Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании денежных средств за приобретение лекарственных препаратов
Документ от 27.09.2022, опубликован на сайте 07.10.2022 под номером 102030, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-002517-24

Судья Власова Е. А.                                                                             Дело № 33-3890/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  27 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 июня 2022 года по делу № 2-1180/2022, по которому постановлено:  

 

уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Мастрюковой Татьяны Евгеньевны удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Мастрюковой Татьяны Евгеньевны денежные средства в размере 110 479 (ста десяти тысяч четырехсот семидесяти девяти) рублей 90 копеек, затраченные на приобретение лекарственных препаратов  «***» по льготным рецептам от 05.04.2022 серии ***, «***» по льготному рецепту от 19.01.2022 серии ***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу  Мастрюковой Татьяны Евгеньевны в счет компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) рублей.

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Мастрюковой Т.Е. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, понуждении к обеспечению лекарственными препаратами, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Мастрюкова Т.Е., *** года рождения, является неработающим инвалидом *** группы, страдает заболеванием «***», в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.2012 №1605н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи при *** в стационарных условиях оказания медицинской помощи. Стандарт специализированной медицинской помощи при *** в амбулаторных условиях отсутствует, что в силу  прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ влечет возможность его применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 Федерального закона. Согласно протоколам врачебной комиссии Мастрюкова Т.Е. нуждается в приеме лекарственных препаратов ***. Лечащим врачом Мастрюковой Т.Е. выписаны льготные рецепты на получение лекарственных препаратов:  ***. Поскольку названными лекарственными препаратами Мастрюкова Т.Е. не обеспечена в установленные сроки, она приобрела их самостоятельно, затратив в общей сумме 110 479,90 руб. Прокурор просил обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Мастрюковой Т.Е. на лекарственные препараты  ***; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Мастрюковой Т.Е. денежные средства в размере 110 479,90 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов ***; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Т.Е. лекарственными препаратами ***; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Мастрюковой Т.Е. компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «Ульяновская государственная аптека» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время производить выписку и обеспечение спорных лекарственных препаратов нет возможности, так как данные лекарственные препараты не включены на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Полагает, что выписка лекарственного препарата по торговому наименованию является нарушением распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 29.06.2021 № 1229-р. Просит учесть, что при осмотре истца на дому главным внештатным специалистом пульмонологом Министерства здравоохранения Ульяновской области 18.12.2020 Мастрюковой Т.Е. были даны рекомендации по лечению лекарственным препаратом «***» не по торговому наименованию, а по международному непатентованному наименованию, которое и выписывается по рецепту. Обращает внимание, что препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Закупка данных лекарственных препаратов, не включенных ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу Мастрюкова Т.Е. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мастрюкова Т.Е., *** года рождения, является инвалидом ***, в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета (л.д. 56).

Из протокола № 365  от 31.01.2020 врачебной комиссии поликлиники для взрослых № 1 ФГБУЗ КБ №172 МБА России следует, что Мастрюковой Т.Е. рекомендован прием оригинального лекарственного препарата *** в капсулах по 250 мг, 3 капсулы в день, № 100, месячная потребность 100 капсул, годовая потребность 12 упаковок по 100 капсул (л.д. 16-17).

04.02.2020 Мастрюковой Т.Е. ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России направлено сообщение, из которого следует, что 31.01.2020 администрацией лечебного учреждения в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о возможности обеспечения ее лекарственным препаратом *** 250 мг №100 (л.д. 75).

18.12.2020 Мастрюкова Т.Е. была  осмотрена главным внештатным специалистом пульмонологом Минздрава Ульяновской области, заведующим отделением пульмонологии ГУЗ Ульяновской областной клинической больницы. Истцу рекомендовано лечение препаратом *** в растворе для ингаляций 300 мг или *** в капсулах с порошком для ингаляций 112 мг (4 капсулы) дважды в сутки курсами 28 дней (л.д. 22).

Лечащим врачом КБ №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России истцу были выписаны льготные рецепты:

***

Общая сумма расходов истца на приобретение лекарственных препаратов составила 110 479 руб. 90 коп.

Ссылаясь а нарушение прав Мастрюковой Т.Е. на льготное лекарственное обеспечение, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Частью 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п. 2); на основе клинических рекомендаций (п. 3); с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 4).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.2 того же закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р (в редакции от 23.12.2021), лекарственные препараты *** внесены в указанный перечень, и истец на основании статей 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона и, установив, что Мастрюкова Т.Е. не была обеспечена лекарственными препаратами, рекомендованными ей врачебной комиссией, включенными в соответствующий Перечень, и приобрела их самостоятельно, пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, являющимся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан, денежных средств, затраченных инвалидом на самостоятельное приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении установленного порядка выписки лекарственных препаратов не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в иске о взыскании в пользу истца денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата по рецепту, выданному лечащим врачом.

Утверждения в жалобе о невозможности закупки лекарственных препаратов, не включенных в льготные перечни, несостоятельны, так как лекарственные препараты *** внесены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р (в редакции от 23.12.2021).

Согласно справке ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от 02.06.2022 (л.д. 56) препараты *** назначены Мастрюковой Т.Е. для постоянного приема на неопределенно длительное время и не могут быть заменены на аналоги.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                     17 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  29.09.2022.