У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2022-005247-80
Судья Саенко Е.Н.
Дело № 33а-4605/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
8 ноября 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Нгуен Ван
Тунга – Пысенкова Андрея Ивановича
на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2022 года по
делу №2а-2741/2022, по которому
постановлено:
отказать в
удовлетворении административного иска Нгуен Ван Тунг к Управлению Министерства внутренних дел России по
Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
устранить нарушения прав.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения
представителя Нгуен Ван Тунг – Пысенкова А.И., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД
России по Ульяновской области и МВД
России – Камалетдиновой Ю.Б., полагавшей решение суда не подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
Нгуен Ван Тунг
обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних
дел России по Ульяновской области о признании незаконным бездействия,
возложении обязанности устранить нарушения прав.
Требования
мотивированы тем, что он является лицом,
которого пытались незаконно привлечь к административной ответственности по ч.1
ст.20.3 КоАП РФ. В отношении него был составлен протокол об административном
правонарушении, который был рассмотрен Засвияжским районным судом г.Ульяновска
по делу №5-2516/2022,
производство было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава
правонарушения. Постановление суда вступило в законную силу. По делу в качестве
свидетеля выступал Кудин А.Н., который дал заведомо ложные показания, в связи с
чем он (административный истец) обратился с заявлением о привлечении данного
лица к административной ответственности, однако на сайте МВД осталась только
ссылка на заявление, согласно которой его обращение от 17.06.2022 направлено в
УМВД России по Ульяновской области. В установленные КоАП РФ сроки в отношении
третьего лица протокол составлен не был, никакие действия, направленные на
привлечение его к ответственности, произведены не были, ответ в соответствии с
КоАП РФ не дан. Данное бездействие ответчика является незаконным. В
соответствии со ст.28.3 КоАП РФ возбуждение дела об административном
правонарушении относится к компетенции органов полиции. В
соответствии со ст.28.5 КоАП РФ в течение двух суток по административному делу
должно было быть принято решение в виде постановления или определения, которое
должно было быть доведено до него, однако никаких процессуальных решений в его
адрес не поступало.
Поскольку бездействие сотрудников полиции по КоАП РФ отдельно
обжаловано быть не может, он вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.
Полагает, что свидетель, который дал заведомо ложные показания, должен понести
предусмотренную законом ответственность. Кроме того, сотрудниками полиции в
отношении него (истца) предпринимались незаконные действия, квалификация
которым еще не дана в рамках УПК РФ, а потому для него привлечение всех
виновных является принципиальным вопросом.
Просил признать
незаконным бездействие административного ответчика по заявлению о привлечении
к административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ Кудина А.Н. и обязать
устранить нарушения, направив ответ в установленной КоАП РФ форме о принятом
решении по заявлению.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Нуген
Ван Тунга – Пысенков А.И. не
соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о рассмотрении
заявления административного истца в установленный законом срок, поскольку
поданное заявление о привлечении свидетеля к административной ответственности
должно было быть рассмотрено в течение двух суток с момента получения заявления
в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, которой регламентирован срок составления
протоколов об административном правонарушении. Заявление о возбуждении дела об
административном правонарушении было подано через сеть «Интернет» 17.06.2022,
однако ответ на заявление был направлен 24.06.2022, что выходит за пределы двух
суток. Судом в решении указано, что сотрудник полиции направил истцу
уведомление о принятом решении по заявлению, однако, в какой форме было
вынесено данное уведомление, судом не выяснено. Также судом не исследован
вопрос, каким образом, на какой адрес было направлено уведомление об отказе в
возбуждении уголовного дела. При этом ни на электронный адрес, ни по месту
регистрации никаких уведомлений истцу не приходило, доказательств направления
данного уведомления в материалы дела не представлено.
Не соглашается с выводом суда о том, что
административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение
его прав вследствие совершаемых оспариваемых действий. Указывает, что права
истца будут восстановлены в случае привлечения виновных к административной
ответственности, поскольку лица, нарушившие закон, понесут справедливое
наказание. Вопреки выводам суда, обращения административного истца в органы
прокуратуры не имеют правового значения для данного дела.
Ссылки суда на пункты Инструкции «О порядке
рассмотрения обращений граждан РФ», утвержденной приказом МВД России №707 от
12.09.2013, в соответствии с которыми заявление об административном
правонарушении подлежит рассмотрению в 30-днейвный срок, основаны на неверном
толковании норм материального права, поскольку данная инструкция регулирует
правоотношения в части обращения граждан, но не заявлений об уголовном
преступлении или административном правонарушении, так как сроки рассмотрения
иные. В связи с этим вывод суда на возможность рассмотрения заявления об
административном правонарушении в 30-дневный срок противоречит ст.28.5 КоАП РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу МВД
России, УМВД России по Ульяновской области просят решение суда оставить без
изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание
Нгуен Ван Тунг, Кудин А.Н. не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее,
судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС
РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего
(далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными
публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Исходя из положений
п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании
оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что
оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные
интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному
нормативному правовому акту.
