублей считают завышенным, не
соответствующим принципам разумности и справедливости.
В судебное заседание
кроме Шайдуллова А.З. иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционных жалоб, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к выводу об
отсутствии оснований к отмене решения суда.
Согласно ч.2 ст.10
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при
исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан
Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным,
уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 227.1
КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном
учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с
условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия
(бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц,
государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22,
может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных
законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном
учреждении.
В соответствии с
частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации
(далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в
исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в
исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право
обратиться в суд в порядке, установленном КАС
РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении
за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация
за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении
присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств
допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от
наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их
должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10
УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы
и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их
исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан
Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным,
уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и
обязанности осужденных определяются УИК
РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со ст. 99
УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению
свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 9
Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-I «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое
обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным
обязательством Российской Федерации.
Из содержания пп. 6 п.3
Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН
России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий
содержания, соответствующих нормам международного права, положениям
международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно п.20.1
Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации,
утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130-ДСП
(далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы
хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением,
канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП
2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку
холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует
предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех
зданиях (п.20.5 Инструкции).
В силу п.п.19.2.1,
19.2.5
Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр, здания исправительных учреждений
должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами,
горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих
нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует
предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим
обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам),
душевым сеткам и т.п.).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды
обитания» установлены санитарно-микробиологические и паразитологические
показатели безопасности воды централизованного питьевого водоснабжения, в том
числе горячего водоснабжения (раздел 3, таблица 3.5).
Как следует из материалов дела, Шайдуллов А.З. осужден 16.06.2009
Ульяновским областным судом по ч.3 ст.33 п.п. «к, в» ч.2 ст.105, п.п. «а, б, з»
ч.2 ст.105, ч.2 ст.222, ч.4 ст.162, ч.1 ст.30 п.п. «д, ж, з» ч.2 ст.105 УК РФ, окончательно на основании
ч.3 ст.69 УК РФ, ч.5 ст.69 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием
наказания в исправительной колонии особого режима.
С 17.10.2017 Шайдуллов А.З.
отбывает наказание в ФКУ ИК- 6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Горячее
водоснабжение в камерах, где отбывают наказание осужденные, отсутствует по
причине незавершения работ по строительству и вводу в эксплуатацию газовой
котельной. Помывка осужденных осуществляется еженедельно в душевых помещениях
горячей водой, нагретой в электрических бойлерах. В колонии имеется прачечная.
В камерах осужденным для нагрева воды разрешается использовать кипятильники.
ФКУ ИК- 6 УФСИН
России по Хабаровскому краю как объект капитального строительства «Режимный
корпус на 800 человек в учреждении
ИЗ-22/4», построен в 2012 году и введен в эксплуатацию 27.12.2012, рабочая
документация утверждена в соответствии с «Временными нормами проектирования
следственных изоляторов МВД России.
В соответствии с п.8.5 рабочей документации предусмотрен
водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с
присоединением по открытой схеме.
В соответствии с п.19.1 ст.2, ч.2.1 ст.13 Федерального
закона от 27.07.2010 «О теплоснабжении» ФКУ ИК- 6 УФСИН России по Хабаровскому
краю заключен договор с ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (далее -
ООО «ШелТЭК»). Выполняя функции теплоснабжающей организации, ООО «ШелТЭК»,
оказывает исправительного учреждению услуга горячего водоснабжения.
07.10.2021 в камеры и душевые ФКУ ИК- 6 УФСИН России по
Хабаровскому краю началась подача горячей воды, забор которой производился из
открытой системы отопления ООО «ШелТЭК».
Допрошенные
в судебном заседании суда первой инстанции свидетели Миронов Э.В. Кучменов
А.Б., Орипов В.В. подтвердили доводы административного истца Шайдуллова А.З. о
том, что с начала подачи отопления, в период с 08.10.2021 по декабрь 2021 года включительно
вода в камеры осужденных подавалась очень грязная и имела сильный неприятный
запах.
Данные
обстоятельства не оспаривались ФКУ
ИК- 6 УФСИН России по Хабаровскому краю в ходе рассмотрения дела.
Согласно
справке ФКУ ИК- 6 от 06.04.2022 с
07.10.2021 в камеры и душевые ИК-6 началась подача горячей воды из открытой
системы отопления. После поступления жалоб осужденных на качество горячей воды
ее подача была прекращена в душевые 25.11.2022, а в камеры продолжала подаваться.
24.02.2022 была произведена лабораторная проверка качества воды, которая
выявила превышение содержания железа и мутности. 28.02.2022 руководством
учреждения было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры
осужденных для исключения угрозы их здоровью (л.д.98).
Установив
вышеуказанные обстоятельства, оценив представленные доказательства в их
совокупности, районный руд, правильно применив нормы материального права,
пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 08.10.2021 по 31.12.2021
Шайдуллов А.З. в камере не был обеспечен горячей водой надлежащего качества,
что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении, в
связи с чем удовлетворил частично его административный иск.
С выводами районного суда судебная коллегия соглашается,
поскольку именно исправительное учреждение несет ответственность за обеспечение
надлежащего качества воды, подаваемой осужденным.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы Шайдуллова А.З., размер компенсации определен судом в
разумном размере, исходя из характера и продолжительности нарушения условий содержания,
обстоятельств, при которых оно было допущено, в том числе отсутствие негативных
последствий для административного истца.
Также судом первой инстанции правомерно
приняты во внимание конструктивные особенности системы горячего водоснабжения здания
ФКУ ИК-6, своевременное принятие административным ответчиком мер, направленных
на устранение выявленных недостатков и на организацию горячего водоснабжения в
исправительном учреждении по временным схемам, а также то, что у казенного
учреждения отсутствуют собственные средства.
Ссылка заявителя на
судебную практику по аналогичным делам на правильность выводов суда не влияет,
поскольку они не могут иметь преюдициального значения при рассмотрении
настоящего спора.
Доводы апелляционной
жалобы ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и УФСИН России по
Хабаровскому краю о том, что судом не принята во внимание дата проектирования,
строительства и реконструкции здания ФКУ ИК-6, не исследовались проекты на
предмет подведения системы горячего водоснабжения, оказание услуг
теплоснабжающей организацией ООО «ШелТЭК», а также то, что горячее
водоснабжение в камерах осужденных в принципе не предусмотрено законом,
судебной коллегией отклоняется, поскольку фактически горячая вода в спорный
период в камеру административного истца ФКУ ИК-6 подавалась, следовательно, ее
качество должно было быть надлежащим.
В целом доводы
апелляционных жалоб направлены на переоценку доказательств и установленных по
делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы
юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Само по себе
несогласие заявителей с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств
дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела
допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение
судом норм материального или процессуального права.
Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения
суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 9 июня 2022 года оставить без изменения,
апелляционные жалобы Шайдуллова Азата Зайдятовича, Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Хабаровскому краю», Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи