У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2022-002873-24
Судья Колбинова Н.А.
Дело № 33а-3475/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 30
августа 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой З.А.
и Смирновой Ю.В.,
при секретаре Каминской
Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска на
решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 апреля 2022 года по делу
№2а-1350/2022, по которому постановлено:
административный
иск прокурора Засвияжского района г.Ульяновска действующего в защиту прав и
законных интересов Нашатыревой Зинаиды Степановны к администрации
муниципального образования «Город Ульяновск» удовлетворить.
Признать незаконным
постановление администрации города Ульяновска № 173 от 26.02.2021 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления
срока отселения жильцов, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по
адресу: г.Ульяновск, ***
Установить
срок сноса аварийного дома №*** по ул. *** г.Ульяновска и отселения из него
жителей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., заинтересованных
лиц – Карповой М.Н., Юнусова Д.М., Лаптерековой Е.А., Шишковой Ю.П., полагавших
решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Засвияжского
района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов Нашатыревой
З.С. к администрации
муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным постановления
администрации города Ульяновска в части установления срока отселения граждан,
проживающих в многоквартирном доме, возложении обязанности установить разумные сроки сноса
аварийного дома и отселения
граждан из аварийного дома.
Административный
иск мотивирован тем, что прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска была проведена проверка законности установления сроков отселения
жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам проведения которой
установлено, что многоквартирный жилой дом *** г.Ульяновска был признан
аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017. Дом включен в областную адресную
программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области
из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018-2030
годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от
21.11.2017 №573-П. Срок расселения указанного дома установлен 4 квартал 2029
года, срок сноса – 4 квартал 2030 года. Постановлением администрации города
Ульяновска №173 от 26.02.2021 «О признании многоквартирных домов аварийными и
подлежащими сносу» срок отселения для указанного дома установлен до 31.12.2030.
Поскольку
дальнейшая эксплуатация дома *** по улице ****** г.Ульяновска и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни
и здоровья, а также для жизни и здоровья
иных лиц, решение администрации г.Ульяновска об установлении срока отселения
граждан из указанного многоквартирного дома до 31.12.2030 нарушает права
граждан на благоприятную среду проживания. Органом местного самоуправления
должны быть приняты меры к расселению дома с его последующим сносом в разумный срок.
Установление длительного срока до 31.12.2030 для сноса
многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ***, посягает на
интересы неопределенного круга лиц - собственников, нанимателей помещений
многоквартирного дома, членов их семей, не отвечает принципу разумности, а
также срока расселения из него жителей, влечет дальнейшую эксплуатацию данного
дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда их
жизни и здоровью.
Прокурор
просил суд признать незаконным постановление администрации города Ульяновска №
173 от 26.02.2021 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления
срока отселения жильцов, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по
адресу: г.Ульяновск, ***; обязать
администрацию города Ульяновска
установить разумные сроки сноса аварийного дома *** г.Ульяновска и
отселения из него жителей.
Судом к
участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Лаптирекова Е.А., Юнусов Д.М.,
Пчелкина С.В., Саттарова Н.В., Карпова М.Н., Гаврилкина М.Г., Хусаинова М.Г.,
Хачатуров С.Г., Шишкова Ю.П., Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области, Управление
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управление по
благоустройству администрации города Ульяновска, Управление имущественных
отношений, экономики развития и конкуренции администрации города Ульяновска.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается
с решением суда, просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что многоквартирный дом,
расположенный в г.Ульяновске по *** включен в Постановление Правительства
Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Правительства
Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П», которым утверждена областная адресная программа «Переселение
граждан, проживающих на территории Ульяновской области из многоквартирных
домов, признанных аварийными после 01.01.2012,
в 2018-2030 годах». Планируемая дата окончания переселения жителей указанного
многоквартирного дома - четвертый квартал 2029 года. Утверждает, что конкретные
сроки, в которые производится отселение жителей из аварийного дома,
законодательством не установлены. Жилищным кодексом РФ также не предусмотрены
требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу. Полагает, что сроки отселения жильцов дома
отвечают критериям разумности.
Отмечает, что жители
дома в Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска о
представлении им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда
не обращались. Отсутствие необходимости в указанном жилье они подтвердили и в
судебном заседании. Ссылается на судебную практику Ленинского районного суда г.Ульяновска, где по
аналогичным делам в удовлетворении требований прокурора было отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
Также в возражениях на апелляционную жалобу Нашатырева З.С., Юнусов Д.М., Саттарова Н.В.,
Карпова М.Н., Гаврилкина М.Г., Шишкова Ю.П., Лаптирекова Е.А. просят решение
суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Представители администрации г.Ульяновска,
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Управления
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управления по
благоустройству администрации города Ульяновска, Управления имущественных
отношений, экономики развития и конкуренции администрации города Ульяновска,
Нашатырева З.С.,
Пчелкина С.В., Саттарова Н.В., Гаврилкина М.Г., Хусаинова М.Г.,
Хачатуров С.Г. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились,
извещены надлежащим образом о слушании дела.
Судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает
административное дело в полном
объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Как разъяснено в п.2
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23
«О судебном решении», решение является законным
в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального
права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат
применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых
случаях аналогии закона или аналогии права.
Между тем,
оспариваемое решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС
РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов
граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других
случаях, предусмотренных федеральными законами
(ч.1 ст.39 КАС РФ).
В силу ч.
10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном
Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом,
принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его
сносе или реконструкции в разумный срок.
Как следует
из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом *** города
Ульяновска 1953 года постройки,
двухэтажный, двухподъездный,
количество квартир - 8, решением Межведомственной комиссией
от 03.12.2020 № 48 признан аварийным и
подлежащим сносу.
Постановлением
администрации г.Ульяновска от 26.02.2021 №173
установлен срок отселения многоквартирного дома по адресу: г.Ульяновск, *** - до
31 декабря 2030 года.
Данный
многоквартирный дом включен в областную адресную программу «Переселение
граждан, проживающих на территории Ульяновской области из многоквартирных
домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018-2030 годах», утвержденную
постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П. Срок
расселения указанного дома установлен 4 квартал 2029 года, срок сноса – 4
квартал 2030 года.
Согласно
заключению по результатам обследования
строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу:
г.Ульяновск, *** составленного ООО
«Проектный комплекс «Интеграл» от 27.04.2020 процент физического износа
многоквартирного жилого дома на момент проведения обследования составляет 80%.
Наличие имеющихся дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей
безопасной (безаварийной) эксплуатации многоквартирного дома.
Как
следует из акта обследования жилого дома № *** в г.Ульяновске от 12.01.2022, составленного
ООО «Управляющая компания «Коммунальный
стандарт», на момент обследования наблюдается эксплуатационный износ конструктивных элементов здания:
частичное разрешение кладки отслоение штукатурно-окрасочного слоя, повреждение
кровельного покрытия, провисание перекрытий, износ деревянных конструктивных элементов здания;
по инженерным сетям: наличие отложений на внутренних поверхностях
трубопроводов, износ металла, наличие коррозии.
Согласно
акту обследования жилого дома *** в
г.Ульяновске подъезда №2 от 29.01.2022, составленному ООО «Управляющая компания
«Коммунальный стандарт», в результате пожара повреждены кабельные сети линий электропередач,
деревянные лестничные клетки, лестничные марши, ограждения и деревянные перекрытия
лестничных клеток. Разрушение штукатурно-окрасочного слоя.
Согласно
акту обследования жилого дома № *** в
г.Ульяновске от 22.03.2022, составленному Агентством государственного
строительного и жилищного надзора
Ульяновской области, в подъезде дома
№ *** имеется наличие деформации перекрытий потолка в жилых помещениях,
оконных рам и дверных проемов. Имеется отслоение штукатурно-окрасочного слоя
стен в подъезде (наличие следов сажи и копоти). Сети электроснабжения проложены
хаотично и находятся в аварийном состоянии. Имеется разрушение перил деревянной
лестницы. Полы деревянные, прогнили, просели, со щелями, местами легко
прогибаются под нагрузкой или с изломами отдельных досок.
