Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении в список детей-сирот
Документ от 20.09.2022, опубликован на сайте 27.09.2022 под номером 101881, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-001257-75

Судья Анциферова Н. Л.                                                                          Дело 33-3533/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1262/2022 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска области от 7 апреля 2022 года с учетом определения суда от 23 мая 2022 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования Горячева Сергея Андреевича к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании решения незаконным, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области № 1632-р от 15 декабря 2020 года «Об исключении из списка Горячева С.А.».

Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить Горяева Сергея Андреевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения предстаивтеля Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Горячева С.А.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Горячев С.А обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о признании решения незаконным, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. В обоснование иска указал, что с 2004 года он является сиротой. В мае 2018 года он обратился в Министерство с заявлением об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых помещениях. Решением Координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетних от 24 мая 2018 года он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 1632-р  он исключен из указанного списка в связи с утратой оснований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1999 года №159-ФЗ, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Распоряжение ответчика от 15 декабря 2020 года нарушает его права, гарантированные п. 1 чт. 40 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку его родители были лишены родительских прав, он воспитывался в ОГКУ ***. С 13 декабря 2019 года по настоящее время он проходит обучение в Ульяновском государственном университете. На закрепленной за ним жилой площади, расположенной по адресу: ***, зарегистрирована его мать, лишенная родительских прав. Данное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру жилой площадью 48 кв.м, является муниципальной собственностью. В жилом помещении всего зарегистрированы четыре человека: он, мать, лишенная родительских прав, его сестры: Г*** Н.А., Г*** Е.А. Просил признать распоряжение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 1632-р  незаконным, обязать Министерство включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Горячев С.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: ***, по договору социального найма от 31 июля 2020 года № 06-2020. Совместно с истцом в данное жилое помещение общей площадью 48,0 кв.м вселены три человека, что свидетельствует о том, что истец обеспечен учетной нормой жилой площади. При этом в качестве члена своей семьи Горячев С.А. сам указал свою мать, лишенную родительских прав. Из пояснений самого Горячева С.А. следует, что в спорной квартире никто не проживает, то есть квартира не является местом жительства его матери, лишенной родительских прав. Обращает внимание, что истец, имея право пользования жилым помещением, не проживает в нем по своему усмотрению, при этом воспользовался мерой социальной поддержки и получил материальную помощь на ремонт спорной квартиры. Полагает, что в действиях истца имеет место злоупотребление правом. 

В возражениях на жалобу Горячев С.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Майнского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2004 года Г*** С.К. и Г*** А.В. лишены родительских прав в отношении детей: Горячева Сергея, *** года рождения, Г*** Н***, *** года рождения, Г*** Т***, *** года рождения (л.д. 12-14).

Постановлением главы Майнского района Ульяновской области № 2 от 13 января 2005 года несовершеннолетние Горячев Сергей, Г*** Н***, Г*** Т*** помещены в государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за несовершеннолетними закреплено жилье по месту регистрации: *** (л.д. 19).

Решением Комиссии Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 28 апреля 2018 года по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, установлен факт невозможности проживания Горячева С.А. в ранее закрепленном жилом помещении, расположенном по адресу: *** (л.д. 10).

Решением Координационного совета по защите прав и законных интересов несовершеннолетних от *** мая 2018 года (протокол № ***) Горячев С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 9).

31 июля 2020 года между муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области» и Горячевым С.А. заключен договор № 06-2020 социального найма жилого помещения по адресу: *** (л.д. 66-68).

Как указано в договоре социального найма, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Г*** Н*** А***, *** года рождения, Г*** Е*** А***, *** года рождения, Г*** С*** К***, *** года рождения.

Распоряжением Министерства от 15 декабря 2020 года № 1632-р Горячев С.А. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с утратой им оснований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 18).

Судом установлено, что основанием для исключения истца из указанного выше списка явилось предоставление Горячеву С.А. жилого помещения по указанному выше договору социального найма.

Полагая исключение из соответствующего Списка незаконным, Горячев С.А, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ЗО установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что  проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (подп. 1);  жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством (подп. 2); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 3); иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство (подп. 4).

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области урегулированы Законом Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).

Статьей 2 Закона Ульяновской области № 200-ЗО установлено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 1 ст. 3  Закона Ульяновской области № 200-ЗО определено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Ульяновской области (п. 2 ст. 3).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 марта 2013 года №96-П утверждено Положение о порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее – Положение № 96-П).

Пунктами 2, 3 Положения № 96-П установлено, что для установления факта невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях законные представители этих детей представляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения заявление об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, а также ряд документов, в том числе: договор социального найма жилого помещения, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот жилым помещением в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя (в случае наличия такого договора); документ, подтверждающий невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, если такой документ (сведения, содержащиеся в нем) не находится в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

К документам, подтверждающим невозможность проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, в том числе относятся: вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (в случае, если основанием для установления факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в абзаце втором подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством (в случае, если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в подпункте 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); документ, содержащий сведения о проживающих в ранее занимаемом жилом помещении (в случае, если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в подпункте 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ).