В соответствии с ч.
3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать
письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о
переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение
поставленных вопросов.
Письменное обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в
соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня
регистрации письменного обращения (ч. 1
ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ).
Как следует из
материалов дела, 20.04.2022 оперуполномоченным
ЦПЭ УМВД России по Ульяновской области С*** Д.М. составлен протокол об
административном правонарушении в отношении Нгуен В.Т. по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ,
согласно которому 14.04.2022 в 09 час. 45 мин. Нгуен В.Т., находясь по адресу:
г.Ульяновск, ул.Рябикова, д.27, осуществил публичную демонстрацию фашистской
символики, которая содержалась на звеньях надетой на нем цепочки серебряного
цвета, то есть своими действиями допустил нарушение ст.1 Федерального закона
№114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности», совершив
правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
Постановлением Засвияжского районного суда
г.Ульяновска от 20.05.2022 по делу №5-2516/2022 производство по делу об
административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, в
отношении Нгуен Ван Тунг прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в
связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,
поскольку суду в качестве доказательств, подтверждающих совершение Нгуен В.Т.
указанного административного правонарушения, были представлены объяснения
Кудина А.Н., А*** А.А. Основанием для составления должностным лицом протокола
об административного правонарушения явилось обращение в ЦПЭ гражданина Кудина
А.Н., сообщившего, что 14.04.2022 в 08:00 возле д.27 по ул.Рябикова им был
замечен гражданин вьетнамской национальности, на котором поверх майки была
надета цепочка с нацистской символикой, что его возмутило, и он обратился в
ЦЭП. Постановление вступило в законную силу.
Нгуен Ван Тунг направил на сайт МВД России
заявление о привлечении к административной ответственности Кудина А.Н.,
поскольку, по мнению заявителя, Кудин А.Н. дал в отношении него заведомо ложные
показания.
Данное обращение МВД России было направлено для
рассмотрения по существу в УМВД России по Ульяновской области, о чем
посредством официального сайта сообщил заявителю.
УМВД России по Ульяновской области в свою очередь
направило указанное обращение Нгуен Ван Тунга в ОМВД России по Засвияжскому району
г.Ульяновска для рассмотрения, принятия решения, направления ответу инициатору
обращения, зарегистрировано в КУСП (Книге учета сообщений о преступлениях) под
№21314 от 24.05.2022, по нему была проведена проверка, по результатам которой
принято решение о списании материала в номенклатурное дело ввиду отсутствия в
данном случае состава какого-либо преступления или правонарушения. О
результатах проверки по обращению Нгуен Ван Тунг направлен ответ исх. №52/4539
от 28.05.2022.
17.06.2022 Нгуен Ван Тунг направил в УМВД России по
Ульяновской области обращение, в котором просил привлечь к административной
ответственности по ст.17.9 КоАП РФ Кудина А.Н., указав, что ранее он обращался
с жалобой на привлечение его к ответственности, но ответ не получил, в связи с
чем просит провести служебную проверку и привлечь виновных к ответственности.
Данное обращение зарегистрировано 20.06.2022 под регистрационным номером
3/225208410264.
Также 17.06.2022 Нгуен Ван Тунг направил в УМВД
России по Ульяновской области обращение, в котором просил привлечь к
административной ответственности А***, *** года рождения, и Кудина Александра
Николаевича, *** года рождения, которые дали заведомо ложные показания в
Засвияжском районном суде г.Ульяновска по административному делу, указав, что
ранее он (Нгуен В.Т.) обращался с заявлением о привлечении к ответственности,
но результата нет, что должно быть предметом служебной проверки. Данное
обращение зарегистрировано 20.06.2022 под регистрационным номером
3/225208411148.
Кроме того, Нгуен Ван Тунг направил в прокуратуру
Засвияжского района г.Ульяновска заявление, в котором, указав на факты своего
обращения с заявлениями о привлечении к административной ответственности А***
А.А. и Кудина А.Н., которые, являясь свидетелями по административному делу,
дали заведомо ложные показания, но органы МВД в установленные сроки проверку не
провели и виновных к ответственности не привлекли, ответ не дали, в связи с чем
просил прокурора организовать проверку незаконного бездействия, принять меры
прокурорского реагирования и привлечению виновных к установленной законом
ответственности. Данное обращение в прокуратуре Засвияжского района
г.Ульяновска зарегистрировано 22.06.2022 под регистрационным номером
ВО-1111-22-20730005 и сопроводительным письмом от 27.06.2022 направлено в УМВД
России по Ульяновской области для рассмотрения в рамках предоставленной
компетенции, с указанием сообщить заявителю в установленный законом срок о
принятых мерах и проинформировать прокуратуру района; копия данного
сопроводительного письма направлена для сведения в адрес Нгуен Ван Тунг.
