Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения УО
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 07.09.2022 под номером 101437, 2-я гражданская, о признании бездействия нарушением прав на получение реабилитационных мероприятий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001101-58

Судья Жилкина А. А.                                                                   Дело № 33а-3443/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                 

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ильиной Екатерины Николаевны, Ильина Николая Александровича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 апреля 2022 года по делу №2а-1962/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Ильиной Екатерины Николаевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности приступить к исполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Ильина Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по неисполнению принятой в отношении нее индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В обоснование административного иска указала, что в отношении нее (Ильиной Е.Н.) специалистами ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» разработана ИПРА №496.13.73/2021 от 03.08.2021. Согласно приказу Минтруда РФ от 13.06.2017 №486н ИПРА формируется в форме электронного документа и принимается к исполнению на 3 день после получения исполнителем согласия инвалида на получение реабилитационных мероприятий. Данное согласие было направлено административным ответчикам в сентябре 2021 года на электронную почту Правительства Ульяновской области. Однако до настоящего времени никаких реабилитационных мероприятий с Ильиной Е.Н. не проводится.

Просила признать бездействие административных ответчиков нарушением прав инвалида Ильиной Е.Н. на получение реабилитационных мероприятий. Обязать ответчиков незамедлительно приступить к исполнению обязательств.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУЗ Ульяновская областная клиническая больница имени В.А. Копосова, ГУ-Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ильина Е.Н., Ильин Н.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить, административные исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы, указывают, что программа ИПРА по решению ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» в соответствии с приказом от 31.07.2020 №788н не составлена, Ильиной Е.Н. и ее законным представителям не представлена, судом не истребована. Не соглашаются с изложенным в решении утверждением, что административный истец отказался участвовать в выездном судебном заседании. Обращают внимание, что Ильина Е.Н. не может участвовать в рассмотрении дела по состоянию здоровья. Указывают, что Ильина Е.Н. была направлена в ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» на основании требования ее законных представителей, не по решению ГКУЗ Ульяновская областная клиническая больница имени В.А. Копосова. Утверждают, что судом не дана оценка бездействию Минздрава Ульяновской области, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, которые располагали информацией о наличии ИПРА в отношении Ильиной Е.Н. Также судом не принято во внимание решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска, по которому установлено нарушение ГКУЗ Ульяновская областная клиническая больница имени В.А. Копосова Закона №3185-1 от 02.07.1992 в части лечебно-трудовых мастерских, что является нарушением стандарта оказания медицинской помощи и исполнения ИПРА по приказу от 30.12.2005 №2347-р относительно профессиональной ориентации инвалида. Данное обстоятельство опровергает отсутствие бездействия со стороны Минздрава Ульяновской области, которое установлено судом. Полагают, что Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области обязано организовать исполнение ИПРА по месту нахождения Ильиной Е.Н.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела. Ильина Е.Н., находящаяся на принудительном лечении в ГКУЗ Ульяновская областная клиническая больница имени В.А. Копосова, свое право на участие в судебном заседание посредством ВКС не реализовала, право разъяснялось, о чем имеется ее собственноручная подпись.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, судебная коллегия находит жалобу Ильина Н.А. оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

В поданной апелляционной жалобе  ее заявителем, помимо Ильиной Е.Н., указан также Ильин Н.А., обозначивший свой процессуальный статус  как «истец».

Вместе с тем, согласно материалам дела, Ильин Н.А. истцом по делу не является. Из оспариваемого решения видно, что судом рассмотрено административное исковое заявление Ильиной Е.Н., иных истцов по делу не имеется.

Как следует из протокола судебного заседания от 21 – 22 апреля 2022 года, в суде первой инстанции Ильин Н.А., именуя себя сначала законным представителем Ильиной Е.А., а затем – представителем административного истца, к участию в деле не был допущен ввиду отсутствия у него полномочий и юридического образования.

Согласно ст.54 КАС РФ права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Ильина Е.Н. является совершеннолетней, недееспособной в установленном законом порядке не признана.

В силу ч.1 ст.55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия (ч.3 ст.55 КАС РФ).

Апелляционная жалоба подписана Ильиным Н.А., но при этом доверенность на представление интересов Ильиной Е.Н. и документ, подтверждающий наличие у него высшего юридического образования, к жалобе не приложены. До начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу Ильин Н.А. пояснил судебной коллегии, что юридического образования у него не имеется.

Таким образом, Ильин Н.А. не является лицом, участвующим в деле, и не обладает правом подачи апелляционной жалобы, в связи с чем, его жалоба подлежит оставлению без рассмотрения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы Ильиной Е.Н., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст.10 Закона №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

В соответствии со ст.11 Закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 13.06.2017 №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее - Выписка) не позднее трех дней с даты формирования ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов».

