Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 23.08.2022, опубликован на сайте 07.09.2022 под номером 101432, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-011638-53

Судья Алексеева Е.В.                                                                      Дело №33-3267/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     23 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 января 2022 года по делу №2-153/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области, действующего в интересах Кадоевой Миланы Сослановны, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновска государственная аптека», государственному учреждению здравоохранения «Базарносызганская районная больница» о возложении обязанности  за счёт областного бюджета обеспечить изделиями медицинского назначения,  взыскании  денежных средств, затраченных на приобретение *** – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

установила:

 

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области, действующий в интересах несовершеннолетней Кадоевой М.С., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека», государственному учреждению здравоохранения «Базарносызганская районная больница» о возложении обязанности за счёт областного бюджета обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий.

В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой   проведена проверка по обращению Кадоевой М.В., действующей в интересах несовершеннолетней К*** М.С., *** года рождения о нарушении её прав на предоставление льготного обеспечения изделиями медицинского назначения. К*** М.С. является ребёнком-инвалидом, страдает ***, в связи с чем, находится под наблюдением врача-педиатра ГУЗ «Базарносызганская районная больница». Кадоева М.С. в лечении использует ***, учитывая выраженную ***  состояниям ей рекомендовано применять *** Вместе с тем, рецепты на бесплатное обеспечение *** не выписываются, родители вынуждены самостоятельно приобретать указанную систему. При этом, в период с апреля 2021 года по октябрь 2021 года ими были *** на сумму              35 920 руб. В клинических рекомендациях указано на преимущественное применение данной системы. Применение данной системы рекомендовано Кадоевой М.С. ФГАОУВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека» бесплатно за счет средств областного бюджета обеспечить К*** М.С., *** года рождения, *** *** в количества 24 штук в год до момента отмены осуществления самоконтроля *** по медицинским показаниям, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Базарносызганская районная больница» в пользу К*** М.С. в лице её законного представителя Кадоевой М.В. расходы, затраченные на приобретение ***, в размере 35 920 руб. и обратить решение к немедленному исполнению.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей.

В обоснование доводов представления указывает, что 18.02.2021 в Минюсте РФ зарегистрирован Приказ Минздрава РФ от 02.01.2021 №22н  «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», согласно которому в услугах для лечения заболевания, контроля за заболеванием предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования с усредненным показателем кратности применения 365 (то есть непрерывный мониторинг требуется постоянно). Полагает, что на основании указанного стандарта несовершеннолетняя К*** М.С. должна быть обеспечена ***

В возражениях на апелляционное представление Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционного представления отказать.

Лица, участвующие в деле, кроме прокурора, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о слушании дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, заявленного в интересах несовершеннолетней К*** М.С., страдающей *** ребенка-инвалида, суд первой инстанции исходил из того, что решения  врачебной комиссией   о необходимости применения К*** М.С. по жизненным показаниям    *** не  имеется.

С такими выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может, в связи с чем находит доводы апелляционного представления заслуживающим внимания.

Так, согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга               (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам. страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10)          ЕЮ - Е14).

Из материалов дела следует, что что   К****** М.С., *** года рождения, является ребёнком-инвалидом,  страдает ***, в связи с чем, наблюдается у врача-педиатра ГУЗ «Базарносызганская районная больница».

В период с 12.04.2021 по 21.04.2021 К*** М.С. находилась на стационарном лечении  в  эндокринологическом отделении ФГАОУВО «Российский национальный исследовательский  медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. В ходе госпитализации  план обследования выполнен в полном объеме. Проведена коррекция *** позволившая достичь улучшения состояния пациента Выписана в фазе клинико-метаболитической  компенсации.  Рекомендовано в числе прочего,  рассмотреть вопрос о применении ***

Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение  К*** М.С.  ***, с апреля 2021 не принимались.

Льготные рецепты на получение *** ГУЗ «Базарносызганская районная больница» не выписывались.

В связи с нуждаемостью ребенка-инвалида в системе *** родители К*** М.С. – Кадоева М.В. и Кадоев С.О. в период с августа по октябрь 2021 года приобрели за счет собственных средств указанные медицинские изделия в количестве *** на сумму 35 920 руб. Факт приобретения *** и несения расходов на указанную сумму документально подтверждается товарными и кассовыми чеками.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 6.2 установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона (куда включены инвалиды второй группы), набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Часть 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

Так, приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.

Согласно Клиническим рекомендациям по лечению ***, не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее ***, в силу указанного постановления, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска не имелось, в связи с чем принятое судом решение судебная коллегия не может признать правильным.

Вместе с тем, 17.06.2022 К*** М.С. достигла совершеннолетия, в связи с чем на дату рассмотрения апелляционного представления не имеется оснований возлагать на ответчиков обязанность по обеспечению ее в льготном порядке за счет средств областного бюджета медицинскими изделиями. В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционного представления в указанной части не имеется.

Относительно доводов апелляционного представления, касающихся взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежных средств в счет возмещения понесенных законным представителем К*** М.С. на приобретение ***, то в указанной части оно подлежит удовлетворению.

В силу ч.2 ст.330 ГПК РФ неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.

Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в возмещении понесенных расходов подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения, о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежных средств в размере 35 920 руб., затраченных на приобретение медицинских изделий (системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы Freestyle Libre), для несовершеннолетней Кадоевой М.С.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 января 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в интересах несовершеннолетней К*** *** к Министерству здравоохранения Ульяновской области, о  взыскании  денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в интересах несовершеннолетней К*** ***!% к Министерству здравоохранения Ульяновской области, о  взыскании  денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Кадоевой Марии Викторовны  денежные средства в размере 35 920 руб., затраченные на приобретение медицинских изделий (системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы: Freestyle Libre) для несовершеннолетней Кадоевой Миланы Сославовны.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи