Дело № 3а-257/2022
73OS0000-01-2022-000267-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2022 года г. Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Мытаревой А.С.,
с участием прокурора
Данилова Е.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального учреждения
Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской
области к муниципальному учреждению
Совет депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
Старомайнского района Ульяновской области о признании недействующим в части
решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва от 16
декабря 2022 года № 49 «О бюджете муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области на 2022 год и
плановый период 2023 и 2024 годов»,
у с т а н о в и л :
16 декабря 2022 года Советом депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского
района Ульяновской области четвертого созыва (далее также Совет депутатов МО
«Старомайнское городское поселение») принято решение № 49 «О бюджете муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
Указанное решение опубликовано в печатном
издании «Муниципальный вестник Заволжья» 20 декабря 2021 года № 152 (2867).
Муниципальное учреждение Администрация
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области (далее
также Администрация МО «Старомайнский район») обратилось в Ульяновский областной суд с административным
исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в котором
просило
1. признать недействующим в решении Совета
депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва от 16 декабря 2022
года № 49 «О бюджете муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области на 2022 год и плановый
период 2023 и 2024 годов» приложение № 6 «Ведомственная структура расходов
бюджета муниципального образования
«Старомайнское городское поселение»:
1) в части включения бюджетных
ассигнований бюджета муниципального
образования «Старомайнское городское поселение» в строку «Муниципальное учреждение Совет депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (КВСР 567):
- в размере 10 348,50000 тыс. рублей на
2022 год;
- в размере 9 200,00000 тыс. рублей на 2023
год;
- в размере 10 400,00000 тыс. рублей на
2024 год;
2) в части строк «Жилищно-коммунальное хозяйство»
КВСР 567 раздел 05, «Благоустройство» КВСР 567 раздел 05 подраздел 03, «Прочие
мероприятия по благоустройству поселений» КВСР 567 раздел 05 подраздел 03 КЦСР
1100060005, «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением
бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства» КВСР 567 раздел 05
подраздел 03 КЦСР 1100060005 КВР 452 с суммами на 2022 год – 10 345,50000
тыс. рублей, на 2023 год – 9 200,00000 тыс. рублей, на 2024 год – 10 400,00000 тыс. рублей,
2. обязать в течение месяца со дня вступления
решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт:
1)
заменяющий в приложении 6 к решению Совета депутатов муниципального
образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района
Ульяновской области четвертого созыва от 16 декабря 2022 года № 49 «О бюджете
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского
района Ульяновской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»
строки «Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования
«Старомайнский район» (КВСР 560 с
суммами на 2022 год - 17 661,31000 тыс. рублей, на 2023 год –
17 724,11000 тыс. рублей, на 2024 год – 16 973,11000 тыс. рублей), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (КВСР 560
раздел 05 с суммами на 2022 год – 6 571,800000 тыс. рублей, на 2023 год –
7 966,90000 тыс. рублей, на 2024 год – 3 102,90000 тыс. рублей),
«Благоустройство» (КВСР 560 раздел 05 подраздел 03 с суммами на 2022 год –
6 306,80000 тыс. рублей, на 2023 год – 4 701,90000 тыс. рублей, на
2024 год – 2 799,90000 тыс. рублей), в части увеличения объема расходов
бюджета в 2022 году на 10 348,50000 тыс.
рублей, в 2023 году на 9 200,00000 тыс. рублей и в 2024 году на
10 400,00000 тыс. рублей, строку «Муниципальное учреждение Совет депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (КВСР 567 с
суммами на 2022 год – 15 262,00000 тыс. рублей, на 2023 год –
14 422,60000 тыс. рублей, на 2024 год – 16 208, 40000 тыс.рублей) в
части уменьшения объема расходов бюджета в 2022 году на 10 348,50000
тыс.рублей, в 2023 году на 9 200,00000 тыс. рублей и в 2024 году на
10 400,00000 тыс. рублей;
2) исключающий в приложении 6 к указанному
решению Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» строки
«Жилищно-коммунальное хозяйство», «Благоустройство», «Прочие мероприятия по
благоустройству поселений», «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за
исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства».
В обоснование требований указало, что в силу
статьи 34, пункта 19 части 1 статьи 14, части 2 статьи 18 Федерального закона
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее также Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), частей 1.1,
4.1 статьи 28 Устава муниципального образования «Старомайнский район»
полномочия Администрации МО «Старомайнское городское поселение» в области
благоустройства подлежат исполнению Администрацией МО «Старомайнский район» за
счет средств бюджета муниципального образования «Старомайнское городское
поселение».
