У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2022-001164-63
Судья Елистратов А.М.
Дело № 33а-3449/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
15 сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В.,
Лифановой З.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным
жалобам Абдусамадова Гамзата
Умаровича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №
31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 7 апреля 2022 года по делу № 2а-1202/2022, по которому
постановлено:
административный иск Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральному казенному учреждению
«Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Республике Коми» и Российской Федерации в лице Федеральной службы
исполнения наказаний удовлетворить частично.
Признать ненадлежащими условия содержания Абдусамадова
Гамзата Умаровича в Федеральном
казенном учреждении «Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми» в части необеспечения горячим
водоснабжением в период с *** и с 02.08.2020 по 18.01.2021.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы
исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Абдусамадова
Гамзата Умаровича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном
учреждении в размере 3000 руб.
В остальной части в удовлетворении административного иска
Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральному
казенному учреждению «Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми» и Российской Федерации в лице
Федеральной службы исполнения наказаний, а также к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми»
отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения
Абдусамадова Г.У., поддержавшего
доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия
установила:
Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным иском к
УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми,
Российской Федерации в лице ФСИН России о признании ненадлежащими,
несоответствующим ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод
условий его содержания в ФКУ ИК-31 с ***,
с ***, с ***, взыскании компенсации в
сумме 500 000 руб.
В обоснование требований указал, что администрация ФКУ ИК-31 при водворении в ЕПКТ
незаконно изымала у него инструкцию по составлению документов для обращения в
ЕСПЧ. В периоды пребывания в ЕПКТ он не обеспечивался горячим водоснабжением. В
здании отсутствует комната психологической разгрузки, а также для
совершения религиозных обрядов. Радиоточка не оборудована устройством
регулирования громкости. Стена с окном дополнительно закрыта отсекающей
решеткой, которая уменьшает площадь помещения и действует гнетуще. Кроме того,
складная мебель в камерах не может быть использована, если кровати находятся в
разложенном состоянии.
Судом к участию в деле в качестве административного
соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по
Республике Коми, Федеральная служба
исполнения наказаний, в качестве заинтересованных лиц прокурор Сыктывкарской
прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Павлюк А.Д., прокуратура Республики Коми, Министерство финансов Российской
Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Абдусамадов Г.У. не соглашается с решением суда, просит его
изменить, удовлетворить требования, заявленные в административном иске.
В обоснование жалобы указывает, что решение принято с
нарушением материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что
доказательства, истребованные судом по ходатайству Абдусамадова Г.У., не
получили надлежащей оценки. Считает, что взысканный размер компенсации занижен
судом.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике
Коми не соглашается с решением суда, просит решение отменить в части
взысканной компенсации, снизив до 1000 руб.
В обоснование жалобы указывает, что судом допущено
нарушением норм материального и процессуального права в части взыскания
компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Считает, что взысканный размер компенсации в сумме 3000
руб., не отвечает требованиям разумности и справедливости.
В возражениях на апелляционную жалобу Абдусамадов Г.У. просит оставить ее без удовлетворения.
В судебное заседание кроме Абдусамадова Г.У., другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
разъяснениями, содержащимися в п.2 постановлении Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у
судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий
содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями
содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом
установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются
закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и
нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на
материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных
условий.
Условия содержания лишенных
свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом
режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от
таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий
(п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018
№ 47).
Судом установлено, что Абдусамадов Г.У. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Заволжского районного
суда г.Ульяновска от 22.06.2015.
Абдусамадов Г.У., как
злостный нарушитель установленного
порядка отбывания наказания, содержался в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН
России по Республике Коми в период с ***,
***, ***
Разрешая заявленные
требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания
ненадлежащими условий содержания, касающихся внутреннего оборудовании камер для
отбывания наказания (решетчатые перегородки, столы), площади камер, изъятия
инструкции для обращения в ЕСПЧ, отсутствия комнаты психологической разгрузки и
помещения для проведения религиозных обрядов, нерегулируемой громкости
радио, не имеется, в связи с чем не
усмотрел оснований для компенсации за ненадлежащие условия содержания за
приведенный выше объем нарушений.
