Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Периоды применения кадастровой стоимости
Документ от 08.11.2022, опубликован на сайте 28.11.2022 под номером 102976, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-231/2022

73-OS0000-01-2022-000226-45

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

8 ноября 2022 года                                                                          г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Садыркаевой Лилии Мансуровны о признании незаконными действий областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки», Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения права,

 

у с т а н о в и л :

 

Садыркаева Л.М. обратилась в суд с административным иском, уточенным в ходе рассмотрения дела (л.д. 23 т.3), в котором просила:

1.  признать незаконными действия областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «ЦГКО») по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020г. в акте АОКС-***-испр от 14 октября 2022г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем аннулирования указанного акта в части, определяющей кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020г.;

2. признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также ФГБУ «ФКП Росреестра») по формированию и предоставлению в ОГБУ «ЦГКО» сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2020г.;

3. признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее также Управление Росреестра по Ульяновской области)  по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 27 121 849 руб. 25 коп. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-***-испр от 14 октября 2022г.; возложить обязанность исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере  27 121 849 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2020г., внесенные на основании акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-***-испр от 14 октября 2022г.; оставить в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости земельного участка, уставленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021г. в размере 20 711 971 руб. 24 коп.;

4. признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра», выразившиеся в ограничении периода применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021г., с 1 января 2021г. до 27 апреля 2021г., изложенных в письме от 1 апреля 2022г. № 111;

5. установить период применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021г., в соответствии с п. 6 части 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия решения № УРС-*** от 25 июня 2021г., то есть с 1 января 2021 года и до настоящего времени.

Требования мотивировала тем, что является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район, пр-кт Созидателей, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства автотранспортного предприятия.

С 1 января 2021г. Ульяновская область перешла на новый порядок оспаривания кадастровой стоимости – по ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021 г. кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере его рыночной стоимости 20 711 971 руб. 24 коп. по состоянию на 1 апреля 2021 г. Вместе с тем данная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН не была.

Из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области ей стало известно, что кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости подлежит применению с 1 января по 27 апреля 2021г.  в связи с тем, что 27 апреля 2021г. в ЕГРН были внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в связи с внесением в ЕГРН сведений о санитарно-защитной зоне, которая налагается на арендуемый ею земельный участок.

Садыркаева Л.М. считает, что формально внесенные 27 апреля 2021 г. в ЕГРН сведения о санитарно-защитной зоне никаким образом не влияют на расчет рыночной стоимости арендуемого ею земельного участка, поскольку эти сведения были известны ОГБУ «ЦГКО» на момент принятия им решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Сведения об установлении санитарно-защитной зоны с учетом вида разрешенного использования спорного земельного участка не изменяют характеристик оцениваемого земельного участка, не влияют на величину установленной рыночной стоимости земельного участка, в связи с этим установленная ОГБУ «ЦГКО» рыночная стоимость земельного участка должна применяться с 1 января 2021 г. и до настоящего времени.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Никитина М.И. в ходе рассмотрения дела просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к ФГБУ «ФКП Росреестра», полагая действия Учреждения законными. Указала на то, что 8 апреля 2021г. на основании документов, поступивших от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в ЕГРН были внесены сведения о санитарно-защитной зоне для Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр», АЗС № 252 по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, пр-кт Созидателей, земельный участок с кадастровым номером ***, реестровый номер зоны ***.

Границы данной санитарно-защитной зоны распространяются на несколько смежных земельных участков, в том числе и на земельный участок с кадастровым номером ***.

27 апреля 2021г. в ЕГРН были внесены сведения об ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в виде санитарно-защитной зоны.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и Порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 6 августа 2020г. № п/0283 сведения об ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в виде санитарно-защитной зоны были направлены в ОГБУ «ЦГКО».

На основании поступившего из ОГБУ «ЦГКО» акта определения кадастровой стоимости от 14 мая 2021г. № АОКС-*** в ЕГРН 27 мая 2021г. были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 31 474 738 руб. 64. Дата начала применения указанных сведений – 27 апреля 2021г. до настоящего времени.

7 июля 2021г. на основании решения ОГБУ «ЦГКО» от 25 июня 2021г. № УРС-*** в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости 20 711 971 руб. 24 коп. Дата определения кадастровой стоимости – 1 апреля 2021г. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2021г.

