УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-003261-77
Судья Анциферова
Н.Л. Дело №
33-4277/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 25
октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Л.Г.,
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 9 июня 2022 года по гражданскому делу №
2-2248/2022, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, в интересах
несовершеннолетней К*** А*** Д***, к Министерству здравоохранения Ульяновской
области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов
удовлетворить.
Взыскать
с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Карибова Дианиса
Асмаровича денежную сумму в размере 44 900 руб. в счёт возмещения расходов на
приобретение для К*** А*** Д*** датчиков для системы непрерывного
мониторирования «FreeStylе Libre»
из расчета 1 датчик на 14 дней.
Заслушав доклад судьи Федоровой
Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор
Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском, в интересах
несовершеннолетней К*** А.Д., к Министерству здравоохранения Ульяновской
области, о взыскании расходов на приобретение медицинских изделий.
Требования
мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению Карибова Д.А.,
действующего в интересах дочери К*** А.Д., ***.2013 года рождения, установлено,
что несовершеннолетняя К*** А.Д. является ***, диагноз: ***. Протоколом
врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея
Первозванного» № 25/137 от 28.02.2022 принято решение о нуждаемости К*** А.Д. в
применении ***). До настоящего времени Министерством здравоохранения
Ульяновской области меры, направленные на обеспечение К*** А.Д. *** не приняты.
Льготные рецепты на получение указанной *** ГУЗ «Городская клиническая больница
святого апостола Андрея Первозванного» поликлиническое отделение № 1
выписываются в рукописном виде. В связи с необеспечением медицинскими изделиями
законным представителем самостоятельно приобретаются ***». Так, за период с
января 2022 года приобретено 10 датчиков на сумму 44 900 руб.
Просил
суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу
Карибова Д.А. денежную сумму в размере 44 900 руб. в счет возмещения
расходов на приобретение для К*** А.Д. датчиков для *** из расчета 1 датчик на
14 дней.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Указывает, что в настоящее время производить оплату системы
непрерывного мониторирования глюкозы в крови, а так же обеспечивать данной
системой невозможно, поскольку она не включена законодательством в льготный
перечень. Ссылаясь на приказ Минздрава России от 22.01.2021 №22н «Об
утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа»
указывает, что обязанность по обеспечению мониторирования глюкозы в крови
возложена на учреждение здравоохранения, которое должно предоставить его
пациенту в соответствии с протоколом врачебной комиссии. Закупка медицинского
изделия ***», не включенного ни в один льготный перечень, приведет к нарушению
Министерством Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевому расходованию
бюджетных средств.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1
ст.41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,
Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых
ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и
социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана
здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими
правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае
утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в
том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую
без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных
медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором
добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья
граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты,
приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских
целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими
принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению,
включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем
для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний,
мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований,
восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или
физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности,
функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического,
генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские
изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по
функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и
способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается
медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих
медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается
Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной
инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни
заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том
числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней ***
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К*** А.Д.,
***.2013 года рождения, является ***, ей установлен диагноз: ***
Протоколом
врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея
Первозванного» № 25/137 от 28.02.2022 принято решение о нуждаемости К*** А.Д. в
применении ***.
Решением
Заволжского районного суда г.Ульяновска от 26.05.2022 по иску прокурора
Заволжского района г.Ульяновска в интересах К*** А.Д., к ГУЗ «Городская
клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству
здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, суд обязал ГУЗ
«Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»
выписывать К*** А.Д., медицинское изделие – *** из расчета один датчик на 14
дней; Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать
К*** А.Д. медицинским изделием – *** из расчета один датчик на 14 дней.
Расходы
Карибова Д.А. на приобретение *** в сумме 44 900 руб. подтверждаются кассовыми
чеками.
Ответчик
не обеспечил ***. В связи с этим отец ребёнка Карибов Д.А., за свой счёт
приобрел необходимые датчики и затратил на их приобретение 44 900 руб. Согласно
рекомендации врачебной комиссии 1 сенсор может использоваться 14 дней.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах
несовершеннолетнего ребенка.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора,
действующего в интересах *** К*** А.Д., суд правомерно руководствовался
приведенными выше нормами права, Стандартом медицинской помощи
больным с ***, утвержденным приказом
Минздрава РФ № 1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение сахарного диабета
относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан,
страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие
заключения врачебной комиссии ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного» о
нуждаемости в ***, которая проста в применении и позволяет днем и ночью
автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого
датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня
глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания.
Непрерывный мониторинг *** зарегистрирован в Российской
Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и
позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.
Ответчик Министерство здравоохранения Ульяновской области не
выполнило свою обязанность по обеспечению ребёнка-инвалида медицинскими
изделиями, расходы на приобретение
датчиков для *** были понесены отцом ребенка – Карибовым Д.А.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции
правомерно удовлетворил исковые требования о возмещении Карибову Д.А. расходов
на приобретение медицинских изделий в сумме 44 900 руб.
Доводы
апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области о
неправомерности удовлетворения иска, отсутствия бездействия ответчика в
обеспечении истца медицинскими изделиями приводились ранее, по существу
направлены на иную оценку доказательств. Данные доводы являлись предметом
оценки суда первой инстанции, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным
в обжалуемом судебном постановлении.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что исполнить возложенные на Министерство обязательства
не представляется возможным, поскольку ответственность по обеспечению указанным
медицинским изделием, не может быть возложена непосредственно на Министерство и
будет являться нарушением бюджетного законодательства в виде нецелевого
использования бюджетных средств не состоятельны.
В
соответствии со статьей 6.5
Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной
социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены
Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4
которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с
предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству
здравоохранения Российской Федерации, на реализацию мер социальной поддержки
отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Возлагая
на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность возместить
Карибову А.Д. денежные средства на приобретенные им для К*** А.Д. медицинские
изделия, суд первой инстанции, учитывая установленные по делу обстоятельства не
обеспеченности потребностей ***, как лица страдающего заболеванием *** в
изделиях медицинского назначения, обоснованно исходил из ненадлежащего
исполнения данным ответчиком вышеуказанных обязанностей, которые вопреки
ошибочным суждениям заявителя нашли свое подтверждение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены
правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий
возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права,
влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены
решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 июня
2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 27 октября 2022 года.