Разрешая спор и
удовлетворяя административный иск прокурора в полном объеме, суд первой
инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является
аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для
проживающих в нем лиц, дом грозит обрушением, в связи с чем установленные административным
ответчиком постановлением от 26.02.2021 №173 сроки отселения не отвечают
признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части
является незаконным.
С выводами районного
суда в указанной части судебная коллегия соглашается.
Вместе с тем, с
решением суда в части установления срока сноса аварийного дома №***
г.Ульяновска и отселения из него жителей в течение одного года со дня
вступления решения суда в законную силу
нельзя признать правильным, как принятое с нарушением норм материального и
процессуального права.
Так, согласно ч.1
ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом
требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета
административного искового заявления или приведенных административным истцом
оснований и доводов) только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как видно из
искового заявления прокурора, он просил суд обязать администрацию города Ульяновска установить разумные сроки сноса аварийного
дома *** г.Ульяновска и отселения из него жителей.
Между тем, суд
первой инстанции в нарушение ч.1 ст.178 КАС РФ вышел за пределы заявленных
требований без приведения в решении мотивов этому, что недопустимо.
Кроме того, устанавливая самостоятельно срок
сноса аварийного дома и отселения из него жителей, суд грубо нарушил
материальный закон, проигнорировав закрепленный ст.10 Конституции Российской
Федерации принцип разделения властей, согласно которому органы каждой из ветвей
государственной власти действуют самостоятельно в рамках установленной Конституцией
и законом компетенции, не вмешиваясь в полномочия другой.
В силу абзаца
второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома
садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 января 2006 года №47 (далее - Положение №47), на основании полученного
заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного
самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им
порядке принимает решение, предусмотренное абзацем
седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о
дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических
лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или
о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В пунктах 8,
9 части 1
статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к
компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений
относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и
соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в
установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда
непригодными для проживания.
Согласно правовой позиции Верховного Суда
Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года (вопрос №3), в
соответствии с пунктами 1,
8,
9 части 1
статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, вышеприведенного Положения
№47, определение срока отселения физических и юридических лиц является
исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Указанные требования
закона не были приняты во внимание судом первой инстанции.
Нарушение норм
материального и процессуального права в силу ст.310 КАС РФ являются основаниями
для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Принимая во внимание
вышеизложенное, оспариваемое решение нельзя признать правильным в части установления сроков отселения граждан из
аварийного жилья, оно подлежит отмене в указанной части с принятием в данной
части нового решения о возложения на орган местного самоуправления обязанности
установить новые, разумные сроки отселения граждан.
Исковые требования
об определении разумных сроков для сноса аварийного дома не могут быть удовлетворены,
поскольку оспариваемое постановление администрации г.Ульяновска предусматривает
лишь сроки отселения жильцов, но не устанавливает сроки сноса дома.
В соответствии с ч.10 ст.32
ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как разъяснено в п.22
постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О
некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного
кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи
32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном
порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим
такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о
сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том
случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не
осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного
самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором
расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в
том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не
позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и,
соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве
собственности муниципальному образованию.
Таким образом,
конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам
необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они
должны отвечать требованиям разумности.
Согласно ч.3 ст.227
КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании
решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе указание на
признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими
нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы
административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или
в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными
или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие
оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия
(бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании
решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным
ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях
устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца
либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия
решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на
необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и
законных интересов административного истца и на срок устранения таких
нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по
административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и
лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу,
в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если
иной срок не установлен судом.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 апреля 2022 года отменить в
части установления срока сноса аварийного дома *** по *** г.Ульяновска и
отселения из него жителей в течение одного года со дня вступления решения суда
в законную силу отменить, принять в
указанной части новое решение, которым обязать администрацию города Ульяновска
не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять
решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного дома № ***
по *** г.Ульяновска, путем внесения соответствующих изменений в постановление
администрации города Ульяновска от 26.02.2021 № 173.
В остальной части
решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения.
Об исполнении
решения суда по настоящему административному делу сообщить в суд и
заинтересованным лицам (жителям аварийного дома №*** по ул.*** в г.Ульяновске)
в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи