УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-004134-77
Судья Сизов И.А.
Дело № 33-4409/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Богомолова С.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 4 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-2867/2022 , по
которому постановлено:
исковые требования Гафарова Халима Муртазаевича - удовлетворить.
Обязать
Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области выдать Гафарову Халиму Муртазаевичу удостоверение участника ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области
Фроловой Е.В., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Гафаров Х.М.
обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выдать
удостоверение участника последствий аварии на Чернобыльской АЭС установленного
образца.
Требования мотивировал тем, что он, как военнообязанный в
период с 15.12.1989 по 01.02.1990 выполнял обязанности военной службы по
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе воинской части
55237 Вооруженных Сил СССР. Согласно перечню воинских частей Вооруженных Сил
СССР и КГБ СССР, личный состав которых выполнял обязанности военной службы по
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах,
утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 27.03.2003г. № 88, воинская часть
55237 входит в состав воинских частей участвовавших в ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС (приложения № 1 к приказу от 27.03.2003г. № 88
(порядковый номер 170). Он имеет военный билет ***, выданный городским военным
комиссариатом Марыйской области Республики Туркмения 19.05.1972. Выдано
удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС А-№695784. В период с
15.12.1989 по 01.02.1990 выполнял работы по ликвидации последствий
аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отселения, имеет право на льготы. На его
обращение в Министерство семейной демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области с заявлением о выдаче ему удостоверения
участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установленного
образца, ответчик 18.02.2022 ему отказал, в связи с тем, что он не представил
документы о периодах и факте работы по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Просил суд обязать ответчика выдать Гафарову Х.М.
удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
установленного образца.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает,
что Гафаров Х.М. не относится к категории граждан, которым выдаются
удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
и нагрудные знаки, что дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные
законом. Указывает, что запись в его военном билете о том, что в период с
15.12.1989 по 01.02.90 он выполнял работы по ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС в зоне отселения, была сделана в период действия Закона от
15.05.1991, предусматривающего понятие «зона отчуждения». Считает ошибочным
вывод суда о тождественности записи о работе истца в зоне отселения
предусмотренной законом работе в зоне отчуждения. Полагает, что у суда
отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о
рассмотрении дела судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гафарову
Х.М., ***.1954 года рождения 28.01.1993 Марыйским городским военным комиссариатом
Марыйской области (Туркменистан) было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС в 1989-90 годах серии *** (л.д.12).
Истец
является гражданином Российской Федерации, имеет регистрацию по месту пребывания
в г. Ульяновске по адресу: *** (л.д. 9,10).
01.02.2022
Гафаров Х.М. обратился в Министерство семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области о получении удостоверения участника
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установленного образца. К
заявлению им были приложены: паспорт
гражданина Российской Федерации, копия удостоверения участника ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1989-90 годах серии ***, выданного
28.01.1993 Марыйским городским военным
комиссариатом Марыйской области (Туркменистан), военный билет *** (л.д.30).
17.02.2022
Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области было принято распоряжение №166-р об отказе Гафурову Х.М. в
выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС в связи с непредставлением документов о периодах и факте
работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне
отчуждения (л.д.27).
Не
согласившись с данным отказом, Гафаров Х.М. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об удовлетворении требований Гафарова Х.М.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Отношения,
связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом
Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
направленным, как указано в его статье 1,
на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в
зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Частью пятой
статьи 15 названного закона предусмотрено, что Порядок и условия
оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными
Правительством Российской Федерации.
В
соответствии с положениями ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего
Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или
командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по
ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или
занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения,
материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или
других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные,
призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения
работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах
зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы
гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 -
1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и
военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 -
1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский
персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья
профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников
ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте,
соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы
облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля
по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и
являвшихся источником ионизирующих излучений.
В
соответствии со ст. 15
Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в п. п. 1
и 2 ч. 1 ст. 13
настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам,
указанным в п. п. 3
и 4 ч. 1 ст. 13
настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на
меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом,
с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений
определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок
и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден приказом МЧС России №
253, Минтруда России № 207н, Минфина России № 73н от 21 апреля 2020 года.
В
соответствии с п. 4
данного Приказа, для оформления и получения удостоверения по форме согласно
приложениям № 1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту
жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым
предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; один или несколько
документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в
зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка
и условий.
В
случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения абзац
четвертый пункта 4 Порядка предусматривает, что заявителем представляется кроме
перечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в
установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных его пунктом
6.
