Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ч.2 ст.20.4 КоАП РФ
Документ от 06.10.2022, опубликован на сайте 27.10.2022 под номером 102305, Админ. 2 пересмотр, ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Николаева Н.М.                                                  Дело № 7-331/2022

(Дело № 12-1-39/2022)                                  73RS0014-02-2022-000174-63

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                  6 октября 2022 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главы администрации муниципального образования Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области Урлина Виктора Николаевича на решение судьи Радищевского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2022 года,

 

установил:

 

постановлением главного государственного инспектора Павловского, Радищевского и Старокулаткинского районов по пожарному надзору №118 от 11.03.2022 администрация муниципального образования Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области (далее – администрация МО Холстовское сельское поселение) привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Радищевского районного суда Ульяновской области от 22.08.2022  указанное постановление изменено: из объема вмененного обвинения исключен вывод о допущенном нарушении п.54 Правил противопожарного режима РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 16.09.2020 №1479, состоящем в неисправности средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарных гидрантов), а также снижен размер назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, глава администрации МО Холстовское сельское поселение Урлин В.Н. не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, с прекращением производства по делу.

В обоснование жалобы указывает на то, что организация водоснабжения, водоотведения в населенных пунктах Холстовского сельского поселения является одним из полномочий МО «Павловский район». В целях исполнения указанного полномочия создано Октябрьское муниципальное предприятие «Услуги», одним из видов уставной хозяйственной деятельности которого является деятельность по водоснабжению, а также восстановление (ремонт) инженерных систем водоснабжения. Учредителем Окрябрьского МУП «Услуги» является администрация МО «Павловский район». В целях осуществления Октябрьским МУП «Услуги» его уставной хозяйственной деятельности в соответствии с постановлением администрации МО «Павловский район» от 15.04.2015 №220 было передано на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе водопроводы, а также скважины и водонапорные башни в следующих населенных пунктах Павловского района: с.Октябрьское, д.Новая Камаевка, д.Ивановка, с.Холстовка, с.Найман.

Таким образом, у администрации МО Холстовское сельское поселение отсутствуют полномочия по обеспечению населенных пунктов МО Холстовское сельское поселение гидрантами и оборудованию водонапорных башен устройствами для забора воды, их содержания и поддержания в надлежащем техническом состоянии, поскольку данная обязанность возложена на администрацию МО «Павловский район» и МУП «Услуги».

Указывает, что у администрации МО Холстовское сельское поселение отсутствуют законодательно установленные обязанности по обеспечению подачи воды в наружную водопроводную сеть в целях пожаротушения, в планах и программах развития территории населенных пунктов МО Холстолвское сельское поселение не могут быть предусмотрены мероприятия по обеспечению источниками противопожарного водоснабжения, поскольку создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, которое является полномочием сельского поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах  сельских населенных пунктов, означает обязанность сельского поселения только по созданию условий  для забора воды из источников наружного водоснабжения.

Таким образом, судом не принято во внимание то обстоятельство, что у администрации МО Холстовское сельское поселение отсутствуют полномочия по обеспечению источниками противопожарного водоснабжения, поскольку указанные полномочия возложены на администрацию МО «Павловский район».

Кроме того указывает, что несанкционированная свалка находится за пределами села Холстовка, на расстоянии не менее 800 м от его границы на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, а не на «окраине с.Холстовка на территории общего пользования», что свидетельствует о том, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) также возложена на администрацию МО «Павловский район» Ульяновской области.

Обращает внимание на то, что суд не исследовал и не дал надлежащей оценки доказательствам, представленным администрацией, в том числе: перечню социально значимых работ по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории МО Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области, утвержденному постановлением администрации МУ Холстовское поселение от 20.10.2015 №60 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах МО Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области», перечню первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан и в местах общего пользования, утвержденному постановлением администрации Холстовское сельское поселение от 08.12.2017 №73, плану мероприятий по пожарно-профилактической работе в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей в границах МО Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области, утвержденному администрацией МО Холстовское сельское поселение от 08.12.2017 №74 «Об организации пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей», постановлению администрации МО Холстовское сельское поселение от 20.10.2015 №58 «Об определении форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории МО Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области».

Указывает, что постановление о назначении административного наказания вручено главе администрации  МО Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области Урлину В.Н.  при его личной явке в отдел надзорной деятельности 11.03.2022 без фактического рассмотрения дела по существу. Таким образом, не была предоставлена возможность изложить свою позицию по вопросу инкриминируемого правонарушения, дать объяснения и представить доказательства.

