УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0018-02-2022-000189-97
Судья Можаева
Е.Н.
Дело № 33-4201/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
11 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное
представление прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области на
решение Радищевского районного суда
Ульяновской области от 15 июня 2022 года, по гражданскому делу
№2-2-97/2022 по которому постановлено:
исковое заявление Кузяевой Флюры Абдулхаковны к администрации
муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области,
Муниципальному учреждению - Управлению
по делам культуры и досуга населения администрации муниципального образования
«Старокулаткинский район» о признании незаконным и отмене распоряжения главы
администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской
области от 29.04.2022 № 21-лс о прекращении трудового договора № 16 от
17.04.2015, о восстановлении на работе, о взыскании среднемесячной заработной
платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, удовлетворить
частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение
главы администрации муниципального образования «Старокулаткинский район»
Ульяновской области от 29.04.2022 № 21-лс «Об увольнении Кузяевой Ф.А.».
Восстановить Кузяеву Флюру Абдулхаковну на
работе в должности *** администрации муниципального образования
«Старокулаткинский район» с 29 апреля 2022 года.
Взыскать с администрации муниципального
образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области в пользу Кузяевой Флюры Абдулхаковны заработную плату за время
вынужденного прогула за период с 30.04.2022 по 15.06.2022 в размере 39829
(тридцать девять тысяч восемьсот двадцать девять) рублей 44 (сорок четыре)
копейки.
Решение в части восстановления Кузяевой
Флюры Абдулхаковны в должности *** администрации муниципального образования
«Старокулаткинский район» и взыскании заработной платы за время вынужденного
прогула подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с администрации муниципального образования «Старокулаткинский
район» Ульяновской области в пользу Кузяевой Флюры Абдулхаковны
компенсацию морального вреда в
сумме 5000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя Кузяевой Ф.А. – Насырова Н.Х., полагавшего решение суда законным
и обоснованным, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы
апелляционного представления, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кузяева Ф.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного
разбирательства к администрации муниципального образования «Старокулаткинский
район» Ульяновской области (далее - администрации МО «Старокулаткинский
район»), Муниципальному учреждению -
Управлению по делам культуры и досуга населения администрации муниципального
образования «Старокулаткинский район» о признании незаконным и отмене
распоряжения главы администрации муниципального образования «Старокулаткинский
район» Ульяновской области о прекращении трудового договора, восстановлении на
работе, взыскании среднемесячной заработной платы за время вынужденного
прогула, компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что распоряжением главы администрации МО
«Старокулаткинский район» Ульяновской области от 29.04.2022 №21-лс прекращено
действие трудового договора №16 от 17.04.2015. Она уволена с должности *** ***
администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской
области с 29.04.2022 в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от
02.03.2007 №25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с
несоблюдением трудового законодательства и мер по урегулированию конфликта
интересов. В соответствии с представлением прокуратуры Старокулаткинского
района Ульяновской области от 24.03.2022 №83 - 01 022 Прдн 74-22 -20730022 в
деятельности Кузяевой Ф.А. выявлены нарушения требований антикоррупционного
законодательства, которые выразились в том, что она с 08.09.2021 по
20.09.2021 осуществляла трудовую
деятельность в должности председателя участковой избирательной комиссии
избирательного участка №2501 в р.п. Старая Кулатка. Фактически трудовая деятельность Кузяевой
Ф.А. в должности *** администрации муниципального образования
«Старокулаткинский район» Ульяновской области в период с 08.09.2021 по
20.09.2021 не осуществлялась в полном объеме. Однако, заработная плата за
сентябрь 2021 года ей была выплачена за полных 22 рабочих дня, в общей сумме 29 203 руб. 60 коп., без учета НДФЛ (за
период с 08.09.2021 по 20.09.2021 в сумме 8801 руб. 51 коп.). Учет рабочего
времени за сентябрь 2021 года, в том
числе в период с 08.09.2021 по
20.09.2021, Кузяевой Ф.А. осуществлялся самостоятельно, а именно 30.09.2021
утвержден табель учета рабочего времени №0000 000089, на основании которого
вопреки трудовому законодательству ею осуществлено начисление и последующая
выплаты заработной платы за полных 22 рабочих дня за сентябрь 2021 года.
Вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции меры по недопущению возникновению ситуации
конфликта интересов при организации учета рабочего времени за сентябрь 2021
года, а также последующем начислении заработной платы за фактически
отработанное время в период с 08.09.2021 по 20.09.2021 ею не приняты, глава
муниципального образования «Старокулаткинский район» о возникновении личной
заинтересованности не уведомлен. Считает, что основание увольнения в связи с
утратой доверия, указанное в распоряжении главы администрации МО
«Старокулаткинский район» Ульяновской области от 29.04.2022 в соответствии с ч.
2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25 - ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации», в связи с несоблюдением трудового законодательства и мер
по урегулированию конфликта интересов являются необоснованными, а само
распоряжение подлежит отмене. Должностная инструкция отражает полномочия по
координации и контролю за деятельностью подведомственных учреждений культуры,
проведение мероприятий, фестивалей, конкурсов, выставок, что подразумевает
ненормированное рабочее время в силу того, что названные мероприятия имеют
обыкновение проходить в нерабочее время. С 05.06.2018 на основании
постановления территориальной избирательной комиссии МО «Старокулаткинский
район» №48/210-3 Кузяева Ф.А. является председателем участковой избирательной
комиссии избирательного участка №2501, расположенного в районном доме культуры.
В период работы Кузяевой Ф.А. в участковой избирательной комиссии жалоб от
участников избирательного процесса, иных лиц органов и организаций на ее
деятельность не поступало. У территориальной избирательной комиссии МО
«Старокулаткинский район» отсутствует информация о нарушении в период
проведения в единый день голосования 19.09.2021 выборов депутатов
Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва
и Губернатора Ульяновской области Кузяевой Ф.А. законодательства, влекущее за
собой необходимость применения в отношении нее предусмотренных
законодательством мер. В соответствии с решением комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению муниципальных служащих по результатам
рассмотрения представления прокурора Старокулаткинского района от 31.03.2022
членами комиссии отмечено, что за данный период работы с 08.09.2021 по
20.09.2021 Кузяевой Ф.А. как *** нареканий и замечаний не имеется. Также членами
комиссии отмечено, что действительно имеются нарушения условий трудового
договора по основному месту работы, определяющее время с 08.00 до 17.00.
Комиссия учитывает, что Кузяевой Ф.А. подано уведомление на имя главы
администрации о ее работе председателя УИК № 2501. Сведения о доходах за 2021
год Кузяевой Ф.А. не предоставлено (срок предоставления до 30.04.2022), факта
сокрытия дохода нет. Члены комиссии единогласно проголосовали против увольнения
Кузяевой Ф.А. по утрате доверия. Основное место работы и избирательный участок,
на котором она является председателем расположены в одном здании, а именно в
районном доме культуры, кроме того глава администрации МО «Старокулаткинский
район» знал о совмещении должностей, каждый день за исключением воскресенья проводил
совещания, касающиеся как основной работы, так и работы по проведению выборов,
и не снимал требования по основной
работе. Считает, что решение о расторжении трудового договора было обусловлено
обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации и злоупотреблении
правом со стороны работодателя, поскольку каких-либо обоснованных претензий
относительно личных, деловых и профессиональных качеств работодатель к ней не
предъявлял. Из справки о заработной плате и других доходах за сентябрь 2021
года следует, что среднемесячная заработная плата Кузяевой Ф.А. составляет 29
203 руб.
Просила суд признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации МО «Старокулаткинский район»
Ульяновской области от 29.04.2022 № 21-лс, которым прекращено действие
трудового договора № 16 от 17.04.2015 с Кузяевой Ф.А.; восстановить Кузяеву
Ф.А. в должности *** администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской
области; взыскать среднемесячную заработную плату в сумме 44 892 руб. 70 коп.
