Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
Документ от 06.09.2022, опубликован на сайте 12.09.2022 под номером 101599, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2022-000444-53

Судья  Мартышев П.В.                                                                Дело № 33-3430/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                             6 сентября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-234/2022 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области в защиту прав несовершеннолетней К*** А*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Карсунская районная больница имени врача                    В.И. Фиошина» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Карсунская районная больница имени врача В.И. Фиошина» выписывать рецепт несовершеннолетней К*** А*** А***, ***.2018 года рождения, на медицинское изделие на обеспечение системой непрерывного мониторинга глюкозы FreeStile Libre (Flash-мониторинг) из расчета 2 датчика в месяц                         (24 датчика в год) до момента ее отмены по медицинским показателям.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнюю К*** А*** А***, ***2018 года рождения, на основании выписанных рецептов медицинским изделием – системой непрерывного мониторинга глюкозы FreeStile Libre (Flash-мониторинг) из расчета 2 датчика в месяц (24 датчика в год) до момента ее отмены по медицинским показателям.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Подгороднова В.В. и  возражения представителей несовершеннолетней                 К*** А.А. – Костина А.А. и Костиной К.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

прокурор Карсунского района Ульяновской области, действующий в  интересах несовершеннолетней К*** А.А.,  обратился в суд с исковым заявлением к ГУЗ «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Карсунского района Ульяновской области проведена проверка по обращению Костиной К.С., действующей в интересах ребенка-инвалида К*** А.А., ***.2018 года рождения,  страдающего хроническим заболеванием, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Установлено, что несовершеннолетняя К*** А.А. является ребенком-инвалидом в связи с наличием диагноза «***».

Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина» от 26.11.2021 принято решение о нуждаемости К*** К.С. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг).

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение К*** А.А. системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) ГУЗ  «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина» не выписываются.

Просил возложить на ГУЗ «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина» обязанность  выписывать К*** А.А. льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг); обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить К*** А.А. системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) из расчета 2 датчика в месяц                         (24 датчика в год) до момента ее отмены по медицинским показателям, а также обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить несовершеннолетнюю К*** А.А. на основании выписанных рецептов медицинским изделием – на обеспечение системой непрерывного мониторинга глюкозы FreeStile Libre (Flash-мониторинг) из расчета 2 датчика в месяц (24 датчика в год) до момента ее отмены по медицинским показателям.

Судом к участию в деле в качестве соистцов привлечены законные представители несовершеннолетней К*** А.А. – Костин А.А., Костина К.С. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что производить оплату системы непрерывного мониторивания глюкозы в крови, а также обеспечивать данной системой невозможно, поскольку данная система не включена ни в один льготный перечень.

Система непрерывного мониторинга может использоваться как дополнение для удобства родителей, однако не заменит тест-полоски и не является жизненно важной. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством РФ, могут быть закуплены пациентами за свой счет.

Закупка медицинского изделия с торговым наименованием Freestyle Libre является необоснованной и повлечет привлечение к административной ответственности. 

В возражениях на апелляционную жалобу Костина К.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, Костина А.А. и Костиной К.С.,  другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст.4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших                (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Как установлено судом, К*** А*** А***, ***.2018 года рождения, является инвалидом категории «ребенок-инвалид», страдает заболеванием «***», состоит на диспансерном учете с указанным диагнозом.

Врачебной комиссией ГУЗ «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина» от 26.11.2021 принято решение о нуждаемости ***. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг).

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение К*** А.А. системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) ГУЗ «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина» не выписываются.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и                    2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505.

Пунктом 3 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 № 805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении сахарного диабета у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида К*** А.А. суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартом  медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Минздрава РФ № 1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение сахарного диабета относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие заключения врачебной комиссии ГУЗ «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина» от 26.11.2021 о нуждаемости в системе непрерывного мониторинга глюкозы  Freestyle Libre, которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания.

Непрерывный мониторинг глюкозы Freestyle Libre зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в обеспечении несовершеннолетней К*** А.А. как ребенка, страдающего социально значимым заболеванием «***» за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанным изделием медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Решение о том, что закупка Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия медицинского назначения и препаратов должна производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «Карсунская РБ имени врача В.И. Фиошина», в котором несовершеннолетняя К*** А.А.  состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

На защиту, в том числе прав и законных интересов несовершеннолетней К*** А.А. направлено принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва постановление от 24.11.2021 №249-8 ГД «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект №1258295-7), которым Правительству Российской Федерации рекомендовано провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы Freestyle Libre  и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 20 мая       2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области  – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено   07.09.2022.