Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии
Документ от 06.09.2022, опубликован на сайте 12.09.2022 под номером 101601, 2-я гражданская, об обязании выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-003403-74

Судья Усова В.Е.                                                                             Дело № 33-3459/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                               6 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1266/2022 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5 мая 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах С*** Т*** М*** к Государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать С*** Т*** М***, *** ***  года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение системой  непрерывного мониторирования гликемии «FreeStylе Libre (Flash-мониторинг) из расчета один датчик на 14 дней.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать С*** Т*** М***, *** ***  года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием -  датчиками Freestyle Libre (Flash-мониторинг)  из расчета один датчик на 14 дней.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Сабирзановой Зои Валентиновны, действующей в интересах С*** Т*** М***, компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение датчиков для системы длительного (непрерывного)  мониторирования  глюкозы «FreeStylе Libre» за период с 21.02.2022 по 21.03.2022  в сумме 8980 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,пояснения прокурора Хренова К.А., полагавшего  решение  суда законным и обоснованным судебная коллегия 

 

установила:

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в  интересах несовершеннолетнего С*** Т.М.,  обратился в суд с иском к «ГУЗ Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района города Ульяновска проведена проверка по обращению Сабирзановой З.В.., действующей в интересах ребенка-инвалида С*** Т.М., ****** года рождения,  страдающего хроническим заболеванием, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Установлено, что несовершеннолетний С*** Т.М. является ребенком-инвалидом в связи с наличием диагноза «***».

Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» №12/61 от 31.01.2022 принято решение о нуждаемости С*** Т.М. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг).

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение С*** Т.М. системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) не приняты.

Льготный рецепт на получение указанной системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» поликлиническое отделение №2 выписан в рукописном виде.

В связи с нуждаемостью ребенка-инвалида в системе непрерывного мониторинга глюкозы законным представителем ребенка 21.02.2022 самостоятельно приобретены датчики Freestyle Libre на сумму 8980 руб.  (2 штуки в месяц).

Просил обязать ГУ3 «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать С*** Т*** М***, ****** года рождения, льготные рецепты в электронном виде на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг); обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить С*** Т.М. системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией и взыскать в пользу Сабирзановой З.В., действующей в интересах С*** Т.М., компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение датчиков для системы длительного (непрерывного)  мониторирования  глюкозы «FreeStylе Libre» в сумме 8980 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что производить выписку системы непрерывного мониторивания глюкозы в крови, а также обеспечивать данной системой невозможно, поскольку данная система не включена ни в один льготный перечень.

Закупка медицинского изделия с торговым наименованием Freestyle Libre является необоснованной и повлечет привлечение к административной ответственности ввиду наличия запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.  

Указывает, что система непрерывного мониторинга может использоваться как дополнение для удобства родителей, однако не заменит тест-полоски и не является жизненно важной. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ, могут быть закуплены пациентами за свой счет.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений                               (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) ***

Как установлено судом, С*** Т*** М***, ***.*** года рождения является инвалидом категория «ребенок-инвалид», страдает заболеванием: ***, длительность заболевания более 5 лет, что подтверждается протоколом МСЭ № *** от 04.07.2018.

С данным диагнозом С*** Т.М. состоит под медицинским наблюдением в  поликлинике по обслуживанию детского населения ГУЗ «ГКБ  святого апостола Андрея Первозванного».

Протоком врачебной комиссии ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного» № 12/61 от 31.01.2022 принято решение о нуждаемости С*** Т.М. в системе непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre и необходимости ходатайства перед Министерством здравоохранения Ульяновской области о льготном обеспечении С*** Т.М.  НМГ Freestyle Libre в 2022 г. по индивидуальной закупке в количестве из расчета 1 сенсор на 14 дней ежемесячно.

Однако до настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение С*** Т.М.  системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) не приняты.

Льготный рецепт на получение указанной системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) ГУЗ «ГКБ  святого апостола Андрея Первозванного»  выписан в рукописном виде.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и                      2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505.

Пунктом 3 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 № 805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении сахарного диабета у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида С*** Т.М. суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартом  медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Минздрава РФ № 1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение сахарного диабета относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие заключения врачебной комиссии ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного» о нуждаемости в системе непрерывного мониторинга глюкозы  Freestyle Libre, которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания.

Непрерывный мониторинг глюкозы Freestyle Libre зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в обеспечении несовершеннолетнего С*** Т.М. как ребенка, страдающего социально значимым заболеванием «***» за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанным изделием медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Решение о том, что закупка Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия медицинского назначения и препаратов должна производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «ГКБ святого апостола Андрея Первозванного», в котором несовершеннолетний С*** Т.М.  состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

На защиту, в том числе прав и законных интересов несовершеннолетнего С*** Т.М. направлено принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва постановление от 24.11.2021 №249-8 ГД «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект №1258295-7), которым Правительству Российской Федерации рекомендовано провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы Freestyle Libre  и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области  – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено   07.09.2022.