Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 29.11.2022 под номером 103053, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-003962-11

Судья Сизов И.А.                                                                     Дело № 33-4572/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июня 2022 года по делу № 2-2791/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней М*** - удовлетворить.

Обязать  Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать М*** *** рецепты на обеспечение ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать  М*** В*** А*** *** по выписанным Государственным учреждением здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» рецептам.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурораДанилова Е.В., законного представителя М*** В.А. – Ягуповой Н.В., полагавших решение  суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней М*** обратился в суд с иском Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности выписывать льготные рецепты и обеспечить медицинскими изделиями.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска проведена проверка  в интересах *** М*** В.А., страдающего ***. В ходе проверки установлено, что несовершеннолетней М*** В.А. рекомендован самоконтроль гликемии для непрерывного мониторирования гликемии устройством ***, противопоказаний для его использования не выявлено. До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение М*** В.А. ***, не приняты. Льготные рецепты на получение ***  ГУЗ  «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не выписываются.

Прокурор просил обязать  ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней М*** В.А. рецепты на обеспечение *** ***), обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  несовершеннолетнюю данной ***.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты РФ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не соглашается с решением суда в части возложения обязанности  обеспечить льготными рецептами на получение *** просит его отменить и приостановить исполнение решения в данной части до рассмотрения апелляционной жалобы.

В обоснование жалобы указывает, что система *** не включена в Перечень медицинских изделий, утвержденных распоряжением Правительства РФ №3053-р от 31.12.2018. Данная система является дополнительной функцией в инсулиновой помпе, используется для удобства родителей и не заменяет тест-полоски, в связи с чем отсутствие обеспечения М*** В.А. *** не приведет к жизнеугрожающим для нее последствиям. В соответствии с утвержденными Стандартами медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа Приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н, системы флеш-мониторинга не включены в перечень медицинских изделий данного стандарта.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что производить оплату ***, а также обеспечивать данной системой невозможно, поскольку данная система не включена ни в один льготный перечень. В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 № 804н, услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена, в связи с чем ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется. Указывает, что использование *** не исключает применение глюкометра и тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови. *** может использоваться как дополнение для удобства родителей, однако не заменит тест-полоски и не является жизненно важной. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Ссылается на то, что *** глюкозы не включена в Перечень медицинских изделий, утвержденных распоряжением Правительства РФ №3053-р от 31.12.2018. Медицинское изделие с торговым наименованием *** не входит в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый 2023-2024 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области № 735-П от 30.12.2021, в связи с чем не может быть предоставлена на бесплатной основе по рецепту врача. Закупка медицинского изделия с торговым наименованием *** является необоснованной и приведет к нарушению Министерством ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств» и повлечет привлечение должностных лиц, допустивших закупку нельготного изделия, к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.   

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора и           Ягуповой Н.В., другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе ***

Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетняя  М*** В.А., *** г.р., является ребенком-инвалидом, страдает ***, что подтверждается медицинской документацией, не оспаривается представителями ответчиков.   

Нуждаемость несовершеннолетней М*** В.А. в использовании *** обосновывается жизненными показаниями, подтверждается протоколом врачебной комиссии по экспертизе льготного обеспечения медицинскими изделиями.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 № 805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении *** у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида М*** В.А. суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартом  медицинской помощи ***, утвержденным приказом Минздрава РФ № 1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение *** относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Непрерывный мониторинг глюкозы *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в обеспечении несовершеннолетней М*** В.А. как ребенка, страдающего социально значимым заболеванием «***» за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанным изделием медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Решение о том, что закупка Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия медицинского назначения и препаратов должна производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска», в котором несовершеннолетняя М*** В.А. состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

На защиту, в том числе прав и законных интересов несовершеннолетней М*** В.А., направлено принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва постановление от 24.11.2021 №249-8 ГД «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект №1258295-7), которым Правительству Российской Федерации рекомендовано провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного ***  и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований для приостановления исполнения решения не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 июня          2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница                  г. Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий         

 

Судьи