Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении компенсационных выплат
Документ от 27.09.2022, опубликован на сайте 06.10.2022 под номером 101993, 2-я гражданская, о признании овтета незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                     73RS0001-01-2022-000996-82                   

Дело № 33-3831/2022 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             27 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 марта 2022 года с учетом определения судьи того же суда от           23 июня 2022 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-1015/2022  по которому постановлено:

 

исковые требования Агафоновой Евгении Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области назначить Агафоновой Евгении Владимировне в соответствии с пунктами 1-3 и пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" компенсационные выплаты в возмещение расходов на содержание жилого помещения и на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальных и других услуг за период с 01.09.2018г. по 03.11.2021г. за жилое помещение по адресу ***.

В удовлетворении исковых требований Агафоновой Евгении Владимировны к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Агафонова Е.В. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области.

Требования мотивированы следующим. Мать истицы А***. погибла ***. при исполнении служебных обязанностей. В Спорный период истица оставалась зарегистрированной в р.п. ***, однако в связи с обучением в УлГУ постоянно проживала в квартире принадлежащей ей на праве собственности по адресу: ***. В силу подпункта «г» пункта 2, пунктов 3, 7, 9, 13, 14, 15   Правил предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 ответчики обязаны произвести расчёт и осуществить компенсационную выплату за Квартиру за три года предшествовавших подаче заявления.

Агафонова Е.В. просила признать незаконным и отменить ответ отделения по Засвияжскому району Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области от 03.11.2021 №4/912, обязать ответчика  назначить ей компенсационные выплаты в возмещение расходов на содержание жилого помещения и на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальных и других услуг за период с 01.09.2018г. по 03.11.2021г. за жилое помещение по адресу г***.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции  Агафона Е.В. уточнила исковые требования (л.д.78-79), просила привлечь в качестве соответчика Государственное учреждение - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области и возложить на надлежащего ответчика обязанность  произвести компенсационные выплаты.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, в качестве третьих лиц - Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование  жалобы указывает, что в решении суда не отражено и не дана оценка требованию истца о признании незаконным и отмене ответа отделения по Засвияжскому району ОГКУСЗН от 03.11.2021. Обращает внимание на то, что полномочия по назначению компенсационной выплаты возложены на ответчика, начиная с 01.01.2022. Агафонова Е.В. за установлением компенсационной выплаты обращалась в органы социальной защиты населения г.Ульяновска. Дела, по которым вынесен отказ органами социальной защиты населения не передавались в Отделение пенсионного фонда. Таким образом, исключается возможность назначения соответствующих выплат в силу отсутствия в распоряжении ответчика соответствующих документов. Кроме того, с 03.11.2021, по достижению 23-летнего возраста Агафонова Е.В. право на указанную выплату утратила в силу закона.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для предоставления Агафоновой Е.В. компенсационной выплаты в возмещение расходов на содержание жилого помещения и на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальных и других услуг за период с 01.09.2018г. по 03.11.2021г. за жилое помещение по адресу *** в соответствии с пунктами 1-3 и пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 года N 475 "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг", члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами: а) оплата общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах); б) оплата коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда; в) внесение платы за пользование услугами местной телефонной связи, абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой, коллективной антенной.

В соответствии с п. 13 указанных Правил (действовавших на момент обращения истца в ОГКУСЗН Ульяновской области (отделение по Засвияжскому району)) компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих назначались органом социальной защиты населения по месту жительства.

Из материалов дела следует, что Агафонова Е.В. являлась членом семьи умершего сотрудника органов внутренних дела  и имеет право на указанные компенсационные выплаты, что подтверждается справкой, выданной 28.01.2014 г. УМВД России по Ульяновской области (л.д. 24).

06.10.2021 г. Агафонова Е.В. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области (отделение по Засвияжскому району) с заявлением о предоставлении ей компенсационных выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 г. N 475, предоставив предусмотренные вышеназванными Правилами необходимые документы (л.д. 40).

Письмом начальника отдела по Засвияжскому району ОГКУСЗН Ульяновской области N 4/912 от 03.11.2021 г. в назначении компенсационных выплат Агафоновой Е.В.. отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих регистрацию на территории Засвияжского района г. Ульяновска (л.д. 41).

Между тем, судом первой инстанции установлено, что истец зарегистрирована по месту пребывания в квартире по адресу *** с 24.09.2021. Истец является собственником данной квартиры с 08.11.2017, до этого ей принадлежала ½ доли квартиры в порядке наследования (л.д.35-36).

В период, за который заявлены требования о предоставлении компенсационных выплат, истец проживала в данной квартире, поскольку обучалась на дневном отделении УлГУ (г. ***), что подтверждается дипломом бакалавра (л.д.49). Свидетель Т***. в суде пояснила, что в период обучения регулярно посещала истца в её квартире, вместе с ней вела подготовку к экзаменам, составлению письменных работ в связи с обучением в УлГУ.

Из содержания характеристики предоставленной УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Карсунский» от 15.03.2022г. (л.д.82) истец с сентября 2017г. не проживает в ***, выехала по адресу ***.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Вместе с тем, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из приведенных правовых положений, с учетом того, что истец является собственником квартиры, в период с 01.09.2018г. по 03.11.2021г проживала в ней, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда о праве истца на социальные выплаты.

Учитывая, что пункт 7 Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 (ред. от 29.12.2021) на момент обращения истца в суд был в новой редакции, согласно которой компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих, у которых право на компенсационные выплаты впервые возникло после 1 января 2022 г., назначаются и выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, обоснованно обязанность по назначению указанных выплат возложил на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области. Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не обращалась в отделение Пенсионного фонда с заявлением, не освобождает от назначении компенсационной выплаты, поскольку на момент разрешения данного спора, эта обязанность возложена на территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Между тем, суд первой инстанции, давая оценку права истца на компенсационные  выплаты, не учел, что отказ в данных выплатах истцу был направлен письмом отделения по Засвияжскому району  Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области от 3 ноября 2021 г №4/912, который принял решение по ее заявлению, который истец просила признать незаконным. Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Агафоновой Е. В. к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области в указанной части, суд вышеуказанные требования истца не учел, от которых она не отказывалась и представитель истца в суде первой инстанции так же ссылалась, что отказ в назначении данной  компенсационной выплаты нарушает права истца.

При таких обстоятельствах, вывод об отказе в удовлетворении требований истца к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области в полном объеме нельзя признать правильным. В данной части решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований истца к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области в части признании незаконным отказа Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по Засвияжскому району) о назначении компенсационных выплат.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 марта 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 23 июня 2022 года об исправлении описки, отменить в части отказа  Агафоновой Евгении Владимировны в удовлетворении требований к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области.

Принять в указанной части новое решение.

Исковые требования Агафоновой Евгении Владимировны к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области  (отделение по Засвияжскому району) в предоставлении Агафоновой Евгении Владимировне компенсационных выплат в возмещение расходов на содержание жилого помещения и на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, коммунальных и других услуг за период с 01.09.2018г. по 03.11.2021г. за жилое помещение по адресу г***.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

         Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.09.2022