Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении техническими средствами реабилитации
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 30.11.2022 под номером 102933, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-003666-26

Судья Сизов И. А.                                                                                Дело № 33-4519/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Сычевой О.А.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 июня 2022 года с учетом определения того же суда от 22 июля 2022 года об исправлении описки по делу № 2-2492/2022, по которому постановлено:  

 

исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области - удовлетворить.

Возложить на  Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Д*** С*** А*** техническими средствами реабилитации:  *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №*** от 14 декабря 2021 года.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области в интересах  Д*** С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-УРО ФСС РФ, Фонд) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами  реабилитации. В обоснование иска указал, что Д*** С.А., *** года рождения, является ***-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации (далее – ИПР) инвалида *** от 14 декабря 2021 года Д*** С.А. подлежит обеспечению  техническими средствами  реабилитации (далее – ТСР): ***. 21 марта 2022 года законный представитель Д*** С.А. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении ***-инвалида техническими средствами реабилитации. Однако, до настоящего времени Д*** С.А. указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен. Прокурор просил суд обязать ГУ-УРО ФСС РФ обеспечить Д*** С.А. техническими средствами реабилитации:  ***

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что результатом предоставления государственной услуги по обеспечению ТСР является выдача направления на получение (изготовление) ТСР. Обращает внимание, что выдача направления возможна только после отбора на конкурсной основе организации  в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Просит учесть, что 1 июня 2022 года в рамках второго этапа исполнения государственного контракта № 143 от 22 февраля 2022 года истцу сформированы направления на изготовление сложной ортопедической обуви и направлены поставщику. Истец будет обеспечен спорными ТСР до 1 августа 2022 года. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Д*** С.А., *** года рождения, является ***-инвалидом (л.д. 16-17).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 14 декабря 2021 года Д*** С.А. нуждается в обеспечении *** (л.д. 10, 23-25).

Заявление законного представителя Д*** С.А. на обеспечение ТСР в соответствии с ИПР от 14 декабря 2021 года поступило в ГУ-УРО ФСС РФ 21 марта 2022 года (л.д. 10).

Поскольку Д*** С.А. не был обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статья 5.1. Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его наличии);  пол; дата рождения; место рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р, *** относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку в установленные законом сроки и на момент принятия обжалуемого судебного решения истец не был обеспечен спорными ТСР, направление на обеспечение ТСР выдано ***-инвалиду 1 июня 2022 года, тогда как на момент поступления ответчику заявления (21 марта 2022 года) на обеспечение ТСР имелся действующий государственный контракт от 22 февраля 2022 года (л.д. 43-59), суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данными средствами реабилитации.

Принятие ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не может служить основанием для его отмены.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Вместе с тем в резолютивной части судебного решения неверно указано наименование технического средства реабилитации, в котором нуждается ***-инвалид, а именно: указано «***».

Судебная коллегия считает необходимым правильно указать в резолютивной части судебного решения наименование технического средства реабилитации: «***».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 июня 2022 года с учетом определения того же суда от 22 июля 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.   

Правильно указать в резолютивной части судебного решения наименование технического средства реабилитации: «***».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  16.11.2022.