Оснований не согласиться с
данными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются
верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем,
полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших
надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями с.ст.62 и 84 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах
действующего законодательства с учетом разъяснений высшей судебной инстанции
Российской Федерации.
Решение суда в данной части
сторонами не обжалуется.
Наряду с этим, суд счел
заслуживающими внимание довод административного истца Абдусамадова Г.У. о
нарушении условий его содержания в ФКУ ИК-31
УФСИН России по Республике Коми в части необеспечения горячим
водоснабжением в камере, где он содержался в период с *** и с ***, за что, руководствуясь положениями ст.227.1 Кодекса
административного судопроизводства определил к взысканию компенсацию за
ненадлежащие условия содержания в сумме 3000 руб.
Судебная коллегия не соглашается с размером взысканной судом
компенсации, поскольку доводы административного истца о длительном нахождении в
ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении в связи с
отсутствием в камере горячего водоснабжения
нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспариваются
административным ответчиком.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, периоды и длительность нахождения
Абдусамадова Г.У. в названных
условиях содержания, отсутствие альтернативных
способов обеспечения горячим водоснабжением, индивидуальные
особенности административного истца, состояние его здоровья, характер
выявленных нарушений условия содержания, с учетом разумности и
справедливости, судебная коллегия
полагает необходимым увеличить
размер взысканной
компенсации до 15 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы
ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми
об отсутствии оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие
условия содержания не могут быть приняты
во внимание.
Согласно подп.3 п.3 Положения
о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России -
обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц,
содержащихся под стражей. В силу подп.6 п.3 Положения задачей ФСИН России
является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий
содержания, соответствующих нормам международного права, положениям
международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с
разъяснениями, содержащимися в п.2 Постановлении Пленума, под условиями
содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной
законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные
Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской Федерации,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на
материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных
условий.
Условия содержания лишенных
свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом
режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от
таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со ст.15
Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью
ее правовой системы.
На основании ст.13 Закона
Российской Федерации от 21.07.1993 №
5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия
для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также
персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать
охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей
материально-технической базы и социальной сферы.
В ст.9 названного Закона
закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной
системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным
Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской
Федерации.
Учреждения, исполняющие
наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением
собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении
денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания,
денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие
территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы
(ст.11 Закона).
Свод правил «Исправительные
учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования»,
утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, предусматривающий
оборудование зданий исправительного учреждения горячим водоснабжением,
распространяя свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и
капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных
исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров
уголовно-исполнительной системы, не содержит запрета на возможность применения
его действия применительно к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до
его принятия. Иначе это ставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих
наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия данного свода
правил.
С учетом закрепленных
положениями национального и международного законодательства гарантий осужденных
на размещение в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, судебная
коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение помещений исправительных
учреждений горячим водоснабжением является обязательным.
Факт постройки и введение
объектов в эксплуатацию до принятия данного свода правил не препятствует их
переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту, с целью создания
надлежащих условий содержания.
То обстоятельство, что
подводка горячего водоснабжения осуществлена в мае 2021 года, в ходе исполнения
судебного решения, не освобождает исправительное учреждение от исполнения
предусмотренной законом обязанности до обозначенного периода. Доказательств
того, что административный истец был обеспечен альтернативными способами
обеспечения горячим водоснабжением в соответствии со ст.62 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не
представлено.
Ссылки на то, что в
соответствии с п.21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений,
утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, осужденным обеспечивалась помывка в
душевой с горячим водоснабжением, не свидетельствует об обеспечении надлежащих
условий содержания осужденных.
В рассматриваемом случае
неисполнение требований закона в части необеспечения горячим водоснабжением
влечет нарушение прав административного истца на содержание в условиях
надлежащего обеспечения его жизнедеятельности, и является основанием для
компенсации за ненадлежащие условия содержания.
В остальной части решение суда является правильным и отмене
не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 7 апреля 2022 года изменить, увеличив размер
взысканной в пользу Абдусамадова Гамзата Умаровича
компенсации за нарушения условий содержания в исправительном учреждении,
увеличив до 15 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Абдусамадова Гамзата Умаровича, Федерального казенного учреждения
«Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Республике Коми» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19.09.2022.