18 октября 2022г. на основании акта об определении кадастровой стоимости ОГБУ «ЦГКО» от 14 октября 2022г. № АОКС-***-испр в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 27 121 849 руб. 25 коп. Дата начала применения кадастровой стоимости 27 апреля 2021г.

Представитель ОГБУ «ЦГКО» Павлова Е.В.  просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к Учреждению, полагая действия Учреждения законными.

Указала на то, что Учреждением в 2020 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ульяновской области.

Приказом Министерства и архитектуры Ульяновской области № 241-пр от 20 октября 2020г. утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020г.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 33 483 764 руб. 25 коп.  На момент определения кадастровой стоимости земельного участка сведения об обременениях (ограничениях) отсутствовали.

30 апреля 2021г. в Учреждение в соответствии со ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области поступил Перечень объектов недвижимости по состоянию на 27 апреля 2021г., в который вошли сведения об ограничениях (обременениях) – санитарно-защитная зона - в отношении спорного земельного участка. В связи с  этим кадастровая стоимость земельного участка была перерасчитана и составила по состоянию на 27 апреля 2021г. 31 474 738 руб. 64 коп.  (акт определения кадастровой стоимости № АОКС-*** от 14 мая 2021г.).  Соответствующие сведения направлены в Управление Росреестра по Ульяновской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области.

21 мая 2021г. Садыркаева Л.М. обратилась в Учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости с приложением отчета  об оценке № с16990/2 от 20 мая 2021г., подготовленного оценщиком ООО «Многопрофильный деловой центр» Ц*** ***., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 апреля 2021г. составила 20 711 971 руб. 24 коп. Решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости 20 711 971 руб. 24 коп. Соответствующие сведения направлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области и в Управление Росреестра по Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 27 апреля 2021г. была рассчитана Учреждением без учета площади наложения санитарно-защитной зоны на спорный земельный участок. В связи с этим кадастровая стоимость была перерасчитана Учреждением и составила 27  121 849 руб. 25 коп. (акт определения кадастровой стоимости от 14 октября 2022г. № АОКС-***-испр). 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил отказать в удовлетворении заявленных к Управлению требований, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Указал, что внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости на основании поступивших из ОГБУ «ЦГКО» решения и актов об определении кадастровой стоимости входит в полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация г.Ульяновска и  арендаторы спорного земельного участка - ООО «Табат», Яфизов Р.И., Трифонов Н.Г., Леонтьева З.М., Давыдов А.Ю.

Представитель ООО «Табат»  в судебном заседании поддержал требования административного истца.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Садыркаева Л.М. наряду с Яфизовым Р.И., Трифоновым Н.Г., Леонтьевой З.М., Давыдовым А.Ю., ООО «Табат» на основании договора аренды от 14 февраля 2020г. № *** является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 11 269 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, г.***, ***, пр-кт ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства авторемонтного предприятия.

С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Садыркаева Л.М., права и обязанности которой, как арендатора земельного участка, арендная плата за который рассчитывается из его кадастровой стоимости, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости. В связи с этим она является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных  пунктов Ульяновской области» утверждена кадастровая  стоимость указанного земельного участка  по состоянию на 1 января 2020 года в размере 33 483 764 руб. 51 коп. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2021г.

8 апреля 2021г. в ЕГРН был вынесены сведения о санитарно-защитной зоне с реестровым  номером *** (л.д. 190-193 т. 1).

Данная санитарно-защитная зона была установлена решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области № 125 от 28 декабря 2020 г. для Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр», АЗС № 252 по адресу: ***, г.***, ***, пр-кт ***, земельный участок с кадастровым номером ***. Границы указанной санитарно-защитной зоны проходят по нескольким смежным земельным участкам, в том числе и по спорному земельному участку с кадастровым номером *** (л.д..  213-217 т.1). 

27 апреля 2021 г. в ЕГРН были внесены сведения об установлении в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером *** ограничения (обременения) в виде санитарно-защитной зоны промышленных предприятий с реестровым  номером   *** (л.д. 214 т.2).

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ульяновской области  сформировало и направило 30 апреля 2021 г.  в ОГБУ «ЦГКО»  Перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения о которых внесены изменения в ЕГРН, влекущие за собой изменение кадастровой стоимости, в который были включены сведения об ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.

ОГБУ «ЦГКО» на основании поступивших сведений произвело перерасчет кадастровой стоимости указанного земельного участка с учетом установления в отношении него ограничений (обременений). Кадастровая стоимость была определена в акте АОКС-*** от 14 мая 2021г. и составила 31 474 738 руб. 64 коп. В акте указана дата возникновения оснований для определения кадастровой стоимости – 27 апреля 2021г. (л.д. 80 т.2).

