УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-002237-45
Судья Сизов И. А.
Дело № 33-3990/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
4 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Давыдова Ж.А.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 мая
2022 года по делу № 2-1670/2022, по которому постановлено:
исковые требования Шолмовой Марины Васильевны к
Государственному учреждению - Отделению
Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании
решения об отказе в установлении пенсии незаконным и назначении досрочной
страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное
учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по
Ульяновской области назначить Шолмовой Марине Васильевне пенсию по старости со
снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 02.03.2022.
В удовлетворении остальной части исковых требований –
отказать.
Взыскать с Государственного
учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по
Ульяновской области в пользу Шолмовой Марины Васильевны расходы по госпошлине в
размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Шолмовой
М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Шолмова
М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда
Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской
области, пенсионный орган) о признании решения об отказе в установлении пенсии
незаконным и назначении пенсии по старости. В обоснование иска указала, что
обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии со снижением
пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ответчика от
17.02.2022 в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на
3 года ей отказано в связи с тем, что факт ее проживания в зоне с льготным
социально-экономическим статусом - с. ***
Инзенского района Ульяновской области документально подтвержден лишь в период с
16.09.1987 по 28.06.2021. Ответчик признал за ней право на снижение пенсионного
возраста на два года, с чем она не
согласна, так как с рождения и до 28.06.2021 она проживала в с.*** Инзенского
района Ульяновской области. Просила признать незаконным решение ГУ – ОПФ РФ по
Ульяновской области от 17.02.2022, обязать ответчика назначить ей пенсию со
снижением пенсионного возраста на 3 года с даты обращения; взыскать с ответчика
расходы по госпошлине в размере 300 руб.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию
муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области,
администрацию муниципального образования
Карсунское городское поселение
Карсунского района Ульяновской
области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает,
что периоды постоянного проживания истца в с. *** Инзенского района Ульяновской
области указаны в справке № 24 от
15.02.2022, которая выдана на основании записей в домовых книгах № 14,
21, 25. Справка № 47 от 19.03.2021, ранее выданная на основании записи в
домовой книге № 13, признана недействительной. Обращает внимание, что к иску
Шолмовой М.В. была приложена справка № 34 от 01.03.2022, выданная
администрацией МО «Труслейское сельское поселение», которая в пенсионный орган
истцом не представлялась. Полагает, что данная справка подлежала критической
оценке, так как она была выдана на основании записей в той же домовой книге №
13.
В возражениях на апелляционную жалобу Шолмова М.В. просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.02.2022
Шолмова М.В., *** года рождения, обратилась в ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области
с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 32
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 34 Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(л.д. 57-59).
Решением ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области Шолмовой М.В.
отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на
три года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания или работы в зоне с льготным
социально-экономическим статусом; истцу рекомендовано обратиться с заявлением о
назначении пенсии по старости в соответствии со
ст. 34 Закона Российской
Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении
возраста 53 лет (л.д. 48-48).
Как указано в решении ответчика, на основании имеющихся
документов (копии домовой книги, справки от 15.02.2022 № 24, трудовой книжки) у
Шолмовой М.В. отсутствует право на снижение пенсионного возраста на абсолютную
величину один год; период проживания (работы) на территории зоны с льготным
социально-экономическим статусом составляет 10 лет 4 месяца 16 дней, что дает
ей право на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона Российской Федерации
от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 2 года.
Полагая отказ в назначении пенсии со снижением пенсионного
возраста на три года незаконным, Шолмова М.В. обратилась в суд с настоящим
иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям,
руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении
иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Статья 13 Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(далее – Закон № 1244-1) к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на
которых распространяется действие данного Закона, относит граждан, постоянно
проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом (п. 8).
Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предусмотрено,
что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке,
предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.
Частью 4 ст. 28.1 Закона № 1244-1 определено,
что гражданам, указанным в статье 13
данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с
уменьшением возраста, установленного частью второй данной статьи, в порядке,
предусмотренном статьями 30 - 37 названного Закона, и которые
одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О
страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости
производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их
желанию по одному из оснований, предусмотренных названным Законом.
В силу
ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим
(работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим
статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на
3 года в общей сложности.
Согласно
примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших
(работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период
от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени
пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой
территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 с.*** Инзенского района
Ульяновской области было включено в Перечень населенных пунктов, территории
которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Согласно
Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, с. *** Инзенского
района Ульяновской области с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
В
соответствии с п.100 Перечня документов, необходимых для установления трудовой
пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №
958н и действовавшего до 01.01.2022,
проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения,
предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими
проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту
пребывания).
Пунктом
18 действующего Перечня документов, необходимых для
установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной
выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой
пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по
государственному пенсионному обеспечению, согласно приложению, утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
08.08.2021 №538н, установлено, что для подтверждения дополнительных условий
назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению
гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф,
предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина
необходимы документы (сведения): о постоянном проживании (периоде постоянного
проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного
загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»).
Из
материалов дела следует, что в 1986 году Шолмова (до заключения брака – М***)
М.В. являлась несовершеннолетней, в период с 1977 года по 27.06.1987 она
обучалась в *** средней школе; 27.06.1987 ей был выдан аттестат о среднем
образовании (л.д. 98-99).
Установив,
что истец в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, который дает право на снижение
пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным
социально-экономическим статусом на абсолютную величину один год, являлась
несовершеннолетней и обучалась в средней общеобразовательной школе, суд первой
инстанции обоснованно признал за истцом право на снижение пенсионного возраста
на данную величину дополнительно к тем периодам, которые засчитал сам
пенсионный орган.
По
общему правилу, установленному ст. 20 Гражданского кодекса Российской
Федерации, местом жительства несовершеннолетних является место жительства их
законных представителей – родителей.
Согласно
справке № 34, выданной 01.03.2022 администрацией МО «Труслейское сельское
поселение», которую ответчик оспаривает в апелляционной жалобе, Шолмова М.В.
действительно была зарегистрирована и проживала по месту жительства по адресу:
Ульяновская область, Инзенский район, с. ***,
с 26.05.1986 по 31.08.1987, с 16.09.1987 по 02.11.2001, с 16.09.1987 по
02.03.2010, с 02.03.2010 по 28.06.2021 (л.д. 23).
Из
копии похозяйственной книги № 3 Аргашского сельского совета народных депутатов
на 1986, 1987, 1988, 1989, 1990 годы, представленной в суд апелляционной
инстанции, следует, что истец *** (после заключения брака – Шолмова) М.В.
проживала с родителями в с. ***, являлась учащейся *** средней школы.
Согласно
справке № 162 от 26.09.2022, выданной администрацией МО «Труслейское сельское
поселение», представленной в суд апелляционной инстанции, Шолмова (до
заключения брака – М***) М.В. проживала в с. *** Инзенского района Ульяновской
области с 12.03.1970 по 31.08.1987 и с 16.09.1987 по 28.06.2021.
С
учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия не усматривает оснований
для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 05.10.2022.