Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обустройстве тротуара
Документ от 13.09.2022, опубликован на сайте 03.10.2022 под номером 101896, 2-я гражданская, об обязании обустроить тротуар, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-02-2022-000264-31

Судья Дементьева Н.В.                                                                Дело № 33а-3507/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   13 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на решение Новоспасского районного Ульяновской области от 8 июня 2022 года по делу №2а-1121/2022, по которому постановлено:

административный иск прокурора Кузоватовского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» обустроить участок автомобильной дороги Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области 71 м+888 м по 73 км (проходящий через р.п.Кузоватово Ульяновской области от дома №1 по ул.Ленина до дома №72 по ул.Ленина) тротуарами в соответствии с требованиями п.4.5.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования» до 01.06.2023.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя областного государственного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Постновой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»), Министерству транспорта Ульяновской области о возложении обязанности обустроить тротуар на участке автомобильной дороги регионального значения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области по обращению граждан, проживающих по ул.Ленина в р.п.Кузоватово Ульяновской области, была проведена проверка исполнения ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» законодательства о безопасности дорожного движения, которая показала, что данным государственным учреждением ненадлежащим образом выполняются возложенные функции в сфере дорожной деятельности. Так, в нарушение требований п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» участок автомобильной дороги регионального значения Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области 71 км+888 м по 73 км (проходящий через р.п.Кузоватово Ульяновской области от дома №1 по ул.Ленина до дома №72 по ул.Ленина) не оборудован тротуарами.

При этом, несмотря на разработанный Министерством транспорта Ульяновской области план по ремонту указанного участка дороги, денежные средства на осуществление работ не выделены. Департаментом в план работ на 2022 год указанный участок не включен. Бездействие ответчиков выражается в непринятии мер по надлежащему содержанию и приведению вышеуказанного участка автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровью и имуществу граждан, их прав и законных интересов.

С учетом уточненных требований прокурор просил признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области, Министерства транспорта Ульяновской области и ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» по непринятию мер по обустройству тротуаров на участке автомобильной дороги регионального значения Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области 71 км+888 м по 73 км, проходящий через р.п.Кузоватово Ульяновской области по ул.Ленина от дома №1 до дома №72, в соответствии с п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования» и обязать административных ответчиков обустроить указанный участок дороги тротуарами в срок не позднее 01.06.2023.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Правительство Ульяновской области, ООО «Гипростроймост», в качестве заинтересованного лица – МУ администрация МО «Кузоватовский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить или изменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считает решение суда неисполнимым, поскольку исходя из положений Устава ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Департамент является получателем, а не распорядителем денежных средств, организует дорожную деятельность за счет и в пределах выделенных на это бюджетных средств.

Отмечает, что обустройство тротуарных дорожек входит в состав работ по капитальному ремонту автодороги в комплексе. Судом не учтены показания свидетеля Казаковой А.С. – главного инженера ООО «ИНЖДОР», занимающегося разработкой проекта капитального ремонта автодороги, которая указала, что строительство тротуара на первоначальных этапах капитального ремонта автодороги является ошибочным и может привести к разрушениям его конструкции при выполнении иных работ (устройство ливневой канализации, прокладка магистрального трубопровода, переустройство автобусных остановок и др.), которые должны выполняться в первую очередь.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя прокурора Кузоватовского района Ульяновской области и представителя ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения в связи со следующим.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и др.

Согласно ст.3 данного Федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Пешеходные дорожки, тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание автомобильных дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с пунктами 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут.

Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.

Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.

В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Как установлено судом, на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области на 71 км+888 м по 73 км, проходящей от дома №1 до дома №72 по улице Ленина в р.п.Кузоватово Ульяновской области, отсутствуют тротуары в нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 №431-П «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» названная автомобильная дорога относится к дорогам общего пользования регионального значения и является дорогой III категории.

Из-за отсутствия тротуаров указанный участок автодороги не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения, в связи с чем, на нем не обеспечиваются в должной мере обязательные требования по охране жизни, здоровья и имущества граждан.

Прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области 11.05.2021 в адрес ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» было внесено представление об устранении нарушений закона в сфере безопасности дорожного движения, в том числе, указано о выявленных 27.04.2021 нарушениях при обследовании спорного участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения.

 

02.06.2021 ОГКУ «Департамент  автомобильных дорог Ульяновской области» в адрес прокуратуры Кузоватовского района Ульяновской области направлен ответ на представление, в котором указано о разработке в рамках государственного контракта от 20.04.2021 №174, заключенного между ОГКУ «Департамент  автомобильных дорог Ульяновской области» и ООО «ИНЖДОР», проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области» на 71 км+888 м по 73 км, проходящей от дома №1 до дома №72 по ул.Ленина в р.п.Кузоватово Ульяновской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, которая предусматривает устройство тротуаров на данном участке автодороги.

Также установлено, что государственный контракт на проведение работ по капитальному ремонту автодороги до настоящего времени не заключен. При наличии финансирования заключение контракта планируется до окончания 2022 года, а работы по капитальному ремонту автодороги в р.п. Кузоватово – в 2023 году.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в части признания незаконным бездействия административных ответчиков по непринятию мер по обустройству тротуаров на спорном участке автодороги, проходящей транзитом через р.п.Кузоватово Ульяновской области, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчиками в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства о дорожной деятельности в рамках долгосрочных программ с учетом предусмотренного бюджетом финансирования совершаются действия, направленные на приведение автодороги в нормативное состояние.

Возложение судом на ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» обязанности по обустройству спорного участка автомобильной дороги тротуаром является правомерным, поскольку согласно Уставу данное казенное учреждение создано для исполнения государственных функций и (или) оказания государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) и осуществляет свою деятельность в сфере использования дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Ульяновской области и осуществления на них дорожной деятельности в соответствии с предметами и целями деятельности, определёнными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области (п.п. 1.1, 2.1 Устава).

Предметом деятельности казенного учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (п.2.2 Устава).

Основными целями казенного учреждения являются, в том числе: организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований (п.2.3 Устава).

Для достижений установленных в Уставе целей казенное учреждение в установленном порядке выполняет функции государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и осуществляет другие виды деятельности.

Учредителем и собственником имущества казенного учреждения является Ульяновская область. 

Поскольку ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является уполномоченным органом, осуществляющим деятельность в сфере использования дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Ульяновской области, суд правомерно возложил на данного ответчика обязанность по обустройству тротуарами участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области» на 71 км+888 м по 73 км, проходящей от дома №1 до дома №72 по ул.Ленина в р.п.Кузоватово Ульяновской области.

Доводы в апелляционной жалобе о недостаточности бюджетного финансирования для проведения указанных работ не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, работы по капремонту спорного участка дороги запланированы исполнительным органом власти Ульяновской области – Министерством транспорта Ульяновской области с передачей соответствующих полномочий на проведение данных работ подведомственному учреждению ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».

То обстоятельство, что строительство тротуаров на данной автодороге предусмотрено проектом капитального ремонта автодороги, не освобождает ответчика от обязанности по обустройству дороги тротуарами (пешеходными дорожками), поскольку установлено отсутствие данных средств организации движения пешеходов, что безусловно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором заявлен настоящий административный иск.

При наличии явных препятствий для организации тротуаров для движения пешеходов на спорном участке дороги административный ответчик не лишен права разрешения данного вопроса в рамках исполнения решения суда.

Принятое по делу решение является правильным, основано на объективной оценке представленных доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного Ульяновской области от 8 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Областного государственного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022.