В
силу части 10
статьи 35 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ и Устава муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение», являясь
представительным органом местного самоуправления, не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения в
области благоустройства поселения, соответственно, он не может быть главным
распорядителем бюджетных средств в указанное сфере, а расходы в сфере благоустройства должны отражаться у
главного распорядителя бюджетных средств
с кодом классификации расходов бюджета 560 - Администрации муниципального образования
«Старомайнский район».
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц были привлечены Управление финансов муниципального
образования «Старомайнский район» и МУП «Старомайнское».
В судебном заседании представитель
Администрации МО «Старомайнский район» Завьялова М.С. поддержала уточненные
требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение» Карпухина С.А. в судебном заседании
пояснила, что полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими
удовлетворению. В обоснование указала, что оспариваемое решение было принято в
соответствии с полномочиями и с соблюдением установленных законодательством и
Уставом МО «Старомайнское городское поселение» порядка их принятия и
опубликования.
Утверждение бюджета муниципального образования
относится к исключительной компетенции Совета депутатов МО «Старомайнское
городское поселение». Административный истец в лице Главы Администрации МО
«Старомайнский район» не вправе обращаться в суд с указанным административным
иском, поскольку не является лицом, в отношении которого применен оспариваемый
нормативный правовой акт. В соответствии
с частью 1.1 статьи 28 Устава МО «Старомайнский район» Администрация МО
«Старомайнский район» исполняет полномочия Администрации МО «Старомайнское
городское поселение» в случаях,
предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ за счет собственных доходов и источников и
источников финансирования дефицита бюджета МО «Старомайнский район». Главные
распорядители бюджетных средств городского поселения – Администрация МО
«Старомайнский район» (код ***) и Совет депутатов МО «Старомайнское городское
поселение» (код ***) не вправе вмешиваться в деятельность друг друга, их права
и интересы не пересекаются и не затрагиваются.
Совет депутатов МО «Старомайнское городское
поселение» создал МУП «Старомайнское»,
является его учредителем, в связи с чем завел строку 567 05 03 1100060005 452
для указанного муниципального унитарного предприятия, что не запрещено нормами
действующего законодательства.
Представитель Управления финансов МО
«Старомайнский район» Фадеева А.С. в судебном заседании поддержала административное исковое
заявление Администрации МО
«Старомайнский район».
Представитель МУП «Старомайнское» Базанов
Н.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного
иска, указывая следующее.
Глава Администрации МО «Старомайнский район»
не наделен полномочиями по решению
вопросов местного значения МО «Старомайнское городское поселение», соответственно,
является ненадлежащим административным истцом. Права, свободы и законные
интересы административного истца не нарушены оспариваемым нормативным правовым
актом.
Финансовые средства из бюджета главного распорядителя бюджетных
средств могут перечисляться подведомственным
организациям, учреждениям и предприятиям. МУП «Старомайнское» является
подведомственным предприятием для его учредителя - Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение».
При утверждении Советом депутатов МО
«Старомайнское городское поселение»
бюджета МО «Старомайнское городское поселение» на 2022 год и плановый период
2023-2024 годов, предусматривающего включение средств для МУП «Старомайнское» в
раздел 05 и подраздел 0503, не нарушено действующее законодательство: Бюджетный
кодекс РФ, Приказы Министерства финансов РФ от 29 ноября 2017 года № 209н, от 8
июня 2018 года № 132н, от 6 июня 2019 года № 85н.
Удовлетворение административного иска не
позволит МУП «Старомайнское» получить существующую задолженность из бюджета
городского поселения за оказанные услуги и продолжать исполнять переданные
предприятию полномочия.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение
прокурора, полагавшего иск подлежащим
удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции
Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают
вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному правовому акту, в
соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые,
территориальные, организационные и экономические принципы организации местного
самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его
осуществления.
Пунктом
1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
к вопросам местного значения городского поселения отнесено составление и
рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета
поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение
отчета об исполнении бюджета поселения
Аналогичная по своему содержанию норма
закреплена в Уставе муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области, принятого решением Совета
депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 16
декабря 2005 года № 11 (ст. 8).
Согласно статье 7 Федерального закона от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного
самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны
противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным
законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным
нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям
(уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской
Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в структуру органов
местного самоуправления входит представительный орган муниципального
образования, которым в муниципальном образовании «Старомайнское городское
поселение» в соответствии с его Уставом является Совет депутатов.
