УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Елистратов
А.М. 73RS0001-01-2022-003933-98
Дело № 33-4395/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 ноября 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Карабанова
А.С., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения -
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июня
2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 28 июля 2022 года об
исправлении описки, по гражданскому делу № 2-2756/2022, по которому
постановлено:
исковые требования Инзенского межрайонного
прокурора Ульяновской области, действующего в интересах Катанова Геннадия
Федоровича к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.
Обязать
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации в соответствии с программой
реабилитации пострадавшего №*** от 18.05.2016г. обеспечить Катанова Геннадия
Федоровича ***.
Взыскать с Государственного
учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации в пользу Катанова Геннадия Федоровича в счёт компенсации
морального вреда 5000 руб.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Инзенский
межрайонный прокурор Ульяновской области, действующий в интересах Катанова
Г.Ф., обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к
Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС) о возложении
обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации (ТСР), взыскании
компенсации морального вреда.
В обоснование иска
указано, что Катанов Г.Ф., *** года рождения, является инвалидом *** группы. В
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 18.05.2016 он
подлежит обеспечению ***, которыми до настоящего времени не обеспечен. Не
обеспечением технически средствами реабилитации Катанову Г.Ф. также причинен
моральный вред.
С учетом
изложенного, прокурор просил суд обязать ГУ-УРО ФСС обеспечить Катанова Г.Ф. ***;
взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Минтруда России.
Рассмотрев спор по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов
жалобы указывает, что на дату обращения, представленная заявителем ИПРА от
18.05.2016, являлась недействительной. С учетом указанных обстоятельств,
заявление Катанова Г.Ф. от 02.03.2022 было аннулировано, а ему было направлено
письмо о снятии его с учета в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР.
Указывает, что заявителем в исковом заявлении не приведены и не представлены в
суд доказательства, подтверждающие наступление каких-либо неблагоприятных
последствий для Катанова Г.Ф. в виде физических и нравственных страданий в
результате несвоевременного обеспечения его ТСР. В решении суда также не
указано о наличии данных обстоятельств. Таким образом, безусловно
подтверждающих доказательств ухудшения состояния здоровья и нравственных
страданий инвалида вследствие несвоевременного обеспечения его ТСР, не имеется.
Право инвалида на обеспечение ТСР за счет средств федерального бюджета возможно
реализовать как через самостоятельное приобретение и получение в последующем
компенсации, так и посредством электронного сертификата. Поскольку Катанов
Г.Ф. ни одним из вышеперечисленных
способов обеспечения (кроме представления ТСР) не воспользовалась, соответственно
вывод о нарушении ГУ - УРО ФСС РФ его
права как инвалида на обеспечение ТСР не может быть однозначным и противоречит
нормам действующего законодательства. Также отмечает, что выплата
компенсации морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных
средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства
реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей
технических средств реабилитации (инвалидов), что выразится в сокращении
бюджетных средств, выделенных региональному отделению на обеспечение ТСР
инвалидов.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела
следует и судом установлено, что Катанов Геннадий Федорович *** года рождения,
является инвалидом *** группы.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы нуждаемость истца *** подтверждена выданной в установленной
законом порядке программой реабилитации пострадавшего от 18.05.2016 № ***
(л.д. 16-17).
Как следует из
материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции Катанов
Г.Ф. указанными техническими средствами реабилитации обеспечен не был.
Согласно
ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных
федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального
бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством
Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по
месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида
(ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления
представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ,
удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также
документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих
Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом,
нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим
его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме
уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием).
При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в
пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Как установлено
материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила
обеспечения истца техническими средствами реабилитации не выполнены. В связи с
этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении
требований прокурора об обеспечении Катанова Г.Ф. положенных ему ТСР.
Разрешая исковые
требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой
инстанции, установив нарушение прав инвалида Катанова Г.Ф. на своевременное
обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному
выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом 2 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права
и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским
законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи
150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.
По смыслу
приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и
морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Согласно пунктам 1,
2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие
основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред,
причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный
имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,
причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда,
если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть
предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу пункта 1
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер
компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,
предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ГУ-УРО ФСС, выразившееся в не обеспечении Катанова Г.Ф.
полагающимися ему ***, существенно нарушает личные неимущественные права истца
с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца, поскольку истец
испытывает затруднения с мобильностью, лишен возможности свободно
передвигаться.
Учитывая все
вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости,
суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального
вреда, снизив ее размер до 5000 руб.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 21 июня 2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 28 июля 2022
года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 02.11.2022