Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 01.11.2022, опубликован на сайте 07.11.2022 под номером 102640, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Сычёва О.А.                                            73RS0003-01-2022-001879-43                         

Дело № 33-4321/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                  1 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Карабанова А.С.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 27 мая 2022 года, по гражданскому делу № 2-1010/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Парфенова Евгения Ивановича удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Государственное учреждение  -  Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить Парфенову Евгению Ивановича в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы:

с 1 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года в должности регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда Ульяновского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги  филиала открытого акционерного общества «Российский железные дороги»,

с 1 июля 2010 года по 31 октября 2010 года в должности регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда Ульяновского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги  филиала открытого акционерного общества «Российский железные дороги».

Возложить обязанность на Государственное учреждение  -  Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить Парфенову Евгению Ивановича в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период его работы:

с 30 декабря 1987 года по 4 марта 1989 года в должности матрос 2 класса РТМ «Просветитель» Государственного предприятия «Находкинская база активного морского рыболовства».

Возложить обязанность на Государственное учреждение  -  Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области произвести перерасчет пенсии Парфенову Евгению Ивановичу с учетом включенных периодов в порядке, установленном действующим законодательством.

Взыскать с Государственного учреждения  -  Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Парфенова Евгения Ивановича расходы на оплату юридических услуг 7000 рублей,

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Парфенов Е.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению  -  Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее также – ОПФ)  о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указал, что является получателем досрочной страховой  пенсии по старости с 27.10.2019. Пенсия назначена по п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». После оформления пенсии он продолжил трудовую деятельность в ОАО РЖД в должности старшего регулировщика скорости движения вагонов 5 разряда железнодорожной станции «Ульяновск-Центральный». 

При назначении пенсии учтена продолжительность страхового стажа в размере 33 года 5 месяцев 7 дней.

Полагает, что в страховой стаж при расчете пенсии была включена не вся трудовая деятельность, а именно не были включены и учтены периоды  работы, которые засчитываются в специальный стаж, так как он представил на день обращения – 17.10.2019 не все справки для подтверждения факта занятости на этих предприятиях.   

Считает, что при назначении пенсии и определении ее размера ему не были включены и учтены в специальный стаж периоды работы:  

с 22.03.1985 по 24.07.1987 и с 24.05.1989 по 01.08.1991 в цехе № 25 Ульяновского механического завода в должности фрезеровщика по  п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как его деятельность была связана  с механической обработкой изделий из стекловолокна  и стеклопластика полный рабочий день не менее 80 % рабочего времени;

с 14.09.1987 по 04.03.1989 в должности плавсостава – ученика матроса 1 класса в подменном экипаже № 27, а впоследствии матроса 2 класса ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства» в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

с 03.09.1991 по 26.09.1991 в должности ученика регулировщика скорости движения вагонов железнодорожной станции Ульяновск-3 Куйбышевской железной дороги;

с 01.08.2009 по 31.12.2009, с 01.07.2010  по 31.10.2010 в должности регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда Ульяновского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги  филиала открытого акционерного общества «Российский железные дороги».

Кроме того, полагает, что период работы с 01.01.2019 по 24.01.2022 в должности старшего регулировщика скорости движения вагонов железнодорожной станции Ульяновск-Центральный Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД» подлежит включению как в специальный, так и в общий страховой стаж. 

25.03.2020 и 17.01.2022 он обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете назначенной пенсии, полагая, что при включении указанных периодов в его специальный и общий страховой стаж  размер его пенсии изменится. Однако, в перерасчете размера пенсии ему было отказано. Считает, что ему назначена и выплачивается пенсия в неверном размере, что нарушает его конституционное право на пенсионное обеспечение, вследствие чего он испытал стресс, переживал.