Согласно пункту 1 статьи 25 Устава МО
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области в
исключительной компетенции Совета депутатов находятся утверждение местного
бюджета и отчета о его исполнении.
Таким образом, оспариваемый нормативный
правовой акт принят Советом депутатов МО «Старомайнское городское поселение» в
пределах предоставленных ему вышеуказанными правовыми актами полномочий.
Подпунктом
«в» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) установлено, что при
рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта
суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов,
устанавливающих процедуру принятия
оспариваемого нормативного правового акта.
В пунктах 29, 30 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике
рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов,
содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого
нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения
нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного
вида.
Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в
действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять,
соблюден ли порядок его опубликования и вступления в силу.
При этом обязанность доказывания этих
обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой
акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с частями 1, 1.1. статьи 35
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган
муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания
не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования
определяется правомочность заседания представительного органа муниципального
образования. Заседание представительного органа муниципального образования не
может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от
числа избранных депутатов.
Частью 1 статьи 24 Устава МО «Старомайнское
городское поселение» предусмотрено, что Совет депутатов поселения состоит из 12
депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет депутатов поселения может
осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от общей
численности депутатов, установленной настоящим Уставом.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 26 Устава
МО «Старомайнское городское поселение», порядок организации деятельности Совета
депутатов определяется настоящим Уставом и Регламентом, утверждаемым Советом
депутатов. Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам, отнесенным
к его компетенции, на заседаниях. Заседание Совета депутатов поселения не может
считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа
избранных депутатов.
Согласно пункту 10.10 Регламента Совета
депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»,
утвержденного решением Совета депутатов МО «Старомайнское городское
поселение» 12 августа 2009 года, решение
Совета депутатов считается принятым, если за него проголосовало более половины
от числа депутатов, установленного Уставом для Совета, если иное не установлено
действующим законодательством или Уставом поселения.
Как закреплено в части 3 статьи 37 Устава МО
«Старомайнское городское поселение», решения Совета депутатов поселения,
устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории поселения,
принимаются большинством голосов от установленной численности Совета депутатов
поселения, если иное не установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» и настоящим Уставом поселения.
Поскольку установленное количество депутатов
поселения согласно Уставу составляет 12, то решение может быть принято, если за
него проголосовало не менее 7 депутатов, как большинство от 12.
Из протокола заседания Совета депутатов от 16
декабря 2021 года № 41 следует, что из 12 избранных депутатов 2 депутата были
лишены полномочий, один депутат отсутствовал, на заседании присутствовало 9 депутатов, при этом один депутат участвовал
заочно.
Пунктами 10.9 и 10.11 Регламента Совета депутатов предусмотрено, что форма
голосования определяется требованиями Устава поселения либо процедурным
решением депутатов. Процедурное решение Совета считается принятым, если за него
проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов.
В протоколе заседания Совета депутатов от 16
декабря 2021 года № 41 указано, что «за» принятие бюджета проголосовало 7
депутатов с учетом отсутствующего депутата, воздержались 2 депутата.
Частью 1 статьи 39 Устава МО «Старомайнское
городское поселение» предусмотрено, что официальным опубликованием
муниципального правового акта органов местного самоуправления поселения
считается первая публикация его полного текста в периодических печатных
изданиях: газета «Муниципальный вестник Заволжья», газета «Старомайнские
известия».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд
приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят
уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.
По данным основаниям нормативный правовой акт административным истцом не
оспаривается.
В части соответствия указанных оспариваемых
положений нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд
приходит к следующему.
В соответствии со статьей 34 Федерального
закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация является
исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в
структуру органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 37 указанного
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется
уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного
значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Статьей 34 Устава МО «Старомайнское городское
поселение» администрация поселения не образуется. Полномочия администрации
поселения в полном объеме исполняет
Администрация МО «Старомайнский район».
Об исполнении Администрацией МО
«Старомайнский район» полномочий администрации МО «Старомайнское городское
поселение» указано и в пункте 4.1 Устава МО «Старомайнский район».