Выписки Федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов» формируются в автоматическом режиме и направляются:

б) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - в части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, помещенного под надзор в медицинскую организацию;

г) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) - в части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Таким образом, в рамках Федерального закона №181-ФЗ инвалиду обеспечивается восстановительная реабилитация, при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности. В индивидуальной программе реабилитации инвалида указываются реабилитационные меры, сроки проведения этих мероприятий и их исполнители, которыми могут быть либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ильина Е.Н. является инвалидом 2 группы бессрочно, инвалид-детства.

13.03.2020 в отношении Ильиной Е.Н. мировым судьей вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, в связи с совершением последней запрещенных уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 214 УК РФ (3 эпизода).

В настоящее время находится на стационарном принудительном лечении в ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова».

Решением врачебной комиссии ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» №4528 от 29.06.2021 г. Ильина Е.Н. направлена на медико-социальную экспертизу с целью разработки ИПРА. В направлении выставлен диагноз: органическое бредовое (шизофреноподобное) расстройство. Рекомендованы следующие мероприятия по медицинской реабилитации: наблюдение участкового психиатра, прием поддерживающей психофармакотерапии, тренинг социальных навыков, социально-приемлемое поведение.

ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» разработана ИПРА инвалида №496.13.73/2021 от 03.08.2021, в которой установлена нуждаемость Ильиной Е.Н. в медицинской реабилитации, социально-средовой реабилитации и абилитации, социально-психологической реабилитации и абилитации, социокультурной реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации.

В рамках стационарного лечения на базе ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» в отношении                Ильиной Е.Н. проводится весь комплекс рекомендованных мероприятий. Кроме того, с ней проводятся мероприятия, направленные на восстановление социально-бытовых и коммуникативных навыков, о чем указано в ее медицинской карте.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального и процессуального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков незаконного бездействия, в связи с чем, в удовлетворении административного иска Ильиной Е.Н. отказал.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, реабилитационные услуги, не включенные в Федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, являются дополнительной мерой социальной поддержки в Российской Федерации и на безвозмездной основе предоставляются инвалидам, по месту их жительства на заявительной основе.

Разработка мер, направленных на реализацию ИПРА, находится в ведении первичных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению, к которым Министерство здравоохранения Ульяновской области не относится, следовательно, какого-либо бездействия со стороны указанного ответчика при реализации ИПРА инвалида №496.13.73/2021 от 03.08.2021 не допущено.

К мерам дополнительной реабилитации инвалида следует отнести социально-средовую реабилитацию и абилитацию, социально-психологическую реабилитацию и абилитацию, социокультурную реабилитацию или абилитацию, социально-бытовую адаптацию, исполнителем которых в соответствии с ИПРА инвалида №496.13.73/2021 от 03.08.2021 г. значится Министерства семейной, демографической политики  и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п.п. 16 п. 2.2.4 Положения «О Министерстве семейной, демографической политики  и социального благополучия Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/564-П, Министерство в пределах своей компетенции контролирует и координирует мероприятия по реализации индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.

Межведомственным приказом от 08.10.2020 №96-п «Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов на территории Ульяновской области» установлено, что Министерство организует и координирует деятельность учреждений социального обслуживания и органов социальной защиты по следующим направлениям:

предоставление социальных услуг получателям услуг;

взаимодействие учреждений социального обслуживания и социальной защиты с организациями, предоставляющими услуги инвалидам, детям-инвалидам и их семьям, по разработке и реализации индивидуальной программы (плана) оказания комплексной помощи и сопровождения получателей услуг;

информирование получателей услуг о региональных ресурсах, направленных на оказание комплексной помощи получателям услуг, в том числе ранней помощи, паллиативной помощи и т.п.;

выполнение индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Ильиной Е.Н., в Правительство Ульяновской области обращался Ильин Н.А., в ответ на его обращения Министерством семейной, демографической политики  и социального благополучия Ульяновской области даны ответы от 12.10.2021 и 14.01.2022 о необходимости обращения в органы социально защиты по месту жительства для формирования комплекса социальных услуг на основании ИПРА.

Поскольку Ильина Е.Н. в настоящее время находится на принудительном лечении в ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им.В.А. Копосова», то возможность проходить социальную реабилитацию в соответствии с ИПРА инвалида №496.13.73/2021 от 03.08.2021 в органах социальной защиты по месту своего жительства, не представляется возможным, следовательно, бездействия со стороны Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в части реализации реабилитационных мероприятий Ильиной Е.Н. также допущено не было.

В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильина Николая Александровича – без рассмотрения, а апелляционную жалобу Ильиной Екатерины Николаевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи