Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 27.09.2022, опубликован на сайте 28.10.2022 под номером 102538, 2-я гражданская, об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-01-2022-000721-23

Судья Гришин П.С.                                                                               Дело №33-3695/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  27 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Парфеновой И.А., Камаловой Е.Я.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 15 июня 2022 года по делу № 2-442/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, на котором имеются места захоронения, обязании осуществить благоустройство указанного земельного участка удовлетворить частично.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, на котором имеются места захоронения, расположенного в *** рядом с земельным участком, имеющим кадастровый номер *** на котором расположено М*** в срок до 01.11.2022.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществить благоустройство указанного земельного участка, на котором имеются места захоронения, в срок до 01.11.2022 путем уборки территории от мусора, засохших деревьев, веток, листьев, различных отходов.

 

Заслушав доклад судьи - председательствующего, пояснения представителя истца Подгороднова В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (далее - МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области) об обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, на котором имеются места захоронения, обязании осуществить благоустройство указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что на территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области имеется земельный участок с местами захоронений, расположенный рядом с земельным участком с кадастровым номером *** (на котором расположено М***

Наличие на данном участке мест захоронения подтверждается материалами прокурорской проверки, проведенной по доводам обращения С*** фотоматериалами.

В нарушение требований действующего законодательства право муниципальной собственности на указанный земельный участок, на котором имеются места захоронения, МУ администрация МО  «Чердаклинский район» Ульяновской не оформило. Меры по содержанию указанного земельного участка и к оформлению необходимых документов на земельный участок ответчиком не принимаются, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Просил обязать МУ администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, на котором имеются места захоронения, расположенного *** рядом с земельным участком, имеющим кадастровый номер *** (на котором расположено М*** в срок до 01.09.2022; обязать ответчика осуществить благоустройство указанного земельного участка в срок до 01.09.2022 путем уборки территории от мусора, засохших деревьев, веток, листьев, различных отходов.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права. Муниципальный район несет обязанность по содержанию захоронений, находящихся в границах кладбищ. Однако в ходе судебного разбирательства не было установлено факта принадлежности спорного земельного участка к территории кладбища. Обнаружение неучтенных мест захоронений не дает оснований для признания земельного участка, на котором они расположены, общественным кладбищем ввиду наличия особых санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к открытию и функционированию таких объектов как кладбище.

Обращает внимание, что спорный земельный участок является частью земельного участка, обозначенного в Генеральном плане МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области зоной Р-1 - зоной озелененных территорий общего пользования. В данном случае кадастровому учету подлежит единый земельный участок, а не его отдельные части, не имеющие определенных границ.

Кроме того, обязанность по благоустройству спорного земельного  участка относится к полномочиям сельского поселения. Благоустройство данной зоны осуществляется за счет средств МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в рамках реализации полномочий по организации благоустройства территории поселения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.01.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 данного Федерального закона).

В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.  

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Статьей 210 ГК РФ именно на собственника возлагается бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Согласно пункту 7 статьи 1 данного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 14 данного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

По смыслу вышеприведенных норм закона земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. Появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав связано с моментом постановки его на кадастровый учет. До момента осуществления государственного кадастрового учета и присвоения  кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.

Судом установлено, что на территории муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области расположен земельный участок, на котором находятся места захоронений, рядом с земельным участком с кадастровым номером *** (на котором расположено М***»).

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами прокурорской проверки, проведенной по заявлению С*** объяснениями С*** фотоматериалами с изображением могил, надгробных памятников. Отсутствие документов о создании в установленном законом порядке кладбища не свидетельствует об отсутствии реальных захоронений на земельном участке, являющемся предметом спора по настоящему делу.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Принимая во внимание, что государственный кадастровый учет в отношении земельного участка, на котором находятся захоронения, не произведен, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по постановке земельного участка, на котором фактически расположено кладбище, на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что принятию мер к оформлению земельного участка, проведению работ по его благоустройству препятствует отнесение земельного участка, на котором имеются места захоронения, к территориальной зоне Р1 - зоне озеленения территорий общего пользования, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку  несоответствие зонирования не является препятствием для постановки бесхозяйного участка на кадастровый учет.

Ссылка в жалобе на то, что благоустройство земельного участка, относящегося к территориальной зоне Р1, относится к полномочиям сельского поселения и осуществляется за его счет, также подлежат отклонению, поскольку обязанность по постановке на кадастровый учет находящихся на территории района земельных участков с действующими кладбищами лежит на администрации района, и именно ответчик должен принимать меры для исполнения требований законодательства путем использования имеющихся у него полномочий.

Кроме того, как следует из материалов дела, в 2022 году полномочия по содержанию мест захоронения из МО «Чердакинский район» в МО «Октябрьское сельское поселение» не передавались. Денежные средства на эти цели в бюджет сельского поселения не заложены (л.д. 15).

При этом наличие на земельных участках бесхозяйных объектов не препятствует проведению мероприятий по межеванию земельных участков и постановке их на кадастровый учет.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» устанавливают, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены  санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые содержат обязательные требования к отведению, размещению кладбищ.

Непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятого под кладбище земельного участка, отсутствие установленных границ спорного земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют. Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 15 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2022 года.