за период с 30.04.2022 по 15.06.2022; взыскать компенсацию морального вреда в
сумме 10 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены финансовый
отдел администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области, территориальная
избирательная комиссия МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области, Управление
по реализации единой государственной политики в области противодействия
коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора
Ульяновской области, Избирательная комиссия Ульяновской области.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Старокулаткинского
района Ульяновской области выражает несогласие с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что суд неправильно
определил обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного
разрешения спора, не применил нормы права, подлежащие применению.
Считает ошибочным вывод суда о том, что Кузяевой Ф.А.
приняты все меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, путем
направления уведомления и рассмотрения вопроса об исполнении обязанностей
председателя участковой избирательной комиссии на комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов
администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области в 2018 году.
Указывает, что муниципальной комиссией в 2018 году рассмотрен вопрос не об
указанных принятых мерах, а лишь о возможности выполнения на время исполнения
государственных или общественных обязанностей в основное рабочее время работы.
Считает, что судом не в полной мере дана правовая оценка возникновения
конфликта интересов и отсутствия мер по его предотвращению. Судом не
осуществлен расчет фактически отработанного времени и полученного дохода по
представленным бухгалтерским документам по учету времени выполнения обязанностей
председателя участковой избирательной комиссии (УИК) и ***, при котором в
утвержденные Кузяевой Ф.А. графики невозможно выполнить работу в полном объеме.
Считает неправомерным вывод суда о том, что Кузяева Ф.А. в полном объеме
выполняла обязанности председателя УИК и ***, что не повлекло возникновения
конфликта интересов и нарушений трудового и антикоррупционного
законодательства. Считает, что судом не исследовано, каким образом иными членами
УИК выполнялись обязанности председателя УИК в период отсутствия Кузяевой Ф.А.
на избирательном участке, каким образом отработаны 105 часов в качестве
председателя УИК. Полагает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство,
что Кузяевой Ф.А. фактическая трудовая деятельность в должности *** в период
выборной компании не осуществлялась в полном объеме. Суд не дал надлежащей
оценки пояснениям Бадаева Ш.К. о невозможности одновременного исполнения
обязанностей ***, и председателя УИК. Суд не дал надлежащей оценки результатам
муниципальной комиссии, проведенной в марте 2022 года и пояснениям её членов и
секретаря комиссии о подтверждении нарушений выполнения обязанностей *** в
период осуществления полномочий председателя УИК. Считает, что выводы суда об
отсутствии конфликта интересов являются несостоятельными, поскольку имела место
личная заинтересованность Кузяевой Ф.А., выражающаяся в получении
необоснованного дохода в силу должностного положения при составлении документов
о времени выполнения работы.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного
представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, на основании распоряжения Главы МО «Старокулаткинский район»
Ульяновской области от 16.10.2014 № 109-л/с Кузяева Ф.А. была назначена на
должность муниципальной службы исполняющего обязанности *** администрации
муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области с
16.10.2014 с испытательным сроком на 6 месяцев (л.д.112, т.1). 16.10.2014 с
Кузяевой Ф.А. был заключен трудовой договор №52, установлен режим служебного
времени с 8 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, с перерывом на отдых с 12
часов 00 минут до 13 часов 00 минут при пятидневной рабочей недели, размер
денежного содержания, права и обязанности работника и работодателя (л.д.113-114, т.1).
Распоряжением Главы МО «Старокулаткинский район» Ульяновской
области от 29.04.2022 №21-л/с Кузяева Ф.А. уволена 29.04.2022 с муниципальной службы – ***
администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской
области в соответствии с ч.2 ст. 27.1
Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской
Федерации» в связи с несоблюдением трудового законодательства и мер по
урегулированию конфликта интересов. В качестве основания указаны: копия
представления прокуратуры Старокулаткинского района от 24.03.2022 №83-01-2022,
копия объяснительной, копия акта служебного расследования, копия протокола
комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих
и урегулированию конфликта интересов (л.д.15, т.1).
Не согласившись с
указанным распоряжением, Кузяева Ф.А.
