Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении техническим средством реабилитации
Документ от 06.09.2022, опубликован на сайте 26.09.2022 под номером 101748, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001495-40

Судья Кузнецова О.В.                                                                      Дело №33-3542/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   6 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 1 апреля 2022 года по делу №2-1322/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Хайрутдиновой Эмилии Олеговны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Хайрутдинову Эмилию Олеговну техническим средством реабилитации в соответствии с её индивидуальной программой реабилитации №1363.14.73/2019 от 06.12.2019: ***, в том числе, для больных ***, *** (для инвалидов и детей-инвалидов) 1 шт.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделенияФонда социального страхования Российской Федерации в пользу Хайрутдиновой Эльвиры Гумяровны, являющейся законным представителем несовершеннолетней Х***, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения помощника прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Лобосовой Н.А., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила :

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд в интересах Х*** Э.О. к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – УРО ФСС РФ) об обеспечении техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что Х*** Э.О., *** года рождения, являющаяся ребенком-инвалидом, нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации – *** (для инвалидов и детей – инвалидов) в соответствии с утвержденной индивидуальной программой реабилитации инвалида, однако длительное время не обеспечивается названным средством реабилитации.

На основании заявления законного представителя ребенка-инвалида от 13.12.2021 ответчиком было сформировано направление №15288176 на получение ***, от которой законный представитель Хайрутдинова Э.Г. вынужденно отказалась в связи с неподходящим размером средства реабилитации. В связи с необеспечением Х*** Э.О. средством реабилитации истцу причиняются моральные страдания, которые подлежат компенсации.

Прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить Х*** Э.О. указанным *** и взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.   

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

Указывает, что при отказе законного представителя Хайрутдиновой Э.Г. от получения *** по причине несоответствия по размерам ей было разъяснено право на обращение в Бюро медико-социальной экспертизы для внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида, а также на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации и обращение за получением компенсации.

Повторные заявления законного представителя на обеспечение ребенка-инвалида *** поступали в региональное отделение 18.10.2021 (отклонено в связи с наличием неисполненного заявления от 28.05.2021) и 17.01.2022.

Считает, что оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда не имеется. Региональным отделением неоднократно осуществлялись запросы ценовых предложений по данному средству технической реабилитации. Длительность проведения конкурентных процедур влечет увеличение сроков обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации. По делу отсутствуют доказательства, безусловно подтверждающие ухудшение состояния здоровья и причинения нравственных страданий инвалиду вследствие несвоевременного обеспечения техническим средством реабилитации. Выплата компенсации морального вреда повлечет сокращение средств и в дальнейшем ущемление прав других инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации.

На решение суда прокурором Засвияжского района г.Ульяновска подавалось апелляционное представление, которое отозвано до рассмотрения по существу.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Согласно ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе: специальные средства для самообслуживания.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р утвержден Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включены кресла-коляски с ручным приводом прогулочные.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено судом, Х*** Э.О., *** года рождения, является ребенком–инвалидом, инвалидность установлена сроком до 15.07.2026.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации №1363.14.73/2019 от 06.12.2019 Х*** Э.О. нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации – *** (для инвалидов и детей-инвалидов), которое должно отвечать следующим характеристикам: ширина сиденья 40 см, глубина сиденья 39 см, высота сиденья 36 см, высота подлокотника 18 см, высота подножки 31 см, объем бедер 70 см.

В ходе проведения прокурорской проверки установлено нарушение прав ребенка-инвалида на предоставление мер государственной социальной поддержки в связи с необеспечением данным техническим средством реабилитации.

По состоянию на дату рассмотрения дела Х*** Э.О. также не была обеспечена указанным техническим средством реабилитации.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что со стороны законного представителя ребенка-инвалида имел место отказ от *** по причине несоответствия по размерам, не опровергает установленные судом обстоятельства нарушения прав ребенка-инвалида из-за необеспечения ***

Совершение ответчиком действий, направленных на проведение аукциона и заключение государственного контракта на поставку технического средства реабилитации, не привело к своевременному предоставлению Х*** Э.О. необходимой ей ***.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, верно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.

Решение суда о частичном удовлетворении требований прокурора о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда является правильным.

Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением Х*** Э.О. *** нарушены неимущественные права ребенка-инвалида, направленные на его социальную адаптацию в обществе, на обеспечение благоприятных условий передвижения, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в разумном размере 5000 руб.

Доводы апелляционной жалобы об обратном судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они не основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 1 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.09.2022.