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение
правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального
контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил
благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для
инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и
предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в
соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны,
защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных
территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пунктам 10, 22, 25 статьи 35 Устава
МО «Старомайнское городское поселение» к полномочиям Администрации поселения,
исполняемым Администрацией муниципального образования «Старомайнский район»
относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и
организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц,
озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами
домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также
использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо
охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов
поселения); организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с подпунктами 9, 10 пункта 4.1
статьи 28 Устава МО «Старомайнский район» Ульяновской области Администрация муниципального
образования «Старомайнский район» выполняет следующие полномочия Администрации
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского
района Ульяновской области: организация благоустройства и озеленения территории
поселения, использование охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов
особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных
пунктов поселения; организация ритуальных услуг и обеспечение содержания в
надлежащем состоянии мест захоронения.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что финансовые обязательства,
возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет
средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным
бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В
случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться
за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных
фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия Администрации МО
«Старомайнское городское поселение» в области благоустройства подлежат
исполнению Администрацией МО «Старомайнский район» за счет средств бюджета МО
«Старомайнское городское поселение».
Приказом Министерства финансов РФ № 85н от 6
июня 2019 года утвержден Порядок
формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации,
их структуре и принципах назначения (далее также Порядок). Данный Порядок в
силу его пункта 1 определяет правила формирования и применения кодов бюджетной
классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации.
Согласно пункту 15 Порядка классификация расходов бюджетов
является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает
направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и
органами управления государственными внебюджетными фондами основных функций,
решение социально-экономических задач.
Код классификации расходов бюджетов состоит
из двадцати знаков. Структура
двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные
части (таблица 2): код главного распорядителя бюджетных средств (1-3 разряды);
код раздела (4-5 разряды); код подраздела (6-7 разряды); код целевой статьи
(8-17 разряды); код вида расходов (18-20 разряды) (п.16 Порядка).
Согласно п. 18.2.5 Порядка раздел 0500
«Жилищно-коммунальное хозяйство» классификации расходов бюджетов включает
расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли
экономики.
В указанный раздел
включен подраздел 0503 «Благоустройство», который включает расходы на
проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а
также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту
и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение
комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и
эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, в том
числе энергоэффективное освещение, озеленение территорий, установку указателей
с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых
архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной
деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых
территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных
домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
Кроме того, по
данному подразделу классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы
по организации и содержанию мест захоронения (кладбищ), мест захоронения бытовых
отходов, а также другие расходы по благоустройству в границах муниципальных
образований.
В нарушение приведенных положений законодательства в Приложении № 6
«Ведомственная структура расходов бюджета
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» к решению
Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва от 16 декабря 2022
года № 49 «О бюджете муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области на 2022 год и плановый
период 2023 и 2024 годов», которое отражают распределение бюджетных
ассигнований бюджета муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» по главным распорядителям бюджетных ассигнований, предусмотрено включение в расходную часть
бюджета по ведомственной принадлежности
для главного распорядителя Муниципальное учреждение «Совет депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (КВСР 567) бюджетных
ассигнований бюджета муниципального
образования «Старомайнское городское поселение»:
- в размере 10 348,50000 тыс. рублей на
2022 год;
- в размере 9 200,00000тыс. рублей на 2023
год;
- в размере 10 400,00000 тыс. рублей на
2024 год, а именно в
в раздел 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство»
КВСР 567, подраздел 05 03 «Благоустройство» КВСР 567, «Прочие мероприятия по
благоустройству поселений» КВСР 567 раздел 05 подраздел 03 КЦСР 1100060005,
«Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных
инвестиций в объекты капитального строительства» КВСР 567 раздел 05 подраздел
03 КЦСР 1100060005 КВР 452 указанных сумм бюджетных ассигнований бюджета
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» на 2022 год и
плановый период 2023 и 2024 годов.
Вместе с тем Совет депутатов не может быть
главным распорядителем бюджетных ассигнований на цели благоустройства,
поскольку в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
и Уставом МО «Старомайнское городское поселение» не является
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и не наделен
полномочиями по решению вопросов в области
благоустройства.
Кроме того, в соответствии с частью 15 статьи
35 Федерального закона от 6 октября 2003
года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» расходы на обеспечение деятельности представительного
органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с
классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Управление
и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования
или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме
средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за
исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности
представительного органа муниципального образования и депутатов.
Установленный указанной нормой закона
запрет основан на положениях части 1
статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой
исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного
внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается, соответственно,
Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Оспариваемыми нормами решения Совета
депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской
области четвертого созыва от 16 декабря 2022 года № 49 нарушен указанный
запрет, предусмотренный частью 15
статьи 35 Федерального закона от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ.