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении
исковых требований Кузяевой Ф.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том,
что работодателем не представлено доказательств того, что истица не предприняла мер по предотвращению или
урегулированию конфликта интересов, а также, что при ее увольнении по
указанному основанию учитывалась тяжесть совершенного ей дисциплинарного
проступка.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда,
поскольку они основаны на верном установлении обстоятельств дела и правильном
применении норм материального и процессуального права.
Правоотношения, связанные с муниципальной службой в
Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от
02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее –
Закон о муниципальной службе).
На муниципальных служащих распространяется действие
трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим
Федеральным законом (часть 2 статьи 3 Закона о
муниципальной службе).
В соответствии со статьей 2 Закона о
муниципальной службе муниципальная служба - профессиональная деятельность
граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях
муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора
(контракта) (часть 1).
Нанимателем для муниципального служащего является
муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет
представитель нанимателя (работодатель) (часть 2).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава
муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления,
председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо,
уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя)
(часть 3).
Согласно части 1 статьи 6 Закона о
муниципальной службе под должностью муниципальной службы понимается должность в
органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального
образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального
образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения
полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии
муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Статьей 12 Закона о муниципальной
службе установлен перечень обязанностей муниципального служащего, где, в числе
прочего, в пункте 11 части 1 названной статьи закреплена обязанность
муниципального служащего уведомлять в письменной форме представителя нанимателя
(работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных
обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по
предотвращению подобного конфликта.
Понятие конфликта интересов приведено в статье 10 Федерального
закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой
под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная
заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность,
замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению
и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее,
объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных)
обязанностей (осуществление полномочий).
Как
следует из положений статьи 27.1
Федерального закона от № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,
за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о
предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение
обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим
Федеральным законом,
Федеральным законом
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими
федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27
настоящего Федерального закона (часть 1).
Муниципальный
служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в
случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1
и 15
настоящего Федерального закона (часть 2).
При
применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1,
15
и 27
настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным
служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при
которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и
запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов
и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции,
а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих
должностных обязанностей (часть 4
статьи 27.1 Федерального закона от № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации»).
В силу части 2.3 статьи 14.1 Закона о муниципальной службе
непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер
по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является
правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной
службы.
Из материалов дела следует, что основанием для увольнения
Кузяевой Ф.А. с должности *** администрации МО «Старокулаткинский район»
Ульяновской области послужили результаты
прокурорской проверки, отраженные в представлении прокурора Старокулаткинского
района Ульяновской области от 24.03.2022, согласно которому в период с
08.09.2021 по 20.09.2021 Кузяева Ф.А. осуществляла трудовую деятельность в
должности председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка
№2501 в р.п. Старая Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области,
однако, несмотря на это, ей за указанный период была начислена и выплачена
заработная плата, как начальника Управления культуры в сумме 29 203 руб.
60 коп. (л.д.13, т.1).
Между тем, как следует из материалов дела, 17.08.2018 на
заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и
урегулированию конфликта интересов рассмотрено уведомление, поступившее в
администрацию МО «Старокулаткинский район» от Кузяевой Ф.А. о разрешении
являться председателем участковой избирательной комиссии МО «Старокулаткинский
район» в течение срока полномочий,
указано, что данная работа будет выполняться в свободное от основной работы
время. Решено рекомендовать главе администрации МО «Старокулаткинский район»
разрешить Кузяевой Ф.А. являться председателем участковой избирательной
комиссии МО «Старокулаткинский район» в течении срока полномочий, что
усматривается из протокола от 17.08.2018 № 03 (л.д. 35-36, 127, т.1). Таким
образом, указанное обстоятельство работодатель не расценил как наличие
конфликта интересов.
02.07.2021 постановлением территориальной избирательной
комиссии МО «Старокулаткинский район» № 12/40-4, установлен режим работы
участковых избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов в
единый день голосования 19.09.2021. Так, для участковых избирательных комиссий
в период ознакомления избирателей со списками избирателей и в период подачи
избирателями заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения с
08.09.2021 по 13.09.2021- в рабочие дни – с 10 часов 00 минут до 19 часов 00
минут без перерыва; в выходные дни с 9 часов 00 минут до 16 часов 00 минут без
перерыва; в период с 14.09.2021 по 16.09.2021 в рабочие дни с 11 часов 00 минут
до 19 часов 00 минут без перерыва; в дни голосования 17 и 18 сентября 2021 с 9
часов 00 минут до 20 часов 00 минут; в день голосования 19.09.2021 рабочий день
с 7 часов 00 минут и до передачи протокола об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию (л.д.
