Печать
Закрыть окно
Судебный акт
компенсация за нарушение условий содержания
Документ от 15.09.2022, опубликован на сайте 20.09.2022 под номером 101774, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001164-63

Судья Елистратов А.М.                                                                 Дело № 33а-3449/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                            15 сентября  2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным  жалобам  Абдусамадова Гамзата Умаровича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 апреля 2022 года по делу № 2а-1202/2022, по которому постановлено:

административный иск Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» и Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний удовлетворить частично.

Признать ненадлежащими условия содержания Абдусамадова Гамзата Умаровича в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» в части необеспечения горячим водоснабжением в период с *** и с 02.08.2020 по 18.01.2021.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Абдусамадова Гамзата Умаровича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 руб.

В остальной части в удовлетворении административного иска Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» и Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, а также к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Абдусамадова  Г.У., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании ненадлежащими, несоответствующим ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод условий его содержания  в ФКУ ИК-31 с ***, с ***, с ***,  взыскании компенсации в сумме                 500 000 руб.

В обоснование требований указал, что  администрация ФКУ ИК-31 при водворении в ЕПКТ незаконно изымала у него инструкцию по составлению документов для обращения в ЕСПЧ. В периоды пребывания в ЕПКТ он не обеспечивался горячим водоснабжением. В здании отсутствует комната психологической разгрузки,  а также для  совершения религиозных обрядов. Радиоточка не оборудована устройством регулирования громкости. Стена с окном дополнительно закрыта отсекающей решеткой, которая уменьшает площадь помещения и действует гнетуще. Кроме того, складная мебель в камерах не может быть использована, если кровати находятся в разложенном состоянии.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральная  служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованных лиц прокурор Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Павлюк А.Д., прокуратура Республики Коми, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Абдусамадов Г.У. не  соглашается с решением суда, просит его изменить, удовлетворить требования, заявленные в административном иске.

В обоснование жалобы указывает, что решение принято с нарушением материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что доказательства, истребованные судом по ходатайству Абдусамадова Г.У., не получили надлежащей оценки. Считает, что взысканный размер компенсации занижен судом.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не соглашается с решением суда, просит решение отменить в части взысканной  компенсации, снизив  до 1000 руб.

В обоснование жалобы указывает, что судом допущено нарушением норм материального и процессуального права в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Считает, что взысканный размер компенсации в сумме 3000 руб., не отвечает требованиям разумности и справедливости.

В возражениях на апелляционную жалобу Абдусамадов  Г.У. просит оставить ее без удовлетворения.

В судебное заседание кроме Абдусамадова Г.У.,  другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47).

Судом установлено, что  Абдусамадов Г.У.  отбывает наказание  в виде лишения  свободы по приговору Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22.06.2015.

Абдусамадов  Г.У., как  злостный нарушитель установленного  порядка отбывания наказания, содержался в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в период с  ***, ***, ***

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу  о том, что оснований для признания ненадлежащими условий содержания, касающихся внутреннего оборудовании камер для отбывания наказания (решетчатые перегородки, столы), площади камер, изъятия инструкции для обращения в ЕСПЧ, отсутствия комнаты психологической разгрузки и помещения для проведения религиозных обрядов, нерегулируемой громкости радио,  не имеется, в связи с чем не усмотрел оснований для компенсации за ненадлежащие условия содержания за приведенный выше объем нарушений.

Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями с.ст.62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах действующего законодательства с учетом разъяснений высшей судебной инстанции Российской Федерации.

Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.

Наряду с этим, суд счел заслуживающими внимание довод административного истца Абдусамадова Г.У. о нарушении условий его содержания в ФКУ ИК-31  УФСИН России по Республике Коми в части необеспечения горячим водоснабжением в камере, где он содержался в период с *** и с ***, за что, руководствуясь положениями                           ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства определил к взысканию компенсацию за ненадлежащие условия содержания в сумме 3000 руб.

Судебная коллегия не соглашается с размером взысканной судом компенсации, поскольку доводы административного истца о длительном нахождении в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении в связи с отсутствием в камере горячего водоснабжения  нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспариваются административным ответчиком.

Принимая во внимание указанные обстоятельства,  периоды и длительность  нахождения  Абдусамадова Г.У.  в названных условиях содержания, отсутствие  альтернативных  способов обеспечения горячим водоснабжением, индивидуальные особенности административного истца, состояние его здоровья, характер выявленных нарушений условия содержания, с учетом разумности и справедливости,  судебная коллегия полагает необходимым увеличить  размер  взысканной компенсации  до  15 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми  об отсутствии оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания  не могут быть приняты во внимание.

Согласно подп.3 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подп.6 п.3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 Постановлении Пленума, под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993  № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В ст.9 названного Закона закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ст.11 Закона).

Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, предусматривающий оборудование зданий исправительного учреждения горячим водоснабжением, распространяя свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, не содержит запрета на возможность применения его действия применительно к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до его принятия. Иначе это ставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия данного свода правил.

С учетом закрепленных положениями национального и международного законодательства гарантий осужденных на размещение в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.

Факт постройки и введение объектов в эксплуатацию до принятия данного свода правил не препятствует их переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту, с целью создания надлежащих условий содержания.

То обстоятельство, что подводка горячего водоснабжения осуществлена в мае 2021 года, в ходе исполнения судебного решения, не освобождает исправительное учреждение от исполнения предусмотренной законом обязанности до обозначенного периода. Доказательств того, что административный истец был обеспечен альтернативными способами обеспечения горячим водоснабжением в соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.

Ссылки на то, что в соответствии с п.21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016  № 295, осужденным обеспечивалась помывка в душевой с горячим водоснабжением, не свидетельствует об обеспечении надлежащих условий содержания осужденных.

В рассматриваемом случае неисполнение требований закона в части необеспечения горячим водоснабжением влечет нарушение прав административного истца на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности, и является основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания.

В остальной части решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 апреля              2022 года изменить, увеличив  размер  взысканной  в  пользу Абдусамадова Гамзата Умаровича компенсации за нарушения условий содержания в исправительном учреждении, увеличив до  15 000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения,  апелляционные жалобы Абдусамадова Гамзата Умаровича, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  19.09.2022.