Пункт
6 Порядка содержит перечень документов, представление которых может подтвердить
участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС в зоне отчуждения.
Закон
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в его действующей редакции
не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный
им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные
этим статусом.
Кроме
того, вступившим в законную силу решением
Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 года № ГКПИ03-1519,
признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4
Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 29 февраля 2000 года
(утратившего силу со дня введения в действие 21 февраля 2007 г. Порядка,
утвержденного приказом от 08 декабря 2006 г.) в части, обязывающей граждан,
имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового
образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.
Из
решения Верховного Суда РФ от 9 апреля 2019 года следует, что ст. 47 Закона РФ
от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
предусматривая контроль органов исполнительной власти за исполнением указанного
Закона, включая возможную проверку правомерности выдачи гражданам удостоверений
и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС, не наделяет эти или иные упоминаемые в данной норме органы
полномочиями возлагать на гражданина обязанность по доказыванию обоснованности
получения ранее оформленного и выданного ему в установленном порядке
удостоверения. Подобный контроль должен осуществляться непосредственно
субъектами, реализующими соответствующие функции, в частности путем проверки и
анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений, а также документов,
послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу п. 16 Порядка
хранятся в уполномоченных органах постоянно; уменьшение ранее признанного и
подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение
компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по
основаниям, не предусмотренным законом.
В
военном билете Гафурова Х.М. (***)
имеется отметка о выдаче истцу ранее
удостоверения участника ликвидации последствий аварий Чернобыльской АЭС серии ***.
В
военном билете истца также имеется запись о том, что в период с 15.12.1989 по
26.12.1989 выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС в зоне отселения и пользуется льготами, данная запись заверена печатью
войсковой части №55237 и подписью начальника в\ч *** (л.д.22).
Между тем, в соответствии с Приказом
Министра обороны РФ от 27.03.2003 года «О мерах по обеспечению социальной
защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
воинская часть *** включена в перечень воинских частей, принимавших участие в
работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Приложение № 1 к
Приказу, поз №170).
При установленных обстоятельствах,
суд первой инстанции установил, что
истец, зачисленный в указанную воинскую часть, принимал участие в
работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения
- на объектах Чернобыльской АЭС, выполнял работы, предусмотренные Списком
работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря
1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Верховного Совета РФ от 13.08.1993 № 5625-1, к которым (работам) относятся, в
том числе, дезактивация зданий, сооружений, оборудования, техники всех видов,
транспорта, сельскохозяйственных угодий, территорий, спецодежды и спецобуви.
Разрешая заявленные истцом требования
об обязании выдать удостоверение
участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции,
руководствовался положениями Закона
РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Порядка и
условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России
№ 253, Минтруда России № 207н, Минфина России № 73н от 21 апреля 2020 года и с
учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу
доказательств, пришел к выводу об их обоснованности, поскольку совокупность
представленных истцом документов свидетельствует о выполнении им работ в зоне
отчуждения Чернобыльской АЭС и выдаче ему ранее в связи с этим соответствующего
удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в
1986 году, серии *** от 28 января 1993 года, действовавшего на всей территории
Союза ССР.
Приняв
во внимание, что какие-либо доказательства, свидетельствующие о выдаче Гафарову
Х.М. удостоверения в 1993 году в нарушение установленного порядка и без
достаточных к тому оснований, либо о наличии обоснованных сомнений в
правомерности получения истцом указанного удостоверения, не представлены, суд
обоснованно исходил из того, что условия для отказа выдачи истцу удостоверения участника ликвидации аварии на
ЧАЭС у ответчика отсутствовали.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что в военном билете истца имеется запись о
выполнении им работ в зоне отселения, а не в зоне отчуждения, судом первой
инстанции были проверены и им дана правовая оценка, отклоняя их, суд
обоснованно исходил из того, что расхождение в наименовании территории (с
учетом редакции ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1) факт участия истца в
выполнении работ по ликвидации последствий аварии не опровергает.
Судебная
коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют
фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего
исследования представленных в материалы дела доказательств.
Таким
образом, выводы суда об обоснованности заявленных истцом требований являются
правильными, в том числе и по причине того, что каких-либо доказательств, свидетельствующих
о выдаче Гафарову Х.М. удостоверения в 1993 году в нарушение установленного
порядка и без достаточных к тому оснований либо о наличии обоснованных сомнений
в правомерности получения истцом указанного удостоверения, не представлено.
Юридически значимые обстоятельства судом определены
правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий
возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права,
влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены
решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 4 июля
2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2022 года.