Просил суд обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды работы, при этом, период с 01.01.2019 по 24.01.2019 включить в общий страховой стаж, и обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии за последние 36 месяцев с учетом указанных периодов. Также просил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 31 100 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, ОАО «РЖД», ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства», АО «Ульяновский механический завод».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылаясь на нормы действующего пенсионного законодательства РФ указывает, что с 27.10.2019 Парфенов Е.И., *** года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В его специальный стаж не включены периоды работы с 01.08.2009 по 31.12.2019, с 01.07.2010 по 31.10.2010. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорные периоды указаны работодателем «общими» условиями труда. Полагают, что при отсутствии доказательств, которые подтвердили бы полную занятость истца и характер выполняемой работы, суд необоснованно включил в специальный стаж данные периоды. Также считают, что период с 30.12.1987 по 04.03.1989 не подлежит включению в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия документального подтверждения того, что РТМ «Просветитель», на котором работал истец, не является портовым судном, постоянно работающим в акватории порта, а также служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Кроме того не согласны с возложением на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии с учетом включенных периодов, полагая, что на увеличение размера пенсии истца, с учетом даты ее назначения, может повлиять только продолжительность общего трудового (страхового) стажа. Пенсия истцу назначена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Спорные периоды включены Парфенову Е.И. в страховой стаж. Включение в специальный стаж спорных периодов работы не может повлечь увеличение размера страховой пенсии по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Парфенова Е.И. - Иванисова Ю.С. просит решение суда оставить без изменения.

В отзыве на апелляционную жалобу Публичное акционерное общество «Находкинская база активного морского рыболовства» (ПАО «НБАМР») просит решение суда в части возложения обязанности включения в специальный стаж периода работы с 30.12.1987 по 04.03.1989 оставить без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Парфенов Е.И., *** года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 27.10.2019 на основании решения ответчика от 28.10.2019 (т. 1 л.д. 97).

Пенсия истцу назначена по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающему назначение страховой пенсии досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

17.01.2022 истец обратился в ОПФ с заявлением (т. 1 л.д. 155), в котором просил включить в его специальный стаж периоды работы: в АО «Ульяновский механический завод» в должности фрезеровщика 3 разряда с 22.03.1985 по 24.07.1987 и с 24.05.1989 по 01.08.1991, в должности регулировщик скорости движения вагонов железнодорожной станции «Ульяновск-Центральный» с 03.09.1991 по 26.09.1991, с 01.08.2009 по 31.12.2009, с 01.07.2010 по 31.10.2010, с 01.01.2019 по настоящее время. При этом, период с 01.01.2019 по настоящее время просил включить также в общий страховой стаж. В связи с включением периодов о специальный и общий страховой стаж просил произвести перерасчет пенсии.

В ответе на обращение от 11.02.2022 за № АЧ-11-07/828 (т. 1. л.д. 156-161) ответчик отказал в перерасчете пенсии, указав, что пенсия истцу установлена и выплачивается правильно. После назначения пенсии истец продолжает работать по льготной профессии, за которую ежегодно 1 августа осуществляется перерасчет пенсии с учетом страховых взносов. 

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Согласно п.п. 2, 5, 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-Фз Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которым установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (пп. «б» п. 1);

- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (пп. «г» п. 1);

- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 467 «Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности».

Установив, что периоды работы истца с 01.01.2016 по 31.12.2018 включены ответчиком в его специальный стаж еще при назначении досрочной страховой пенсии, что подтверждено стажевой таблицей (т. 1 л.д. 98 об. – 99), период с 01.01.2019 по 24.01.2022 также учтен ответчиком как период льготной работы для ежегодного перерасчета пенсии, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования о включении данных периодов в специальный и общий страховой стаж истца.

Также судом первой инстанции обоснованно отказано во включении в специальный стаж периода работы истца с 03.09.1991 по 26.09.1991 в должности ученика регулировщика скорости движения вагонов на станции Ульяновск-3 Куйбышевской железной дороги, так как должность ученика регулировщика скорости движения вагонов, с учетом применения п. 8 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272. Доказательств, с учетом разъяснений содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 (ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», того, что выполняемая истцом работа в должности ученика была  сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров) суду не представлено.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что периоды работы истца с 22.03.1985 по 24.07.1987 и с 24.05.1989 по 01.08.1991 на Ульяновском механическом заводе в должности фрезеровщика не могут быть включены в специальный стаж истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ поскольку его должность не предусмотрена  ни Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, ни Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

Обоснованно судом не включен в специальный стаж в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ период его работы с 14.09.1987 по 29.12.1987 в Государственном предприятии «Находкинская база активного морского рыболовства», так как согласно трудовой книжке (т. 2 л.д. 1-21), архивной справке ПАО «НБАМР» (т. 1 л.д. 71), льготно-уточняющей справке от 15.03.2022 ПАО «НБАМР» (т. 1 л.д. 72), истец Парфенов Е.И. работал с 14.09.1987 по 29.12.1987 учеником матроса 1 класса подменного экипажа № 27 РТМ «Просветитель» Государственного предприятия «Находкинская база активного морского рыболовства» на общих условиях. При этом, должность ученика матроса не поименована в Списке работ, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173, действовавшем в спорный период работы.

