Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ
Документ от 20.10.2022, опубликован на сайте 31.10.2022 под номером 102437, Админ. 2 пересмотр, ст.12.21.1 ч.3 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Берхеева Г.И.                                                              Дело № 7-375/2022

73RS0002-01-2022-006445-75

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                       20 октября 2022 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе адвоката Куликова Александра Константиновича, действующего в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционная компания Победа» на постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области № *** от 28 июля 2022 года и на  решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 7 сентября 2022 года (дело № 12-51/2022),

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области № *** от 28.07.2022 общество с ограниченной ответственность «Транспортно-экспедиционная компания Победа» (далее ООО «ТЭК Победа») привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения ООО «ТЭК Победа» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.  

Решением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 07.09.2022 указанное постановление изменено, снижен размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 175 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, адвокат Куликов А.К., действующий в защиту интересов ООО «ТЭК Победа», не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что ООО «ТЭК Победа» дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, а именно: за правонарушение имевшее место 14.07.2022 в 06:10:59 по адресу: автодорога «Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево – Старая Кулатка – граница области» 49 км 000 м, по которому было вынесено оспариваемое постановление  и  за правонарушение имевшее место 14.07.2022 в 09:18:25 по адресу: автодорога «Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево – Старая Кулатка – граница области» 113 км 131 м, за совершение которого вынесено постановление № *** от 28.07.2022.

Полагает, что величина допустимой нагрузки на ось, указанная в обжалуемом постановлении, должностным лицом определена неверно, что повлекло за собой вынесение незаконного постановления.

Подробно позиция адвоката Куликова А.К. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав адвоката Куликова А.К., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения) установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу требований п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом № 2200), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Как следует из материалов дела, в вину ООО «ТЭК Победа» вменено то, что 14.07.2022 в 06:10:59 по адресу: автомобильная дорога «Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево – Старая Кулатка – граница области» 49 км 000 м Кузоватовский район Ульяновской области, при проведении государственного контроля, оно допустило движение тяжеловесного транспортного средства марки «MАN TGS 26 350 6X2-2 BL WW», государственный регистрационный знак ***, в составе 5-осного автопоезда, собственником (владельцем) которого является, с нарушением положений п. 23.5 Правил дорожного движения, ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 257-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации № 2200.

Как указано в постановлении, нарушение заключалось в том, что указанное транспортное средство осуществляло перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту № *** измерения параметров транспортного средства, с превышением предельно допустимых показателей по осевой нагрузке автопоезда на 34,92% (2,619 т) на ось № 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 10,119 т на ось № 2 при допустимой нагрузке 7,5 т на ось без специального разрешения.

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме - Архимед, заводской номер ***, поверка которого действительна до 24.10.2022.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ТЭК Победа» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 257-ФЗ Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее - Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

В ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 257-ФЗ указаны параметры автомобильной дороги, которые вносятся в Реестр, в том числе, сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги.

Автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево – Старая Кулатка – граница области» 49 км 000 м имеет асфальтобетонное покрытие и соответствует III технической категории.

Как уже отмечалось выше в качестве доказательств вины ООО «ТЭК Победа» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в административном материале представлены фотоматериалы, полученные с применением работающего в автоматическом режиме технического средства АПВГК (модель Архимед, заводской номер ***, поверка действительна до 24.10.2022) и акт № *** от 20.07.2022 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.

Согласно метрологическим и техническим характеристикам средства измерения комплекса АПВГК Архимед, сумма предельных погрешностей измерений массы транспортного средства равна +5%, пределы допускаемой относительной погрешности измерений нагрузки на ось и группу осей транспортного средства - +10%.

Из руководства по эксплуатации комплекса аппаратно-программного автоматического весогабаритного контроля Архимед следует, что для обеспечения надежной и эффективной эксплуатации комплекса в рамках установленной погрешности, необходимо обеспечить требования к участку автомобильной дороги, на которой планируется организация зоны весогабаритного контроля транспорта в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения», ВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (п. 2.1).

Необходимым условием корректной работы средства весогабаритного контроля является обязательное выполнение требований эксплуатационной документации к геометрическим параметрам дорожного покрытия на измерительном участке, которые предусмотрены Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 31.08.2020 № 348 (далее – Порядок).

Указанный Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств устанавливает процедуры проведения весового и габаритного контроля транспортных средств и оформления результатов проведения весогабаритного контроля транспортных средств.

Пунктом 39 Порядка установлено, что участки автомобильной дороги протяженностью 100 метров до места установки и 50 метров после места установки оборудования автоматического измерения весогабаритных параметров должны отвечать следующим требованиям:

продольный уклон не более 10 промилле (постоянный);

поперечный уклон не более 30 промилле;

прямые с допустимым радиусом кривизны в плане не менее 1000 метров;

поперечная и продольная ровность проезжей части не должна превышать нормативных показателей и должна обеспечивать возможность измерений согласно метрологическим характеристикам средств измерений.

Соответствие мест установки оборудования АПВГК установленным в настоящем пункте требованиям должно подтверждаться результатами инструментального контроля, организованного владельцем автомобильной дороги и проводимого не реже одного раза в 3 месяца.

Согласно акту от 15.08.2022 по результатам инструментального обследования участка автомобильной дороги «Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево – Старая Кулатка – граница области» 49 км 000 м выявлено превышение нормативных показателей поперечной ровности проезжей части, с необходимостью проведения работ по ликвидации колейности.

Приказом ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» № 116 от 15.08.2022 на основании проведенного собственником автодороги инструментального контроля дорожного полотна ограничена эксплуатация автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств.

Таким образом, выявленные 15.08.2022 некорректные условия для проведения процедуры взвешивания, свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении равномерного прохождения осей транспортных средств через весоизмерительные датчики, что может свидетельствовать о превышении предельно допустимых показателей погрешности измерений.

Измерительные данные, зафиксированные комплексом АПВГК Архимед 14.07.2022 в момент движения транспортного средства марки «MАN TGS 26 350 6X2-2 BL WW», государственный регистрационный знак ***, собственником (владельцем) которого является ООО «ТЭК Победа», на участке автомобильной дороги «Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево – Старая Кулатка – граница области» 49 км 000 м, с учетом отсутствия доказательств, что по состоянию на 14.07.2022 место установки автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств соответствовало установленным требованиям, учитывая наличие зафиксированных 15.08.2022 дефектов дорожного покрытия, превышающих предельно допустимые величины, при которых комплекс АПВГК гарантировано сохраняет метрологические характеристики, не позволяют сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения ООО «ТЭК Победа»  к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Выводы должностного лица ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, с которыми согласился судья районного суда о наличии в рассматриваемом случае в действиях ООО «ТЭК Победа» состава указанного административного правонарушения сделаны без учета приведенных сведений, которые свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской  области Латкова Е.А. №*** от 28.07.2022 и решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 07.09.2022,  вынесенные в отношении ООО «ТЭК Победа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ульяновской области Латкова Евгения Александровича №*** от 28 июля 2022 года и решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 7 сентября 2022 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционная компания Победа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                            Ю.М. Жаднов