Учитывая, что подобное распределение
бюджетных ассигнований по подразделу 0503 «Благоустройство» раздела 05
«Жилищно-коммунальное хозяйство» противоречит Федеральному закону от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ, Уставам МО «Старомайнское городское поселение» и МО
«Старомайнский район», Приказу Министерства финансов РФ № 85н от 6 июня 2019
года «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации
Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», административный
иск МО Администрации МО «Старомайнский район» подлежит удовлетворению.
Доводы представителей административного
ответчика МУ Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» и
заинтересованного лица МУП «Старомайнское» о том, что решение Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
четвертого созыва от 16 декабря 2021 года № 49 в оспариваемой части не нарушает
права и законные интересы административного истца несостоятельны, поскольку
Администрация МО «Старомайнский район»
наделена полномочиями по решению вопросов местного значения в области благоустройства
поселения, соответственно, она должна являться главным распорядителем
бюджетных средств в указанной сфере.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной
части решения суда административному
делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться в том
числе указания на удовлетворение
административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью
или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной
определенной судом даты.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 38
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018
года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных
правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих
нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт
или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую
юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4
статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим
полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия
решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права
граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в
части со дня вступления решения в законную силу.
Участниками процесса не отрицалось в ходе
судебного заседания, что решение Совета
депутатов МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района
Ульяновской области четвертого созыва от 16 декабря 2022 года № 49 в оспариваемой части применялось, бюджет
исполнялся.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает
возможным признать решение Совета депутатов МО «Старомайнское городское
поселение» в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в
законную силу.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи
с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в
части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может
повлечь за собой нарушение прав, свобод
и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган
государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган,
уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый
нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт,
заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в
части.
Учитывая изложенную
норму процессуального права, суд считает необходимым возложить на Совет
депутатов МО «Старомайнское городское поселение» обязанность по принятию
нормативного правового акта, заменяющего признанные недействующими судом
положений Приложения № 6 к решению Совета депутатов МО «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва от 16
декабря 2021 года № 49.
С учетом положений
пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию
в официальном печатном издании МО «Старомайнское городское поселение».
Доводы
представителей административного ответчика МУ Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение» и заинтересованного лица МУП
«Старомайнское» о том, что Глава Администрации МО «Старомайнский район» не
наделен полномочиями по решению вопросов
местного значения МО «Старомайнское городское поселение», соответственно,
является ненадлежащим административным истцом, не могут быть признаны
обоснованными, поскольку административным истцом является МУ Администрация МО
«Старомайнский район».
Руководствуясь
статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное
исковое заявление муниципального учреждения Администрации муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области об оспаривании
нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим приложение № 6
«Ведомственная структура расходов бюджета
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» на 2022
год и плановый период 2023 и 2024 годов»
к решению Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого
созыва от 16 декабря 2021 года № 49 «О бюджете муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»:
1) в части включения бюджетных
ассигнований бюджета муниципального
образования «Старомайнское городское поселение» в строку «Муниципальное учреждение Совет депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» (КВСР 567):
- в размере 10 348,50000 тыс. рублей на
2022 год;
- в размере 9 200,00000тыс. рублей на 2023
год;
- в размере 10 400,00000 тыс. рублей на
2024 год;
2) в части строк
«Жилищно-коммунальное хозяйство» КВСР 567 раздел 05, «Благоустройство» КВСР 567
раздел 05 подраздел 03, «Прочие мероприятия по благоустройству поселений» КВСР
567 раздел 05 подраздел 03 КЦСР 1100060005, «Бюджетные инвестиции иным
юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального
строительства» КВСР 567 раздел 05 подраздел 03 КЦСР 1100060005 КВР 452 с
суммами на 2022 год – 10 348,50000 тыс. рублей, на 2023 год –
9 200,00000 тыс. рублей, на 2024
год – 10 400,00000 тыс. рублей, со дня вступления решения суда в законную
силу.
Возложить на Совет
депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
Старомайнского района Ульяновской области в течение месяца со дня вступления
решения суда в законную силу обязанность по принятию нового заменяющего
нормативного правового акта.
Сообщение о принятии
настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его
вступления в законную силу в официальном печатном издании, распространяемом в
муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» Старомайнского
района Ульяновской области.
Решение может быть
обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - О.Е.Кинчарова