ОГБУ «ЦГКО» направило акт об установлении кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка  в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, который, в свою очередь, 27 мая 2021г. внес в ЕГРН сведения о новой кадастровой стоимости  земельного участка. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 27 апреля 2021г. (л.д. 189 т.1).

21 мая 2021г. Садыркаева Л.М. обратилась в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 апреля 2021г., приложив к заявлению отчет ООО «Многопрофильный деловой центр», согласно которому рыночная стоимости земельного участка по состоянию на 1 апреля 2021г. составила 20 711 971 руб. 24 коп. При этом рыночная стоимость земельного участка была определена оценщиком без учета наличия установленных в отношении земельного участка ограничений (обременений) – санитарно-защитной зоны промышленных предприятий с реестровым  номером            *** (отчет оценщика л.д. 14-85 т.1), поскольку  оценщику была предоставлена выписка из ЕГРН в отношении спорного земельного участка по состоянию на 26 января 2021г., не отражавшая сведений о наличии указанной санитарно-защитной зоны (л.д. 60 т.1). Кроме того, рыночная стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 апреля 2021г., то есть до установления указанной санитарно-защитной зоны.

Решением ОГБУ «ЦГКО»  от 25 июня 2021г. № УРС-*** кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере его рыночной стоимости – 20 711 971 руб. 24 коп. по состоянию на 1 апреля 2021г. (л.д. 13 т.1).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости были внесены в ЕГРН 7 июля 2021г.  Указана дата начала применения указанных сведений - 1 января 2021г. (л.д. 166 т.2).

Письмом от 1 апреля 2022г. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области на обращение Садыркаевой Л.М. сообщил о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка применяется с 1 января 2021г. до 27 апреля 2021г. – то есть до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также Закон о государственной кадастровой оценке) (л.д. 86 т.1).

Разрешая требование административного иска о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по формированию и предоставлению в ОГБУ «ЦГКО» сведений в отношении спорного земельного участка, послуживших основанием для определение его кадастровой стоимости в связи с внесением в ЕГРН сведений о санитарно-защитной зоне, суд руководствуется следующим. 

Согласно статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей  в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 г. № П/0283 утвержден Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (далее также Порядок).

Подпунктом 4 пункта 2 указанного Порядка в целях определения кадастровой стоимости предусмотрено составление Перечня вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости. Данный Перечень формируется в соответствии со статей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что формирование и предоставление перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости осуществляется подведомственным   федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, федеральным государственным бюджетным учреждением.

Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение трех рабочих дней со дня их государственного кадастрового учета  (в том числе государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений ЕГРН о них) внесения в ЕГРН сведений о них как о ранее учтенных объектах недвижимости (пункт 7).

Согласно пункту 11 Порядка в перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8-19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2-12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения. 

Пункт 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также Закон о регистрации недвижимости) предусматривает внесение в кадастр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, а именно: сведений о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Таким образом, из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что внесение в ЕГРН сведений о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории является основанием для включения  соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением сведений о таком земельном участке в Перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, и направления данного Перечня в бюджетное учреждение, уполномоченное определять кадастровую стоимость объекта недвижимости.

С учетом этого, принимая во внимание  внесение в ЕГРН сведений о расположении спорного земельного участка в границах санитарно-защитной зоны промышленных предприятий с реестровым номером ***, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области обязан был включить спорный земельный участок в перечень, формируемый в соответствии со ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке, и направить сведения об указанном земельном участке в ОГБУ «ЦГКО» для определения его кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца, заявленных к ФГБУ «ФКП Росреестра» следует отказать.

По требованиям истца о признании незаконными действий ОГБУ «ЦГКО»  по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с поступлением из ФГБУ «ФКП Росреестра» сведений о нахождении указанного земельного участка в границах санитарно-защитной зоны суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, отнесено к полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки.

На территории Ульяновской области полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости с 1 января 2020г., наделено ОГБУ «ЦГКО».

Согласно ч. 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции, действовавшей  в юридически значимый период) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с п. 4 указанной статьи определение кадастровой стоимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.

По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6).

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7).

Приведенные положения Закона о государственной кадастровой оценке не допускают произвольного пересмотра кадастровой  стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.

В соответствии с  Законом о регистрации недвижимости единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации  сведений.