Также полагает, что рассмотрение дела об административном правонарушении по существу тем же должностным лицом, которым был составлен протокол об административном правонарушении, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Подробно позиция  Урлина В.Н. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние  администрации МО Холстовское сельское поселение верно квалифицировано по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Этой же нормой установлено, что особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, установленные органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.63 Федерального закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В ст.1 Федерального закона №69-ФЗ определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»  разработан в развитие положений ст.ст.62, 68 и 99 Федерального закона №123-ФЗ  и устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам.

В соответствии п.8.8 указанного Свода пожарные гидранты необходимо предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка пожарных гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом требований п. 8.5 и принятия мер против замерзания воды в них.

Пунктами 8.9, 10.4 СП8.13130.2020 установлены максимально допустимые расстояния от пожарных гидрантов, резервуаров или искусственных водоемов, которые надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе не более 200.

Статьей 19 Федерального закона №69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов и другие полномочия.

Постановлением Правительства Ульяновской области №65-П от 11.03.2021 «О введении на территории Ульяновской области особого противопожарного режима и признании утратившим силу нормативного правового акта Правительства Ульяновской области» на территории Ульяновской области введен особый противопожарный режим с 01.04.2021 до 31.10.2021.

Из анализа приведенных нормативно-правовых актов следует, что ст.20.4 КоАП РФ является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения по указанной норме.

Материалами дела установлено, что в период действия на территории Ульяновской области особого противопожарного режима, администрацией МО Холстовское сельское поселение допущены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе положений ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п.п.8.8, 8.9, 10.4, 10.5 Свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 №225, при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении об административном правонарушении.

Вина администрации МО Холстовское сельское поселение в совершении вмененных нарушений подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ.

При этом вопреки доводам жалобы, из буквального толкования сути вмененных в вину юридическому лицу нарушений следует, что основанием для привлечения администрации МО Холстовское сельское поселение к ответственности послужило отсутствие должным образом разработанной программы и плана развития территорий указанных в постановлении населенных пунктов, с предусмотрением в данных программах и планах мероприятий по созданию условий по обеспечению источниками противопожарного водоснабжения в связи с их недостаточностью в виду несоблюдения установленных расстояний от пожарных гидрантов, резервуаров или искусственных водоемов.

Кроме того, вопреки доводам жалобы в силу п.9 ч.1, в нормативном единстве с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам, в том числе сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося судебного акта. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, административный орган и суд пришли к правильному выводу, что администрация МО Холстовское сельское поселение имела возможность обеспечить выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судом требования ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Ссылка в жалобе на то, что государственный инспектор Павловского, Радищевского и Старокулаткинского районов по пожарному надзору Хабиев С.М. не имел права выносить постановление по делу в связи с тем, что протокол об административном правонарушении составлен им же, необоснованна.

В соответствии с п.7 ч.2 ст.23.34, ч.1 ст.28.3 КоАП РФ указанное должностное лицо уполномочено на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, а также на рассмотрение дела. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им данного дела, отсутствовали. В связи с этим оснований для направления протокола на рассмотрение иному лицу, не имелось.

Не влечет отмену состоявшихся актов и довод жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания вручено главе администрации  МО Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области Урлину В.Н. при его личной явке в отдел надзорной деятельности без фактического рассмотрения дела по существу, поскольку явившись в очередной раз на рассмотрение дела по вменяемым юридическому лицу нарушениям, Урлин В.Н. не был лишен возможности заявить, при необходимости, ходатайство об отложении рассмотрения дела либо довести до должностного лица свою позицию по делу. Более того, ранее,  начиная с момента составления протокола об административном правонарушении, Урлин В.Н. неоднократно лично доводил до должностных лиц административного органа и суда правовую позицию по делу.    

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшихся по делу актов.

Постановление о привлечении администрации МО Холстовское сельское поселение к ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

В ходе рассмотрения жалобы обоснованность выводов о нарушении администрацией МО Холстовское сельское поселение требований пожарной безопасности не опровергнута.

Положения ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и обоснованно снижено судом с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для отмены состоявшихся актов не имеется.

Ссылка суда первой инстанции на п.414 Правил противопожарного режима является явной технической опиской и подлежит устранению самим судом путем вынесения определения об устранении описки.

Вместе с тем решение суда первой инстанции и постановление административного органа подлежат изменению путем исключения из них выводов о нарушении администрацией п.69 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, поскольку судом не опровергнуты доводы жалобы о том, что  несанкционированная свалка находится за пределами села Холстовка, на расстоянии не менее 800 метров от его границы.

В остальном состоявшиеся акты подлежат оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление главного государственного инспектора Павловского, Радищевского и Старокулаткинского районов по пожарному надзору №118 от 11 марта 2022 года, решение судьи Радищевского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2022 изменить.

Исключить из объема вины администрации муниципального образования Холстовское сельское поселение Павловского района Ульяновской области нарушение п.69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479.

В остальном состоявшиеся акты оставить без изменения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                    В.Г. Буделеев