Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 01.11.2022, опубликован на сайте 14.11.2022 под номером 102738, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-003205-51               

Судья Денисова М.А.                                                                          Дело № 33-4255/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    1 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 мая 2022 года, по гражданскому делу №2-2179/2022 по которому постановлено:

исковые требования  прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Смирнова Александра Павловича, ***.1982 года рождения, техническими средствами реабилитации: *** 2 шт. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 61.13.73/2020 к протоколу проведения МСЭ № 69.13.73/2020 от 29.01.2020, разработанной Бюро № 13 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Смирнова Александра Павловича компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах  Смирнова А.П., обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством  реабилитации, компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой Барышского района проверки деятельности ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Приозерный» выявлены нарушения права проживающего в учреждении недееспособного лица Смирнова А.П., ***.1982 года рождения, на предоставление льготного обеспечения техническими средствами реабилитации. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № 61.13.73/2020 к протоколу проведения МСЭ № 69.13.73/2020 от 29.01.2020,  Смирнову А.П. в качестве технического средства реабилитации рекомендованы ***: 2 шт. Смирновым А.П. и его законным представителем ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Приозерный» в лице представителя Романова А.Н. необходимое техническое средство реабилитации самостоятельно не приобреталось вследствие материального положения и недостаточности денежных средств на его приобретение.

Просил суд возложить на  Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить Смирнова А.П., ***.1982 года рождения, техническими средствами реабилитации: ***: 2 шт. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 61.13.73/2020 к протоколу проведения МСЭ № 69.13.73/2020 от 29.01.2020, взыскать с ответчика в пользу Смирнова А.П. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что отделением размещались запросы ценовых предложений о поставке данных средств технической реабилитации,  однако ценовые предложения, поступившие от поставщиков оказались завышенными. В настоящее время идет согласование начальной максимальной цены контракта. Считает, что основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку инвалидом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением ему региональным отделением технического средства реабилитации и ухудшением состояния его здоровья, а так же наличия моральных страданий. Кроме того, нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации не является основанием для компенсации морального вреда. Указывает, что выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что выразится в сокращении средств на обеспечение других нуждающихся инвалидов. Считает, что требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности ГУ-УРО ФСС РФ своевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации, поименованными в иске, то есть иск вытекает из имущественных отношений. Региональное отделение принимает все необходимые меры по обеспечению Смирнова А.П. средствами реабилитации.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Смирнов А.П., ***.1982 года рождения, является *** (л.д.15). Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области  от 19.08.1997 Смирнов А.П. признан недееспособным.

Смирнов А.П. помещен в учреждение социального обслуживания – ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п.Приозерный» на основании договора о предоставлении социальных услуг от 13.01.2021 №398.

Бюро №13-филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Смирнову А.П. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации *** № 61.13.73\2020 от 29.01.2020, в соответствии с которой он нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе в *** в количестве 2 шт. (л.д.8-14).

Как следует из сообщения ГУ-УРО ФСС РФ в адрес прокуратуры Барышского района Ульяновской области от 06.04.2022  Смирнов А.П. по заявлению от 29.10.2021 костылями подмышечными с устройством противоскольжения не обеспечен (л.д.7).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения истца техническим средством реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах Смирнова А.П. об обеспечении его *** в количестве 2 шт. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 61.13.73/2020 к протоколу проведения МСЭ № 69.13.73/2020 от 29.01.2020, разработанной Бюро № 13 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Частично удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из положений ст.151 ГК РФ, учел возраст Смирнова А.П., характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, и определил размер компенсации морального вреда в размере 1000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о размещении после вынесения оспариваемого решения, запроса о предоставлении ценовой информации на поставку спорных технических средств реабилитации и согласование в настоящее время начальной максимальной цены контракта, не являются обстоятельством, освобождающим ответчика от обеспечения инвалида ТСР.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 ноября 2022 года.