Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ою обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 06.12.2022 под номером 103041, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-003358-23

Судья Кочергаева О.П.                                                             Дело № 33-4450/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г., 

судей  Богомолова С.В., Федоровой Л.Г., 

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г.Димитровграда и апелляционную жалобу Николаевой Татьяны Николаевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 августа 2022 года по делу № 2-1713/2022, которым постановлено: 

 

иск прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах *** удовлетворить частично. 

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой Татьяны Николаевны  денежные средства в размере 8980 (восемь тысяч девятьсот восемьдесят) руб., затраченные на приобретение медицинских изделий  для несовершеннолетней ***,  *** года рождения. 

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу ***, в интересах которой действует Николаева Татьяна Николаевна, компенсацию морального вреда в размере 5000  (пять тысяч) руб.

В удовлетворении исковых требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области, заявленных в интересах *** к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» о понуждении к  обеспечению медицинскими изделиями, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий и  компенсации морального вреда в большем размере  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И. поддержавшего апелляционное представление и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор города Димитровграда обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно–клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико–биологического агентства» (ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о понуждении к обеспечению медицинскими изделиями,   взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что  в связи с поступившим обращением матери несовершеннолетнего  проведена проверка соблюдения   законодательства о льготном лекарственном обеспечении, в ходе которой установлено, что ***, *** года рождения, является ***-инвалидом, страдает ***, в связи с чем имеет право на льготное лекарственное обеспечение. Матерью несовершеннолетней в 2022 году приобретался  ***, на что затрачено 35 920 руб., при этом на приобретение указанного изделия выписывался рецепт 21.12.2021, однако в установленном законом порядке он не обеспечен.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области,               ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России организовать обеспечение ***  медицинскими изделиями – *** в соответствии с назначением врача; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в пользу матери несовершеннолетней Николаевой Т.Н. денежные средства, затраченные на приобретение медицинских   изделий в указанной выше сумме. Кроме того, просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу      Николаевой Т.Н. компенсацию морального вреда 20 000 руб. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г.Димитровграда просит решение суда отменить. В обоснование представления приведены доводы заявленного в суде иска. Кроме того, в апелляционном представлении указано, непредставление *** медицинских изделий влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо. *** длительное время не были выданы медицинские изделия, что негативно влияет на состояние ее здоровья. В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней пояснила, что *** устанавливается *** на 14 дней. С него поступает информация *** постоянно на ее телефон, и она имеет возможность принять оперативные меры к его нормализации, что способствует недопущению резкого ухудшения самочувствия ребенка, ***.

В апелляционной жалобе Николаева Т.Н. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные изложенным в апелляционном представлении прокурора.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобы – без удовлетворения.    

В возражениях на апелляционное представление Министерство здравоохранения Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.    

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  возражениях.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетняя ***., ***  года рождения,  является ***-инвалидом (л.д. 8). Николаева Т.Н. приходится матерью несовершеннолетней ***., что подтверждено копией свидетельства о рождении ребенка (л.д. 21). 

*** страдает заболеванием ***, что подтверждено выписными эпикризами из медицинских учреждений, где несовершеннолетняя проходила лечение (л.д. 22-28). Согласно указанным медицинским  документам, ребенку  рекомендован ***.

21.12.2021 лечащим врачом  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России *** выписан рецепт на получение *** (с длительностью не менее 14 дней), №2 (л.д. 9).

Поскольку указанный рецепт обслужен не был, указанное медицинское изделие было самостоятельно приобретено матерью *** – Николаевой Т.Н. 18.01.2022, что подтверждается кассовым и товарным чеком на сумму 8980 руб.

Министерство здравоохранения Ульяновской области в отзыве на иск прокурора не отрицало факт необеспеченния несовершеннолетнего выписанным медицинским изделием. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу  законного представителя несовершеннолетней денежные средства в размере  8980 руб., затраченные на приобретение медицинских изделий.

Решение суда в указанной части не оспаривается.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, заявленного в интересах несовершеннолетней ***., страдающей ***, ***-инвалида к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к обеспечению ***, взыскании затраченных на приобретение медицинских изделий денежных средств в размере 26 940 руб., суд первой инстанции исходил из того, что *** не является для  истца жизненно необходимой при условии обеспечения ***,  решения  врачебной комиссией   о необходимости применения *** по жизненным показаниям  ***,  не  имеется.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, в связи с чем находит доводы апелляционного представителя и апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга  (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе ***

Из материалов дела следует, что *** *** года рождения, является ***-инвалидом,  страдает ***, в связи с чем, наблюдается у врача-***. Для контроля уровня *** использует ***

Как указывалось выше, 21 декабря 2021 года лечащим врачом *** был выписан рецепт на *** с длительностью не менее 14 дней (л.д. 9), между тем Министерством здравоохранения Ульяновской области она указанной системой обеспечена не была.

Как следует из письменных пояснений лечащего врача *** *** не входит в перечень медицинских изделий при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства РФ № 3053-Р. Согласно вступившим в силу с 01.01.2022 клиническим рекомендациям по ***  у детей *** является альтернативой определения ***

Согласно справки от 17.08.2021, выданной лечащим врачом Детской поликлиники № 1 ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» ФМБА *** по жизненным показаниям нуждается ***

Как указано выше Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение  *** *** не принимались.

Льготные рецепты на получение *** после декабря 2021 года не выписывались.

Исследование *** методом *** включено в современные стандарты лечения *** у детей, которые не могут функционировать без расходных материалов к ним.

В связи с нуждаемостью ***-инвалида!% в системе *** мать ребенка – Николаева Т.Н. в марте, апреле и июне 2022 года приобрела за счет собственных средств *** в количестве 6 штук на сумму 26 940 руб. Факт приобретения указанных медицинских изделий и несения расходов на указанную сумму документально подтверждается товарными и кассовыми чеками (л.д. 12-19).

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных медицинских изделий, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при ***.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Клиническим рекомендациям по лечению ***, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее ***, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

Непрерывный мониторинг *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля *** и позволяет улучшить *** ***.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось, в связи с чем принятое судом решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетней *** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к  обеспечению медицинскими изделиями, взыскании денежных средств в сумме 26 940 руб. судебная коллегия не может признать правильным.

При этом в целом надлежащая организация обеспечения медицинскими изделиями предполагает обязанность лечебного учреждения выписывать соответствующие рецепты и обязанность Министерства здравоохранения Ульяновской области по обеспечению пациента медицинскими изделиями на основании таких рецептов.

В силу части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства обязанности выписывать ***, *** года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение *** в соответствии с рекомендациями врача, возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности бесплатно обеспечивать  ***, *** года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием - *** и взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Николаевой Татьяны Николаевны, действующей в интересах *** расходов на самостоятельное приобретение  медицинских изделий в размере 26 940 руб.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетней *** необходимыми медицинскими изделиями по выписанному рецепту ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что судебная коллегия удовлетворяет требования прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать *** медицинским изделием ***, которой ***-инвалид не был обеспечен, родителям пришлось за собственные денежные средства приобретать медицинские изделия, судебная коллегия приходит к выводу, что компенсация морального вреда, взысканная в пользу несовершеннолетнего *** не соответствует требованиям разумности и справедливости, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части взыскания компенсации морального вреда,  увеличить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, и определить ее в размере 8000 руб.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 августа 2022 года в части отказа в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда в интересах несовершеннолетней *** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к  обеспечению медицинскими изделиями, взыскании денежных средств в сумме 26 940 руб. отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства выписывать ***, *** года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение *** в соответствии с рекомендациями врача.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать  ***, на основании выписанных рецептов медицинским изделием - ***

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Николаевой Татьяны Николаевны, действующей в интересах ***, *** года рождения, расходы на самостоятельное приобретение  медицинских изделий в размере 26 940 руб.

Увеличить размер компенсации морального вреда подлежащей взысканию с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу ***, до 8000 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.11.2022.