В соответствии с п. 6 Положения № 196-П уполномоченный орган не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает одно из следующих решений: об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении; об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: ***, нанимателем которого в настоящее время является истец Горячев С.А., представляет собой  трехкомнатную квартиру общей площадью 48 кв.м.

Право пользования данным жилым помещением по договору социального найма имеют истец Горячев С.А., его сестры: Г*** Н.А., *** года рождения, Г*** Е.А., *** года рождения, а также мать истца и его сестер – Г*** С.К., лишенная родительских прав.

Кроме того, право пользования указанным жилым помещением постановлением главы Майнского района Ульяновской области № 2 от 13 января 2005 года было сохранено также за  Горячевой Т.А., о чем указано выше.

Поскольку правом пользования указанным выше жилым помещением обладают пять человек, доказательств утраты такого права у кого-либо из этих пяти человек не представлено, учетная норма площади жилого помещения в Майнском районе Ульяновской области составляет 12 кв.м, в силу приведенных выше положений закона проживание истца в ранее закрепленном жилом помещении, где  Горячев С.А. в настоящее время является нанимателем, невозможно.

Из акта проверки сохранности жилого помещения, составленного начальником отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации МО «Майнский район» Ульяновской области 18 апреля 2019 года, следует, что в жилом помещении зарегистрированы: Г*** Н.А., *** года рождения (не проживает), Г*** А.В., *** года рождения (умер), Г*** С.К., *** года рождения (не проживает), Горячев С.А., *** года рождения (не проживает), Г*** Т.А., *** года рождения (не проживает). Г*** Е.А., *** года рождения (не проживает). Заключение: жилое помещение сохраняется и находится в удовлетворительном состоянии, проживание несовершеннолетних в данном жилом помещении возможно после проведения косметического ремонта, замены оконных блоков, сан.техники и подходящих к ним труб (л.д. 127-128).

Из акта обследования условий проживания по адресу: ***, от 15 сентября 2022 года следует, что жилое помещение находится в многоквартирном доме 1969 года постройки; полы деревянные в хорошем состоянии, оконные рамы деревянные в удовлетворительном состоянии. В квартире имеются: электроосвещение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, которые на момент обследования отключены. Санузел имеется, но на момент обследования отсутствуют санитарные приборы.

Как указано в акте, после установки санитарно-технических приборов (унитаза, раковины, ванны) и проведения в квартире ремонта состояние квартиры будет удовлетворительным для проживания.

Принимая во внимание состояние квартиры, нанимателем которой в настоящее время является Горячев С.А., а также положения закона о гарантиях детей-сирот на обеспечение благоустроенным жилым помещением, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное жилое помещение требованиям благоустроенности не отвечает.

Кроме того, из материалов дела следует, что право пользования спорным жилым помещением имеет также мать истца, лишенная родительских прав, о чем указано выше.

Отсутствие решения суда об отказе в выселении матери, лишенной родительских прав либо решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в случае с истцом также не может служить поводом для отказа в установлении факта невозможности его проживания в спорном жилом помещении.

Действительно, согласно абз. 1 пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, по договору социального найма наниматель и члены его семьи имеют равные права и обязанности. Дееспособные и ограниченно дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, даже бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма сохраняют законные права пользования жилым помещением и не могут быть выселены из него только лишь на основании прекращения семейных отношений с нанимателем.

Как указано выше, спорная квартира имеет площадь 48 кв.м и является трехкомнатной, однако, в ней предполагается проживание пятерых человек, которые, достигнув совершеннолетнего возраста, имеют право проживания фактически пятью самостоятельными семьям.

При решении вопроса о принудительном обмене данного жилого помещения необходимо будет учитывать приходящуюся площадь на всех пятерых граждан имеющих право пользования, а также норму предоставления жилья не менее 18 кв. м на одного человека, установленную Решением Совета депутатов муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области от 12 октября 2015 года № 35/5 (л.д. 69), вследствие чего указанный раздел будет явно невозможным.

С учетом всех изложенных выше обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для установления факта невозможности проживания Горячева С.А. в ранее закрепленном жилом помещении, нанимателем которого он в настоящее время является, и как следствие, для его включения в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, сам по себе факт непроживания в настоящее время в квартире матери истца, лишенной родительских прав, но имеющей право там проживать, не свидетельствует о том, что истец Горячев С.А. обеспечен учетной нормой жилой площади.

Получение истцом материальной помощи в размере 30 000 руб. на ремонт жилого помещения не может служить достаточным основанием для отказа в иске. В случае возникновения спора относительно данных денежных средств и их целевого использования он может быть разрешен в рамках отдельного судебного производства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска области от 7 апреля 2022 года с учетом определения суда от 23 мая 2022 года об исправлении описки  оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  23.09.2022.