В части 2 статьи 8 Закона о регистрации  недвижимости перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 статьи 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости отнесены сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 – 3 ст. 38 Закона о регистрации недвижимости вносятся в уведомительном порядке.

Как было указано выше, пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона о регистрации предусмотрено, что как дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой внесены в ЕГРН, относится к качественным характеристикам данного объекта недвижимости.

Частью 3 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

На момент возникновения спорных правоотношений действовали Методические указания о  государственной кадастровой оценке (далее также Методические указания), утвержденные приказом Министерства экономического  развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226. 

Пункт 1.11 Методических указаний предусматривал, что определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений  прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 12.1 Методических указаний (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.

Пунктом 12.2 указанных Методических указаний предусматривалось, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из анализа п. 12.1, 12.2 Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 12  мая 2017г. № 226, в совокупности с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 237-ФЗ и п. 1.1 Методических указаний следует, что поступление в бюджетное учреждение информации о внесении в ЕГРН сведений о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории является основанием для рассмотрения вопроса об определении кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости в порядке ст. 16 Федерального закона № 237-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела установлено, что кадастровой стоимости земель населенных  пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020г. утверждена Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр. 

Определение кадастровой стоимости произведено ОГБУ «ЦГКО»  в отчете № *** об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2020г. (отчет размещен на официальном сайте ОГБУ «ЦГКО» https***-2020).

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля была допрошена специалист - оценщик ОГБУ «ЦГКО» - И*** ***., которая разъяснила порядок применения Учреждением методики определения кадастровой стоимости земельного участка при наличии обременений (ограничений).

Она указала, что при определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области Учреждение руководствовалось Методическими указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226.

В соответствии с п. 1.11 Методических указаний № 226 определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

При определении кадастровой стоимости обременения (ограничения) приняты в качестве ценообразующего фактора, оказывающего влияние на кадастровую стоимость в сторону её уменьшения.

Определение кадастровой стоимости осуществлялось Учреждением методом массовой оценки, при котором производилось построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Вследствие этого осуществлялась группировка объектов недвижимости со схожими характеристиками, к которым в последующем применялась  корректировка на обременения (ограничения).

Для расчета ограничения прав выбрано 4 фактора, оказывающих влияние на стоимость: 1) доля земельного участка, на которую распространяется ограничение, в общей площади земельного участка; 2) степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав; 3) интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права; 4) степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком (отчуждение земельного участка или совершение с ним сделок иного рода).

Для факторов: 1) доля земельного участка, на которую распространяется ограничение, в общей площади земельного участка; 2) степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав; 3) интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права, выбиралось значение из дискретного состава диапазона от 0% дл 100% с шагом 25%. В случае несовпадения диапазона с шагом 25% (например, 12%) применялось округление в большую сторону.

В случае невозможности установить степень ограничения пользования и интенсивность использования в результате установления ограничения прав, значение принималось в размере 0%.

При расчете ограничения прав фактор корректировки на площадь учитывался только для тех объектов, у которых в Перечне содержались сведения о площади ограничения (стр. 133 отчета № 01-ГКО/ЗНП-73.2020).

Модель определения кадастровой стоимости не позволяла в рамках массовой оценки соотнести степень влияния ограничения обременения  на индивидуальный земельный участок.

Для фактора  4) степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком (отчуждение земельного участка или совершение с ним сделок иного рода) – значение фактора принималось в размере 0,25% (ниже среднего).

Внесение в ЕГРН сведений в виде охранных зон, санитарно-защитных зон и т.д. в большинстве случаев воспринимается участниками рынка как незначительное ограничение при совершении сделок. Подтверждение иной степени влияния на распоряжение земельным участком в большую или меньшую сторону не представлялось, в связи с чем Учреждением принималось минимальное среднее значение данного фактора.

Проставляя уровень фактора – «степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком» 25% Учреждение  руководствуется уровнем обремененности, возникающим у собственника объекта недвижимости в связи с созданием условий, препятствующих (усложняющих) реализацию собственником объекта недвижимости на рынке. В соответствии с рыночными данными и проведенным анализом, наиболее востребованностью на рынке недвижимости пользуются земельные участки без ограничений (обременений).  

Поскольку ограничение (обременение) документально установлено и принято в качестве ценообразующего фактора в соответствии с методологией расчета кадастровой стоимости с учетом ограничений (обременений) Учреждением осуществляется его учет, выражающийся в снижении кадастровой стоимости (л.д. 1-5 т.3, л.д. 77-79 т.2 – страницы 132-133 отчета).

