УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова О.В. 73RS0001-01-2022-003972-78
Дело № 33-4671/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 ноября 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.
при секретаре Абросимовой
А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения –
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня
2022 года с учетом определения судьи того же суда от 2 августа об исправлении
описки по гражданскому делу № 2-2785/2022,
по которому постановлено:
исковые требования
исполняющего обязанности прокурора
Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Жировова Сергея
Максимовича, удовлетворить.
Обязать
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации обеспечить Жировова Сергея
Максимовича техническим средством реабилитации в соответствии с его
индивидуальной программой реабилитации №1709.10.73/2021 от 28.12.2021 ***.
Взыскать с
Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации в пользу Жировова Сергея
Максимовича компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
В удовлетворении
исковых требований в остальной части отказать.
Заслушав доклад
председательствующего, пояснение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
И.о. прокурора
Заволжского района г.Ульяновска, действующий в интересах Жировова С.М,
обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому
региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о
возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.
Требования
мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки было выявлено, что в
соответствии с утвержденной индивидуальной программой реабилитации инвалида
№1709.10.73/2021 от 28.12.2021 инвалид *** группы Жировов С.М. нуждается в
обеспечении следующим техническим средством реабилитации (далее ТСР) – ***. До
настоящего времени он не обеспечен указанным ТСР. Данным бездействием Жировову
С.М. причиняются моральные страдания.
Просил суд обязать
ответчика обеспечить Жировова С.М. указанным ТСР, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию
морального вреда в размере 2000 руб.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования РФ просит отменить решение суда и принять новое
решение. В обоснование жалобы указывает, что обеспечение инвалидов ТСР
осуществляется на основании контрактов, заключенных с организациями,
отобранными на конкурсной основе в соответствии с Законом №44-ФЗ. Выдача
направления на получение (изготовление) ТСР может быть осущетсвлена только
после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Законом №44-ФЗ и
заключения контракта на изготовление либо получение технических средств
реабилитации. Суд необоснованно взыскал в пользу истца компенсацию морального
вреда, поскольку не предоставлены доказательства причинно-следственной связи
между несвоевременным предоставлением истцу средств ТСР и ухудшением состояния
здоровья истца. Не предоставлены доказательства того, что в результате действия
регионального отделения истец был лишен принадлежащего ему права на обеспечение
ТСР и реализация его права была возможна только исключительно путем
предоставления ответчиком технических средств реабилитации в натуре. Кроме
того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных
средств, выделенных на обеспечение инвалидов ТСР и на выплату компенсации за
самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет ущемление прав
других получателей ТСР.
Дело рассмотрено в
отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует и судом установлено, что Жировов С.М. является инвалидом *** группы.
В соответствии с
ИПРА №1709.10.73/2021 от 28.12.2021 он нуждается в обеспечении следующим
техническим средством реабилитации – ***.
На период
рассмотрения дела в суде первой инстанции
Жировов С.М. указанными ТСР не обеспечен.
Согласно
ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду,
утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по
месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида
(ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления
представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ,
удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также
документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п.5 Правил
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4
настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления
инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом,
представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в
письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4
настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения
такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки
соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4
настоящих Правил.
Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Как установлено материалами дела и не оспаривается
ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническим средством
реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах Жировова
С.М.
Из
действующего законодательства не следует, что право инвалида на получение
технических средств реабилитации может быть поставлено в зависимость от
проведения аукциона, закупок.
По
смыслу вышеназванных норм материального права технические средства реабилитации
инвалида при наличии медицинских показаний должны предоставляться без
каких-либо условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право на обеспечение
техническими средствами реабилитации могло быть реализовано истцом за счет
выплаты денежной компенсации, через получение электронного сертификата как
основание для освобождения от компенсации морального вреда не может повлечь
отмену постановленного судебного акта, поскольку это право истца, а не
обязанность.
Таким
образом, предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным
категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни,
поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния
физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим
на обеспечение достоинства их личности.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
истца-инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами
реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых
требований.
Удовлетворяя
требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из
положений ст.151 ГК РФ, учел характер
имеющегося у Жировова С.М. заболевания, нуждаемость в технических средствах
реабилитации, что влечет
причинение ему нравственных и физических страданий, и определил размер
компенсации морального вреда в размере 2
000 руб.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что не
представлены доказательства причинения истцу нравственных и физических
страданий, несостоятельны. Сам факт не обеспечения истца ТСР является доказательством того, что
истцу причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных
средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида,
создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной
жалобы в части того, что денежные средства, которые ответчик обязан выплатить
по настоящему решению суда, будут взяты
из средств, предназначенных для обеспечения инвалидов ТСР, что приведет к
ущемлению прав иных лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Так, компенсация морального вреда, причиненного
несвоевременным обеспечением инвалида ТСР, фактически является восстановлением
нарушенного права. Соответственно,
отсутствие у ответчика денежных средств на выплату компенсации морального вреда не является основанием к
отказу в удовлетворении данных исковых требований.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 28 июня 2022 года с учетом определения
судьи того же суда от 2 августа об исправлении описки оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный
суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 24.11.2022