УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-004145-44
Судья Шабинская Е. А.
Дело № 33-4669/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 13 июля 2022 года по делу № 2-2866/2022, по
которому постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского района
г.Ульяновска, действующего в интересах Сабирзановой Зои Валентиновны и
несовершеннолетнего ***, удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу Сабирзановой Зои Валентиновны денежную сумму в размере 26 940 руб. в
счёт возмещения расходов на приобретение для *** за период с 24 марта 2022 года
по 16 июня 2022 года ***.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах
Сабирзановой З.В. и несовершеннолетнего *** обратился в суд с иском к
Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на
приобретение медицинских изделий. В обоснование иска указал, что *** является ***-инвалидом,
имеет диагноз: ***, нуждается в постоянном контроле ***. В соответствии с
выписным эпикризом ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии»
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2021 года по
жизненным показаниям *** рекомендовано применение ***. Протоколом врачебной комиссии
ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»
№12/61 от 31 января 2022 года принято решение о нуждаемости *** в применении ***.
Ответчик не обеспечил возможность получения ребёнком ***. Прокурор просил
обязать ответчика возместить Сабирзановой З.В. расходы в сумме 26
940 руб. на приобретение для несовершеннолетнего сына *** ***.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время выписка *** и
обеспечение данной системой невозможны, так как система не включена ни в один
льготный перечень. Ежемесячное обеспечение расходными материалами к *** за счет
средств обязательного медицинского страхования также не осуществляется.
Действующее законодательство, регулирующее вопросы льготного лекарственного
обеспечения медицинскими изделиями, также не предусматривает обеспечение
системой *** ***. Обращает внимание суда, что использование *** не исключает
применение ***. Препараты и изделия сверх льготных перечней,
установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены
пациентами за свой счет. Закупка данного медицинского изделия, которое не
включено ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством положений
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, ***
года рождения, является ***-инвалидом (л.д. 10-11).
Родителями несовершеннолетнего *** являются *** М.Р. и
Сабирзанова З.В. (л.д. 10).
В период с 20 по 27 декабря 2021 года несовершеннолетний
находился на обследовании и лечении в отделении наследственных эндокринопатий
ФГБУ «НМИЦ эндокринологии Минздрава России» с основным диагнозом: ***.
Согласно выписному эпикризу данного лечебного
учреждения несовершеннолетний ***
переведен на ***.
Решением врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая
больница Святого апостола Андрея Первозванного» от 31 января 2022 года № 12/61
подтверждена нуждаемость несовершеннолетнего *** в ***; решено ходатайствовать
перед Министерством здравоохранения Ульяновской области о льготном обеспечении ***
*** в 2022 году по индивидуальной закупке из расчета 1 сенсор на 14 дней
ежемесячно (л.д. 13).
10 марта 2022 года лечащим врачом несовершеннолетнему ***
оформлен рецептурный бланк на медицинские изделия – ***
Материалами дела подтверждено, что *** несовершеннолетний ***
не обеспечивался, в связи с чем его законный представитель – мать Сабирзанова
З.В. приобретала указанные медицинские изделия за счет собственных средств, 24
марта 2022 года понесла расходы на общую сумму 26 940 руб. (л.д. 7).
Ссылаясь на нарушение прав ребенка-инвалида, страдающего
заболеванием «***», необходимыми медицинскими изделиями, прокурор обратился в
суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим
применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении
иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно
части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений (часть 1
статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким
образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее
человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым
нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья
граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»).
В
силу статьи 4
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе
которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья.
Источниками
финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан,
средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные
пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации
источники (статья 82
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К
числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и
иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования
(часть 2
статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Статьей 29
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Медицинскими
изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование,
материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в
сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми
для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное
обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма
человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения,
изменения анатомической структуры или физиологических функций организма,
предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых
не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или
метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут
признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному
назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг
друга (ч. 1 ст. 38
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Согласно
части 1
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями,
и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное
наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень
социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность
для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из
высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения
продолжительности жизни заболевших (часть 2
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены Перечень
социально значимых заболеваний и Перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень
социально значимых заболеваний включен, в том числе, *** (коды заболеваний по
международной классификации
болезней (***).
В
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября
2019 года № 2406-р в Перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского
применения, входят препараты для лечения ***.
Из
приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи
следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации
является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение
реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового
обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования.
Медицинские
изделия для осуществления *** не включены в Перечень
медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при
предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р «Об
утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека
при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на
медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг».
Вместе
с тем, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится
оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых
«***», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую
помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «***»,
за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского
страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского
страхования, относится ***. При этом использование по назначению такого
медицинского изделия, как ***, невозможно без расходных материалов к ней (***),
являющихся неотъемлемой частью системы *** и требующих периодической замены.
Бесплатное
предоставление указанных расходных материалов к *** входит в число гарантий,
предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину
по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет
субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования
установлена ***, то обеспечение его расходными материалами к ***, без которых
функционирование *** и применение ее по назначению невозможно, также должно
осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в
противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с
программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Таким
образом, расходные материалы *** относятся к числу изделий медицинского
назначения, которые должны быть предоставлены несовершеннолетнему ***
бесплатно.
Доводы
апелляционной жалобы об обратном не основаны на законе и материалах дела, в
связи с чем не могут служить поводом для отмены судебного решения.
В
соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,
право которого нарушено, может требовать полного
возмещения причиненных
ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в
меньшем размере.
Под
убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или
должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение
его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо
получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не
было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской
Федерации).
Материалами
дела подтверждено, что несовершеннолетнему *** лечащим врачом был оформлен
рецепт на спорные медицинские изделия.
Поскольку
несовершеннолетний *** не обеспечивался бесплатно необходимыми медицинскими
изделиями по выписанному льготному рецепту, его мать понесла расходы на
самостоятельное приобретение таких изделий, суд первой инстанции пришел к правомерному
выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства
здравоохранения Ульяновской области понесенных расходов в пользу законного
представителя несовершеннолетнего.
Доводы
жалобы о нарушении Министерством норм бюджетного законодательства в случае
закупки спорных медицинских изделий судебной коллегией отклоняются.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года №25/565-П утверждено
Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, согласно п. 1.1
которого Министерство здравоохранения Ульяновской области является
исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории
Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья и в силу
п. 2.1 реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно
и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам
населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения» (подп. 20); организует обеспечение граждан
лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания
для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый
Правительством Российской Федерации (подп. 21).
Таким
образом, именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена
обязанность по обеспечению инвалидов, к числу которых относится
несовершеннолетний *** медицинскими изделиями.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 июля 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.11.2022.