108-109, т.1).
Постановлениями участковой избирательной комиссии
избирательного участка № 2501 от 08.09.2021 № 21/33-2 и № 22/37-2 утверждены
графики дежурств членов участковой избирательной комиссии избирательного
участка № 2501 для приема заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения
на выборах Губернатора Ульяновской области и
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации восьмого созыва, согласно которого Кузяева Ф.А поставлена в данный
график дежурств в следующие часы и дни:
08.09.2021 с 10.00 часов до 14.00 часов; 09.09.2021 с 10.00 часов до
13.00 часов, 10.09.2021 с 10.00 часов-15.00 часов; 11.09.2021 с 9.00 часов до
12.00 часов; 13.09.2021 с 10.00 часов до 16.00 часов (т.1 л.д. 208-209,
218-219).
Постановлениями участковой избирательной комиссии
избирательного участка № 2501 от 08.09.2021 № 22/35-2 и № 22/36-2 утверждены
графики работы членов участковой избирательной комиссии избирательного участка
№ 2501 с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной
(штатной) основе по выборам депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ восьмого созыва и Губернатора Ульяновской области на сентябрь 2021
года. Согласно данных графиков работы Кузяева Ф.А. за период с 08.09.2021 по
20.09.2021 должна была отработать 105 часов:
08.09.2021 – 8 часов; с 09.09.2021 по 16.09.2021 по 7 часов каждый день,
17.10.2021 – 10 часов; 18.09.2021 - 12 часов; 19.09.2021 – 17 часов, 20.09.2021
– 2 часа (т.1 л.д. 240-242, 226-228).
Из сведений о фактически отработанном времени членами
участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2501 с правом
решающего голоса, работающих не на постоянной (штатной) основе, на выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва и
Губернатора Ульяновской области за сентябрь 2021 года усматривается, что
Кузяева Ф.А. в период с 08.09.2021 по 20.09.2021 фактически отработала 105
часов, из них 4 часа в ночное время, 41 час в выходные и нерабочие праздничные
дни. 08.09.2021 отработаны часы с 10.00 до 18.00; 09.09.2021 – с 10.00 до 17.00;
10.09.2021 – с 10.00 до 17.00; 11.09.2021 – с 9.00 до 16.00; 12.09.2021 – с
09.00 до 16.00; 13.09.2021 – с 10.00 до 17.00; 14.09.2021 – с 11.00 до 18.00;
15.09.2021 – с 11.00 до 18.00; 16.09.2021 – с 11.00 до 18.00; 17.09.2021 – с
10.00 до 20.00; 18.09.2021 – с 08.00 до 20.00; 19.09.2021 – с 07.00 до 24.00;
20.09.2021 – с 00.00 до 02.00 (л.д. 229, 243, т.1).
Согласно акта служебного расследования № 3 от 30.03.2022
Кузяева Ф.А. во время избирательной кампании 2021 года с 08.09.2021 по
19.09.2021 являлась председателем УИК № 2501 на платной основе без освобождения
от основной работы ***, то есть получала оплату и по основному месту работы и
по работе председателя УИК № 2501, то есть Кузяева Ф.А. нарушила условия
трудового договора по основному месту работы, определяющее время с 08.00 часов до 17.00 часов, с перерывом на
обед с 12.00 до 13.00 часов, было
рекомендовано главе администрации в отношении Кузяевой Ф.А. применить
дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д. 124, т.1).
31.03.2022 комиссией по соблюдению требований к служебному
поведению было рассмотрено представление прокурора Старокулаткинского района,
поступившего в адрес главы администрации МО «Старокулаткинский район».