Решение в части отказа во включении указанных периодов работы в специальный стаж истца и перерасчета пенсии  в связи с их включением сторонами не обжалуется.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением  суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов его работы с 01.08.2009 по 31.12.2009 и с 01.07.2010 по 31.10.2010.

Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца указанных периодов работы в должности регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда Ульяновского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги  филиала открытого акционерного общества «Российский железные дороги», суд сослался на представленные работодателем – АО «РЖД» сведения о работе истца в указанные периоды в должности регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда, а также лицевые счета за 2009-2010 годы, из которых, по мнению суда, следует, что Парфенов Е.И. работал в условиях полной занятости, получал зарплату в полном размере по должности с надбавками, в том числе за вредные условия труда.

По мнению судебной коллегии судом первой инстанции не верно применены нормы материального права, регламентирующие основания для досрочного назначения страховой пенсии.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно пункту 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 (ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», согласно п. 43 которого периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что Парфенов Е.И. регистрирован в системе персонифицированного учета 15.12.1999.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счет застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, периоды работы с 01.08.2009 по 31.12.2009 и с 01.07.2010 по 31.10.2010 работодателем отражены как периоды работы с обычными (общими) условиями труда (т. 1 л.д. 98 об. – 99).

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что в отношении Парфенова Е.И. работодателем ОАО «РЖД» в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы Парфенова Е.И. являются недостоверными.

При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, достоверно подтверждающие выполнение истцом в спорный период на условиях полной занятости именно льготной работы.

Вопреки выводам суда первой инстанции, лицевые счета, содержащие сведения о выплате заработной платы и надбавок за вредные условия труда  за 2009-2010 год, не следует, что Парфенов Е.И. в спорный период выполнял льготную работу на условиях полной занятости.

Напротив, из представленных расчетных листов за август, октябрь и ноябрь 2009 года (т. 2 л.д. 117 об. – 118), за декабрь 2009 года (т. 1 л.д. 226), за июль 2010 года (т. 2 л.д. 119), за август и сентябрь 2010 года (т. 2 л.д. 120 об.), за октябрь 2010 года (т. 1 л.д. 229) усматривается, что в данный период истцу производилась доплата за совмещение профессий. При этом, доказательств того, что деятельность, которую истец выполнял в порядке совмещения, относится к льготным работам, не представлено.

Таким образом, указанные документы не подтверждают выполнение истцом работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателями в отношении стажа Парфенова Е.И. представлялись, а недостоверность их истцом не доказана, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об обратном.

Вместе с тем, истец не лишен права требования от работодателя корректировки сведения его лицевого счета, если полагает, что содержащиеся в нем сведения являются недостоверными, и после такой корректировки реализовать свои пенсионные права, связанные с ней. 

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанций о включении в специальный стаж Парфенова Е.И. периодов его работы с 1 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года и с 1 июля 2010 года по 31 октября 2010 года в должности регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда Ульяновского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги  филиала открытого акционерного общества «Российский железные дороги» нельзя признать правомерным.

Таким образом, решение в данной части подлежит отмене.

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы относительно необоснованности включения в специальный стаж истца по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периода его работы с 30.12.1987 по 04.03.1989 в должности матроса 2 класса РТМ «Просветитель» Государственного предприятия «Находкинская база активного морского рыболовства».

Согласно пунктам 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в целях определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости допускается суммирование периодов работ в качестве рабочих локомотивных бригад путем прибавления к периодам работ, указанным в подпункте 9 (работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности), периодов работ, указанных в подпункте 5.

В силу пунктов 4, 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 13 указанных Правил периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, до 1 января 1992 г. не требовалась полная занятость для включения периодов работы в специальный страховой стаж.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 467 «Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности».

Поскольку спорный период работы имел место до утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 467 Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, на него в равной степени распространяется, действовавший в тот период времени, Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173.

В Списке № 2, утвержденном  Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173, действовавшим в спорный период работы, для должностей плавосостава предусмотрены матросы, занятые ловом и обработкой рыбы, морзверя, крабов и морепродуктов.

Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, плавсостав судов морского, речного флота и рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей. Не имеет значение ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельцев. В указанном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и пригородного сообщения.