04.07.2022
обращение Нгуен Ван Тунг поступило из прокуратуры Засвияжского района
г.Ульяновска в УМВД России по Ульяновской области, где было зарегистрировано
под регистрационным номером *** от 04.07.2022.
На дату
вынесения оспариваемого решения все вышеперечисленные обращения Нгуен Ван Тунга
находились на рассмотрении в Отделе организации деятельности участковых
уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России
по Ульяновской области, по ним проводилась проверка.
Установив
вышеприведенные обстоятельства, оценив представленные доказательства в
совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие
рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Нгуен Ван Тунга.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Суд первой инстанции
верно исходил из того, что сроки рассмотрения обращения административного истца
следует исчислять в соответствии с положениями Федерального закона от
02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и требованиями «Инструкции об организации
рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской
Федерации», утвержденной приказом МВД России №707 от 12.09.2013, пункт 91
которой определяет, что обращения, поступившие в орган внутренних дел в
соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их
регистрации.
Указанные сроки на
дату рассмотрения дела судом первой инстанции не истекли.
Таким образом, совокупность
условий для удовлетворения требований административного истца, предусмотренная п. 1 ч. 2 ст.
227 КАС РФ, отсутствует.
Доводы апелляционной
жалобы фактически повторяют доводы административного искового заявления и
позицию, изложенную в суде первой инстанции.
Они являлись предметом рассмотрения в районном суде и им дана надлежащая
правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не
усматривает.
Утверждение
заявителя жалобы о том, что заявление административного истца должно было быть
рассмотрено в сроки, предусмотренные КоАП РФ, судебной коллегией отклоняются
как основанные на неверном толковании закона.
Так, статьей
33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской
Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. При этом
указанное право подразумевает не только возможность граждан направлять
обращения, но и право получать на них адекватный ответ (постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2017 года №32-П).
Полиция обязана
принимать и регистрировать заявления и сообщения об административных
правонарушениях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку
заявлений и сообщений об административных правонарушениях и принимать по таким
заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской
Федерации; пресекать административные правонарушения и осуществлять
производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством
об административных правонарушениях к подведомственности полиции (ч.1 ст.1,
п.п.1,
11 ч. ст.12
Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»).
Для выполнения
возложенных на нее обязанностей полиция вправе составлять протоколы об
административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные
законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 8 части
1 статьи 13 Закона о полиции).
При поступлении
обращения гражданина уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера
и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке
оно подлежит рассмотрению, имея в виду, что наряду с общим порядком
рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом
№59-ФЗ, федеральными конституционными законами или иными федеральными законами
может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений
граждан.
Так, согласно ст.28.1
КоАП РФ сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на
наличие события административного правонарушения, являются поводами к
возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3
части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными
составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2),
и которые при достаточных данных, указывающих на наличие события
административного правонарушения, могут возбудить дело о нем (часть 3).
Согласно правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении
от 30.03.2021 №9-П по делу о проверке конституционности ч.5 ст.28.1
КоАП РФ и ч.3 ст.201
АПК РФ по жалобе гражданки Яковенко О.С., связывая возможность возбуждения дела
об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих
на событие правонарушения, упомянутый кодекс
исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии
события или состава административного правонарушения.
Соответственно,
принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном
правонарушении или об отказе в таковом требует, кроме прочего, проверки
содержащихся в нем данных. При этом порядок рассмотрения обращений,
предусмотренный КоАП
РФ, предполагает в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять
протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о
возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его
возбуждении. Однако этот порядок не распространяется на случаи, когда
уполномоченное должностное лицо в ходе рассмотрения обращения установит, что в
нем отсутствуют данные, указывающие на наличие события конкретного
административного правонарушения, или обращение направлено должностному лицу,
не уполномоченному возбуждать дела о соответствующем виде административных
правонарушений. В таких случаях должностное лицо, рассмотревшее обращение,
принимает по нему решение в пределах своей компетенции в соответствии с
отраслевой природой обращения.
Данные выводы судебной коллегии соотносятся с
правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в
Кассационном определении Верховного Суда РФ от 28.07.2022 №5-КАД22-36-К2.
Учитывая, что
решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований
для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 14 июля 2022 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу представителя Нгуен Ван Тунг – Пысенкова Андрея
Ивановича - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи