Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения
Документ от 16.09.2022, опубликован на сайте 21.09.2022 под номером 101768, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                                      Дело № 3а-230/2022

73OS0000-01-2022-000225-48

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

16 сентября 2022 года                                                                 г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Балахоновой Юлии Владимировны к Правительству Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Балахонова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 января 2015 года на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность  обеспечить её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Димитровград» Ульяновской области.

До настоящего времени решение суда не исполнено, чем нарушены её права. В связи с этим истец просила взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 руб. и расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебное заседание участники процесса не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Балахонова Ю.В. и представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в письменном  отзыве на иск просил отказать в его удовлетворении, указывая на то, что Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли закрывать  потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.

Проводится системная работа по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. 

Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованной.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. 

Исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Димитровградского городского суда Ульяновской области  № 2-45/2015, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В абзаце 5 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно абзацу 2 указанного пункта в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом   установлено,   что  решением   Димитровградского городского  суда Ульяновской области     от    23 января 2015 годы   по    гражданскому   делу № 2-45/2015 были удовлетворены исковые требования прокурора г.Димитровграда, действовавшего в интересах Малаховой Ю.В. (после регистрации брака – Балахонова), - на Министерство промышленности строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Малахову Ю.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Димитровград». 

Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 7 апреля 2015 года указанное решение суда оставлено без изменения.

17 апреля 2015 года исполнительный лист был направлен судом Балахоновой Ю.В. (до регистрации брака Малаховой). Данный исполнительный документ не был предъявлен Балахоновой Ю.В. к исполнению в УФССП России по Ульяновской области. 

До настоящего времени решение  Димитровградского городского  суда Ульяновской области    от   23 января 2015   года   не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Балахонова Ю.В. обратилась в суд 19 августа 2022 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Определяя продолжительность периода исполнения решения  Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 23 января 2015  года, суд считает необходимым руководствоваться  вышеприведенными разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,  о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со дня его вступления в законную силу в случае, если исполнение требований имущественного или неимущественного характера осуществляется  без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства.

При этом суд исходит из того, что требование о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения очевидно подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, суд считает необходимым исчислять общую продолжительность исполнения решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 23 января 2015 года с момента вступления указанного решения суда в законную силу – 7 апреля 2015  года.

С учетом этого период исполнения судебного решения на момент разрешения административного спора в данном случае составляет 7 лет 5 мес. 8 дней.

Приведенное Министерством жилищно-коммунального хозяйства  и строительства Ульяновской области в качестве причины, препятствующей исполнению решения суда, обстоятельство – недостаточность денежных средств в областном бюджете Ульяновской области - не является основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых требований.

В силу изложенного и, учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 января 2015 года.

При таких обстоятельствах   Балахонова Ю.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Учитывая установленные выше обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Балахоновой Ю.В.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 75 000 руб.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Балахоновой Юлии Владимировны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Балахоновой Юлии Владимировны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 75 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Балахоновой Юлии Владимировны отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                        Трифонова Т.П.

 

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2022 года.