Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О компенсации морального вреда
Документ от 11.10.2022, опубликован на сайте 18.10.2022 под номером 102264, 2-я гражданская, о возмещении причиненного морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жилкина А.А.                                                         73RS0001-01-2022-001078-30                                           

Дело № 33-4054/2022 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               11 октября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Капралова Антона Романовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2022 года по гражданскому делу № 2-1409/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Капралова Антона Романовича к администрации г. Ульяновска о взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Капралова А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Капралов А.Р. обратился в суд с иском к администрации г. Ульяновска о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что он и его мать были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на учет. Однако в июне 2020 года администрация г. Ульяновска сняла семью истца с учета. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска решение Администрации г. Ульяновска признано незаконным, истец и его мать были восстановлены в очереди на улучшение жилищных условий. Полагает, что незаконными действиями Администрации г. Ульяновска по снятию истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также длительным не обеспечением истца жильем с 1985 года и по настоящее время, ему был причинен моральный вред.

Просил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 8 643 000 руб.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Капралов А.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства РФ, указывает, что незаконным решением о снятии его и матери с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация лишила его семью права на государственную поддержку. Нарушены его неимущественные права, закрепленные Конституцией РФ. Полагает, что в качестве компенсации страданий, пережитых в связи с отсутствием достойных жилищно-бытовых условий необходимо считать обеспечение такими условиями в разумный срок.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 24.12.1985 К***. с составом семьи из двух человек (она и сын Антон, *** г.р.)  поставлены  на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку проживали в комнате общежития по адресу: ***.

На основании Договора передачи жилой площади в собственность граждан от 31.10.2012 К***. приобрела в собственность 14/100 долей квартиры по адресу: ***, состоящей из 8 комнат общей площадью 182,6 кв.м., в том числе 1 комнату  № 1 общей площадью 16,96 кв.м. 

Истец и его мать К*** вдвоем были зарегистрированы в указанной комнате жилой площадью 16,69 кв.м.

Решением Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 03.06.2020 (протокол № 8) семья исключена из очереди граждан, нуждающихся в жилье, на том основании, что  семья составом из 2 человек (К***. и сын Капралов А.Р.) вдвоем зарегистрированы в  жилом помещении общей площадью 25,56 кв.м. по адресу***.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 октября 2020 года по гражданскому делу  по иску Капралова  А.Р. к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлено восстановить семью Капраловых в составе из двух человек – К*** и Капралова  Антона Романовича на учете  граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента снятия их с учета – с 03.06.2020. Решение вступило в законную силу 16.03.2021.

Ссылаясь, что ответчиком в результате незаконного принятого решения о снятии с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и длительного не обеспечения жильем ему причинен моральный вред, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

Суд, разрешая заявленные требования, исходя из того, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из нарушения его имущественных прав, отказал в удовлетворении иска о компенсации морального вреда.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда по следующим основаниям.

Согласно пункта 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации  малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами жилищных прав  осуществляемое в том числе в виде ожидания в очереди на получение жилья может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что это право неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Получение жилья в порядке очередности относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как получение жилья  и в связи с этим быть включенным в списки лиц нуждающихся в жилье, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено Капраловым А.Р. в связи с неправомерными действиями администрации города Ульяновска по исключению из очереди граждан, нуждающихся в жилье, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Также к спорным отношениям применимы нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно части 1 статьи 16 которого гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, которые обязывали бы гражданина подтверждать свои нравственные страдания, которые он испытал в связи с невыполнением государственным органом возложенных на него законом обязанностей.

Заявление ответчиком возражений, ставящих под сомнение причинение морального вреда истцу, взыскания компенсации, которой просил истец в связи с беспокойством и волнением, которые он испытал по причине неправомерного исключения из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, объективными доказательствами не подтверждено.

Таким образом, в настоящем деле суд первой  инстанции неправильно истолковал и применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие отношения по компенсации морального вреда, причиненного гражданину, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения Капралову А.Р. такого вреда.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда.

В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда, судебная коллегия приходит к выводу о завышенном заявленном истцом размере компенсации. При этом исходит из того, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 октября 2020 года, вступившим в законную силу 16 марта 2021 года, истец восстановлен в очереди с момента снятия с учета с 03.06.2020. В период, когда Капралов А.Р. не состоял в очереди, очередь на получения жилья у него не наступила. Учитывая эмоциальное расстройство истца несправедливым решением ответчика о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из принципа разумности и справедливости, судебная коллегия определяет размер компенсации морального вреда в 15 000 рублей.

Требования о компенсации морального вреда в связи с длительным непредоставлением жилья с моменты постановки на очередь, не обоснованны. Нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Нормы Жилищного кодекса РСФСР так же предусматривали, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений (ст.33).

Следовательно, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Капралова Антона Романовича к Администрации города Ульяновска о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Капралова Антона Романовича с Администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования город Ульяновск компенсацию морального вреда 15 000 руб.

В удовлетворении апелляционной жалобы Капралова Антона Романовича в остальной части, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

            Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.10.2022