В ходе рассмотрения дела установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020г. сведения об обременениях (ограничениях) отсутствовали. В связи с этим расчет кадастровой стоимости земельного участка был произведен без учета обременения (ограничения) и составил 33 483 764 руб. 51 коп.

После поступления в ОГБУ «ЦГКО» из ФГБУ «ФКП Росреестра» 30 апреля 2021г.  информации о внесении в ЕГРН 27 апреля 2021г. сведений об обременениях (ограничениях) в отношении спорного земельного участка в виде санитарно-защитной зоны для Ульяновского филиала ООО «***» реестровый номер зоны № *** актом ОГБУ «ЦГКО» № АОКС-*** от 14 мая 2021г. (л.д. 80 т.2) была рассчитана кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила 31 474 738 руб. 64.

Расчет кадастровой стоимости производился следующим образом: по критериям оценки – «доля земельного участка, занятая ограничением, в общей площади земельного участка»; «степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав»;  «интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права» были приняты значения 0% - влияние низкое.

По критерию оценки «степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком было принято значение 25% - влияние умеренное.

25% : 4 (количество факторов) = 6,25% или 0,06 (итоговое снижение кадастровой стоимости).

33 483 764 руб. 51 коп. – (33 483 764 руб. 51 коп х 0,06) = 31 474 738 руб. 64 коп.

Сведения о данной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 27 мая 2021г. (л.д. 189 т.1).

В ходе рассмотрения дела было установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 31 474 738 руб. 64 коп. была рассчитана Учреждением без учета сведений о площади наложения санитарно-защитной зоны на спорный земельный участок, хотя данные сведения были переданы Учреждению из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области (л.д. 137 т.2). Площадь наложения санитарно-защитной зоны составила 4321 кв.м при общей площади земельного участка 11 269 кв.м.

В связи с этим Учреждение актом № АОКС-***-испр от 14 октября 2022г. (л.д. 7 т.3) произвело перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***. Размер кадастровой стоимости составил 27 121 849 руб. 25 коп.

Расчет кадастровой стоимости производился следующим образом:

По критерию  оценки  «доля земельного участка, занятая ограничением, в общей площади земельного участка» было принято значение 50% средний фактор (практически половина площади земельного участка).

По критерию оценки  «степень влияния ограничения права на распоряжение земельным участком было принято значение 25% - влияние умеренное.

По критериям оценки «степень ограничения пользования земельным участком в результате установления ограничения прав»;  «интенсивность использования земельного участка, связанная с ограничением права» были приняты значения 0% - влияние низкое.

Общий взвешенный итог ставил 75%, количество факторов - 4, итоговое снижение стоимости – 18,75% или 0,19. 

33 483 764 руб. 51 коп. – (33 483 764 руб. 51 коп х 0,19) = 27 121 849 руб. 25 коп.

Сведения о данной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 18 октября 2022г.  Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 27 апреля 2021г. (л.д. 244т.2).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит  к выводу о законности действий ОГБУ «ЦГКО», которое, получив из ФГБУ «ФКП Росреестра» сведения об установлении обременения (ограничения) в отношении спорного земельного участка, обязано было на основании ст. 16 Закона о государственной кадастровой оценке произвести расчет его кадастровой стоимости.

В связи с этим в удовлетворении требований, заявленных истцом к ОГБУ «ЦГКО», следует отказать.

По требованиям истца о признании незаконными действий Управления Росреестра по Ульяновской области по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 27 121 849 руб. 25 коп. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-***-испр от 14 октября 2022г.; возложении  обязанности исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере  27 121 849 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2020г., внесенных на основании акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-***-испр от 14 октября 2022г.; оставлении в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021г. в размере 20 711 971 руб. 24 коп., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о регистрации недвижимости при поступлении от бюджетного учреждения по определению кадастровой стоимости акта об определении кадастровой стоимости, рассчитанной в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», сведения о такой кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления такого акта в орган регистрации прав.

Таким образом, при поступлении из ОГБУ «ЦГКО» акта № АОКС-*** от 14 мая 2021 г. и акта № АОКС-***-испр о кадастровой стоимости спорного земельного участка, рассчитанной в связи с установлением в отношении него ограничения (обременения) в виде санитарно-защитной зоны, орган регистрации прав обязан был внести указанные сведения в ЕГРН.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 13.1 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Приказом Росреестра от 1 сентября 2011г. № П/331.  внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов относится к полномочиям ФГБУ «ФКП Росреестра».