Отмечено, что нареканий к работе Кузяевой Ф.А. как к председателю ЦИК №2501 не
имеется. Также нареканий и замечаний за период работы с 08.09.2021 по
20.09.2021 к Кузяевой Ф.А. как *** не имеется. Вместе с тем имеется нарушение
условий трудового договора по основному месту работы, определяющее время с
08.00 до 17.00 часов, учтено, что Кузяевой Ф.А. подано уведомление на имя Главы
администрации о ее работе председателя УИК № 2501. Сведения о доходах за 2021
год Кузяевой Ф.А. не предоставлено, (срок предоставления до 30.04.2022), факта
скрытия доходов не имеется. Члены комиссии единогласно проголосовали против
увольнения Кузяевой Ф.А. по утрате доверия. Главе администрации МО
«Старокулаткинский район» рекомендовано применить в отношении Кузяевой Ф.А. меры
дисциплинарной ответственности (л.д.125-126, т.1).
Разрешая спор, проанализировав положения статей 3, 11,
14.1, 12, 19, 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации», статей 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008
№273-ФЗ «О противодействии коррупции», принимая во внимание установленные по
делу обстоятельства суд пришел к выводу, что для осуществления процедуры
увольнения муниципального служащего по основаниям, предусмотренным ч.ч. 1, 2
ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ необходимо наличие
обстоятельств, свидетельствующих о совершении муниципальным служащим
коррупционного правонарушения, между тем таких обстоятельств судом установлено не было.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о
признании незаконным распоряжения Главы администрации муниципального
образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 29.04.2022 № 21-лс
«Об увольнении Кузяевой Ф.А.» и об отмене данного распоряжения, восстановлении
ее в должности *** администрации МО «Старокулаткинский район» с 29.04.2022,
взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации
морального вреда
При таких обстоятельствах, доводы апелляционного
представления о незаконности решения суда подлежат отклонению.
Увольнение муниципального служащего за утрату
доверия является дисциплинарным взысканием (часть 3 статьи 192
Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации
определено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться
тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации
Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела о
восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по
инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания
увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на
работодателя.
При этом, как разъяснено в пункте 53 указанного
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в силу статьи 46
(часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и
свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в
частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1)
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1)
Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано
обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть
справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд,
являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1
статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение,
обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об
оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и
подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к
работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54
и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым
государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной,
ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность,
законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить
доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил
дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались
тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть
пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его
отношение к труду.
Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд
придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение
произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм
трудового законодательства, с учетом их разъяснения Пленумом Верховного Суда
Российской Федерации, следует, что прекращение трудового договора по инициативе
работодателя возможно при условии, если непосредственные действия работника
стали причиной наступления тяжких последствий либо заведомо создавали реальную
угрозу их наступления, при этом работодателем должно быть доказано наличие
неправомерных действий работника, тяжких последствий, причинно-следственной
связи между действиями работника и наступившими последствиями.
Принимая решение об отмене оспариваемого распоряжения главы
администрации МО «Старокулаткинский район» об увольнении Кузяевой Ф.А. и восстановлении
ее на работе в прежней должности суд исходил из того, что ответчиком не
предоставлено доказательств свидетельствующих о том, что при принятии в
отношении Кузяевой Ф.А. решения о наложении на неё дисциплинарного взыскания в
виде увольнения учитывалась тяжесть вменяемого ей в вину проступка и
обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение
Кузяевой Ф.А., её отношение к труду, длительность работы в должности, наличие
благодарностей и грамот.
Учитывая указанные обстоятельства, применение к истице дисциплинарного взыскания в виде
увольнения по утрате доверия не соответствует тяжести вменяемого ей проступка,
обстоятельствам, при которых он совершен.
При таких обстоятельствах выводы суда первой
инстанции о незаконности увольнения Кузяевой Ф.А. являются правильными, в связи
с чем оснований для отмены принятого по
делу решения по доводам апелляционного представления не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционного представления прокурора не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Радищевского районного суда
Ульяновской области от 15 июня 2022 года оставить без изменения, а
апелляционное представление прокурора Старокулаткинского района Ульяновской
области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 14 октября 2022 года.