Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в льготный стаж
Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 21.10.2022 под номером 102318, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анциферова Н.Л.                                                     73RS0001-01-2022-001773-79

Дело № 33-4094/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               11 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Белой Веры Николаевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 мая 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 28 июня 2022 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-1446/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Белой Веры Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы в должности медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» с 15.12.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 20.06.2006, с 01.08.2007 по 13.08.2007 в льготном исчислении, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя истца Белой В.Н. – адвоката Шиленкиной Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Белая В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный страховой стаж.

Требования мотивированы тем, что 05.06.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсионным фондом не включены в специальный трудовой стаж периоды ее работы в ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн Международный центр по старению «Забота» в должности медицинской сестры-анестезиста: с 15.12.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 20.06.2006, с 01.08.2007 по 13.08.2007, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также не было предусмотрено ранее действовавшими списками, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 и постановлением СМ РСФСР №464 от 06.09.1991. Спорные периоды работы составили 07 лет 06 месяцев 20 дней (в льготном исчислении 12 лет 01 месяц 00 дней). Работа медицинской сестры-анестезиста засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев за год работы. С учетом спорных периодов ее специальный стаж на дату обращения составляет 31 год 02 месяца 24 дня.

С учетом изложенного, Белая В.Н. просила обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области включить ей в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - Международный центр по старению «Забота» с 15.12.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 20.06.2006, с 01.08.2007 по 13.08.2007 в льготном исчислении (год и шесть месяцев за год работы).

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Белая В.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования. В обоснование доводов жалобы указывает, что она предоставила в суд доказательства, подтверждающие льготный характер ее работы до регистрации в качестве застрахованного лица. Работа в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» является работой в особых условиях труда, поскольку в ее должностные обязанности входило участие в хирургических операциях, подготовка наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры, осуществление контроля за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации к работе, а именно она выполняла работу медицинской сестры-анестезиста. Ее трудовая функция фактически выполнялась в подразделении, предусмотренном Перечнем, с полной занятостью. Она пользовалась всеми льготами, предусмотренными приказом о приеме на работу. О том, что работодатели подавали сведения в пенсионный фонд без условий для досрочного назначения страховой пенсии, ей известно не было. Поскольку работодатель подтверждает ее работу в спорный период в особых условиях труда, считает, что суд должен был удовлетворить ее исковые требования.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-ОПФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Белой В.Н. – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Белая В.Н. 05.0.2021 обратилась в ГУ – УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 15.06.2021 № 126964/21 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.

При этом периоды работы с 15.12.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 20.06.2006 и с 01.08.2007 по 13.08.2007 в должности медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» были засчитаны в календарном исчислении (1 год работы за 1 год).

Не согласившись с принятым решением, Белая В.Н. обратилась в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в ее стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также не было предусмотрено ранее действовавшими Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 и постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

Судебная коллегия с данными выводами не может соглашается, поскольку они основаны на ошибочном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «н» ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее – Список № 464), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при исчислении такого стажа подлежат применению Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002.

Согласно абз. 3 п. 9 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Аналогичная правовая позиция выражена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Как следует из трудовой книжки Белой В.Н., она с 27.07.1998 была принята на должность медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн»

С 15.12.1998 ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» переименован ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота».

Как следует из материалов дела, начиная с 27.07.1998 истица занимала должность среднего медицинского персонала в учреждении здравоохранения, осуществляла деятельность, связанную непосредственно с охраной здоровья населения, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.

При этом период ее работы до 15.12.1998 ответчиком включен в льготный стаж для назначения досрочно пенсии по старости.

Как установлено судебной коллегией по характеру своей работы истица с момента принятия ее на работу в госпиталь и до ее увольнения выполняла должностные обязанности медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии. Несмотря на неоднократную смену названия учреждения, в котором она работала, должностные и функциональные обязанности медперсонала данного учреждения, как и самой истицы, не менялись независимо от переименования учреждения, поскольку указанное учреждение фактически являлось госпиталем. При этом истица всегда выполняла свои обязанности в течение полного рабочего дня.

Доводы ответчика, со ссылкой на то обстоятельство, что в спорный период работодатель отчитывался общими условиями труда, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Учитывая то, что в не включенные пенсионным фондом периоды работы с 15.12.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 20.06.2006, с 01.08.2007 по 13.08.2007 Белая В.Н. работала на одной и той же должности и в том же учреждении, предусмотренных соответствующими списками, и характер ее работы не менялся, данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев

При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 мая 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 мая 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Белой Веры Николаевны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить Белой Вере Николаевне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы в должности медициной сестры-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» с 15.12.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 20.06.2006, с 01.08.2007 по 13.08.2007.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2022