В связи с этим Управление Росреестра по Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по данным требованиям.

Поскольку суд признал обоснованным произведенный ОГБУ «ЦГКО»  перерасчет кадастровой стоимости земельного участка в связи с  установлением в отношении него ограничения (обременения) в виде санитарно-защитной зоны, оснований для удовлетворения требования истца об исключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере  27 121 849 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2020г., внесенных на основании акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-***-испр от 14 октября 2022г.; оставлении в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021г. в размере 20 711 971 руб. 24 коп., не имеется.

По требованиям истца об установлении периода применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021г., в соответствии с п. 6 части 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия решения № УРС-*** от 25 июня 2021г., то есть с 1 января 2021 года и до настоящего времени, суд приходит к следующему.

Статья 18 Закона о государственной кадастровой оценке регулирует вопросы применения сведений о кадастровой стоимости.

Согласно ч. 1 указанной статьи для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Часть 2 указанной статьи определяет дату начала применения кадастровой стоимости.

Применительно к рассматриваемому спору в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действовавшей в юридически значимый период времени,  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Поскольку истец обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 21 мая 2021г. (л.д. 1-2 т.2), установленная решением ОГБУ «ЦГКО» № УРС-*** от 25 июня 2021г. рыночная стоимость земельного участка в размере 20 711 971 руб. 24 коп. подлежит применению с 1 января 2021г. Указанная дата начала применения кадастровой стоимости представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

Вопреки доводам истца, п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценки в редакции, приведенной выше, не определяет дату окончания применения установленной во внесудебном порядке рыночной стоимости объекта недвижимости. 

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В данном случае сведения о земельном участке, повлекшие за собой изменений его кадастровой стоимости (установление в отношении спорного земельного участка обременения в виде санитарно-защитной зоны), были внесены в ЕГРН 27 апреля 2021г.

Как было указано выше, актом ОГБУ «ЦГКО» от 14 октября 2022г. была исправлена допущенная при расчете кадастровой стоимости земельного участка ошибка,  которая привела к уменьшению его кадастровой стоимости.

Подпунктом «в» пункта 3 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке  предусмотрено, что внесенные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, изменяемые вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости, применяются со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 27 121 849 руб. 25 коп. подлежат применению с 27 апреля 2021г.

Учитывая вышеизложенное, рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 20  711 971 руб. 24 коп. подлежит применению с 1 января по 26 апреля 2021 г. включительно. С 27 апреля 2021г. подлежит применению кадастровая стоимость в размере 27 121 849 руб. 26 коп. 

Доводы истца о том, что внесение в ЕГРН 27 апреля 2021г. сведений об  установление в отношении земельного участка с кадастровым номером  *** обременения в виде санитарно-защитной зоны (с учетом вида разрешенного использования земельного участка - для строительства авторемонтного предприятия) не повлияло на размер рыночной стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 1 апреля 2021г., предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела являться не могут.

Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на конкретную дату (в данном случае на 27 апреля 2021г.) производится во внесудебном порядке по правилам, предусмотренным ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р е ш и л :

 

В удовлетворении административных исковых требований Садыркаевой Лилии Мансуровны: 

- о признании незаконными действий областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020г. в акте АОКС-***-испр от 14 октября 2022г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем аннулирования указанного акта в части, определяющей кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020г.;

- о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по формированию и предоставлению в областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2020г.;

-  о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 27 121 849 руб. 25 коп. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-***-испр от 14 октября 2022г.; возложении обязанности исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере  27 121 849 руб. 25 коп. по состоянию на 1 января 2020г., внесенных на основании акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-***-испр от 14 октября 2022г.; оставлении в ЕГРН в качестве актуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № УРС-*** от 25 июня 2021г. в размере 20 711 971 руб. 24 коп.;

- о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившихся в ограничении периода применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № УРС-*** от 25 июня 2021г., с 1 января 2021г. до 27 апреля 2021г. включительно, изложенных в письме от 1 апреля 2022г. № 111;

- установлении периода применения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № УРС-*** от 25 июня 2021г., в соответствии с п. 6 части 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 237-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия решения № УРС-*** от 25 июня 2021г., то есть с 1 января 2021 года и до настоящего времени, отказать. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                      Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 18 ноября 2022г.