Согласно трудовой книжке (т. 2 л.д. 1-21), архивной справке ПАО «НБАМР» (т. 1 л.д. 71), льготно-уточняющей справке от 15.03.2022 ПАО «НБАМР» (т. 1 л.д. 72), истец Парфенов Е.И. работал с 30.12.1987 по 04.03.1989 в должности матроса  плавсостава РТМ «Просветитель».

При этом, как указано в льготно-уточняющей справке данное судно является судном морского флота рыбной промышленности по добыче и обработке рыбы, морепродуктов, приемке готовой продукции на промысле и не относится к судам служебно-вспомогательным, портовым, постоянно работающим в акватории порта, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения. Режим работы судов круглогодичный. Парфеновй Е.И. на условиях неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, в отпуске без содержания, в учебном отпуске не находился. Справка выдана на основании: Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, списочного состава флота, техдокументации судового оборудования, судовой роли, штатного расписания, приказов по базе, личной карточки, лицевых счетов (платежных ведомостей). 

Согласно справки о реорганизации и предобразовании (т. 1 л.д. 74) ПАО «НБАМР» является правопреемником Государственного предприятия «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР).

Указанные архивная и льготно-уточняющая справки представлены по запросу суда территориальным органом по месту учета ПАО «НБАМР», являются допустимыми доказательствами льготного характера работы в соответствии Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, в связи с чем, оснований не доверять им не имеется.

Довод ответчика о том, что включение указанного периода все равно не влияет на пенсионные права Парфенова Е.И. и не приведет к перерасчету размера страховой пенсии, не является основанием для отказа в иске в данной части, так как согласно вышеприведенным положениям Федерального закона № 400-ФЗ и Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право на отображение в его лицевом счете достоверных сведений о его страховом стаже, в том числе, с указанием льготного характера работы.

Таким образом, вывод суда о включении указанного периода в специальный стаж истца является обоснованным.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для перерасчета размера страховой пенсии истца.

Как указывалось выше, Парфенов Е.И. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 27.10.2019 на основании решения ответчика от 28.10.2019.

Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела, сведений лицевого счета все спорные периоды работы (в том числе не подлежащие  включению в специальный стаж) включены истцу в общий страховой стаж.  При этом, периоды до назначения пенсии учитывались при ее назначении, а периоды после ее назначения учитывались при ежегодном перерасчете пенсии.

Заявляя требования о перерасчете пенсии, истец обосновал их лишь необходимостью включения в специальный стаж спорных периодов работы. При этом не привел обоснований того, что такое включение приведет к увеличению размера пенсии.

Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела и расчетов пенсионного органа размер страховой пенсии истца Парфенова Е.И. определен по формуле согласно ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 173-ФЗ).

Так, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

В силу ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:

,

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери ИПКс каждого умершего родителя или ИПКс умершей одинокой матери определяется исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии), исчисленного по формуле, предусмотренной пунктом 1 или 4 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

 - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 01.01.2002 у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ).

Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии.

Поскольку по состоянию на 01.01.2002 истец не имел ни требуемого страхового стажа, ни требуемого стажа на соответствующих видах работ (даже с учетом включения в специальный стаж указанного выше периода) при расчете стажевого коэффициента не может быть применен абзац 6 пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, где стажевый коэффициент определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа равного продолжительности страхового стажа, указанного в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости - не менее 25 лет (для мужчин).

Таким образом, с учетом действующего в настоящее время пенсионного законодательства, включение в специальный стаж истца спорного периода не повлияет на размер его страховой пенсии, следовательно, правовых оснований для ее перерасчета не имеется, в связи с чем решение в данной части также подлежит отмене.

Вопрос о возмещении истцу судебных издержек судом разрешен в строгом соответствии с положениями ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в  Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», в связи с чем, решение в данной части отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 27 мая 2022 года в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить Парфенову Евгению Ивановича в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы с 1 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года и с 1 июля 2010 года по 31 октября 2010 года в должности регулировщика скорости движения вагонов 3 разряда Ульяновского отделения структурного подразделения Куйбышевской железной дороги филиала открытого акционерного общества «Российский железные дороги»; произвести перерасчет пенсии с учетом включенных периодов в порядке, установленном действующим законодательством, отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Парфенова Евгения Ивановича к Государственному учреждению  -  Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 1 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года и с 1 июля 2010 года по 31 октября 2010 года, произвести перерасчет размера страховой пенсии отказать.

В остальной части решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 27 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.11.2022.