Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости
Документ от 08.08.2022, опубликован на сайте 18.08.2022 под номером 101200, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-211/2022

73OS0000-01-2022-000197-35

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

8 августа 2022 года                                                                        г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению  Донсковой Александры Федоровны к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта  недвижимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Донскова А.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному  учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в котором просит восстановить срок на обращение  в суд с настоящим административным исковым заявлением, признать недостоверной кадастровую стоимость  жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере 16 075 225 руб. 64 коп., устранить в сведениях, содержащихся в ЕГРН, реестровую ошибку путем установления на период с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» (далее постановление Правительства Ульяновской области № 481-П) до даты внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости объекта недвижимости – одноэтажного жилого дома с кадастровым номером ***, площадью 172,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 1 586 504 руб. 10 коп., датой подачи заявления Донсковой А.Ф. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с  кадастровым номером *** считать 5 мая 2022 года.

В обоснование требований указала, что она является сособственником объекта недвижимости с кадастровым номером ***. Его кадастровая стоимость по состоянию на 17 ноября 2011 года утверждена в размере 16 705 225 руб. 64 коп.

Данная кадастровая стоимость объекта недвижимости является недостоверной, поскольку при её определении была учтена не площадь данного объекта, равная 172,4 кв.м, а площадь земельного участка, расположенного по адресу: ***,  – 1815,3 кв.м.

В связи с этим она обратилась с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области Далее – Комиссия). Комиссией вынесено решение № 73/05/2022-1 от 19 мая 2022 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием верных сведений об объекта недвижимости. Управлением Росреестра по Ульяновской области в письме в её адрес разъяснено, что в целях определения кадастровой стоимости объекта недвижимости  с кадастровым номером *** исходя из его площади 172,4 кв.м ей рекомендуется обратиться в суд.

С учетом удельного показателя кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, установленного постановлением Правительства Ульяновской области № 481-П, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости исходя из его площади 172,4 кв.м составит 1 586 504 руб. 10 коп.

Просит восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным иском на том основании, что о данной кадастровой стоимости она узнала в марте 2022 года при перерегистрации её прав на спорный жилой дом.

Судом привлечены к участию в  деле в качестве административного ответчика федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», администрация МО «Майнский район».

Представитель административного истца  Донсковой А.Ф. – Шондин В.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в возражениях на административный иск просит рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Ульяновской области, поскольку оно не является надлежащим административным ответчиком, в остальном оставляет решение по административному делу на усмотрение суда. 

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра»  в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, в возражениях на административный иск  просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что оставляет решение по делу на усмотрение суда. Считает, что учреждение подлежит исключению из числа ответчиков.

Представитель ОГБУ «ЦГКО»  в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований, указывая следующее. Поскольку с момента внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости  прошло более пяти лет, соответственно, в силу части 6 статьи 21  Федерального закона  «О государственной кадастровой оценке» заявление Донсковой А.Ф. об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не подлежит рассмотрению ОГБУ «ЦГКО». На законодательном уровне способом восстановления нарушенного права предусмотрено установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной  стоимости  в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона  «О государственной кадастровой оценке». 

Представители Правительства Ульяновской области, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, администрации МО «Майнский район»,  Левчева И.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав  материалы настоящего административного дела, выслушав доводы представителя административного истца Донсковой А.Ф. – Шондина В.Н., суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы.

Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в статье 66 Земельного кодекса РФ, для установления  кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель  проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Согласно абзацу 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (абзацы 11, 12 статьи 24.18).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума  Верховного  Суда  Российской  Федерации  от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Действующие в настоящее время часть 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) предусматривает, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Материалами дела установлено, что Донсковой А.Ф. принадлежит на праве общей долевой собственности ½ доля жилого дома, площадью 172,4  кв.м, кадастровый номер  ***, расположенного по адресу: ***.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 1815,3 кв.м, расположенном по адресу: ***.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области, по состоянию на 17 ноября 2011 года, утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» и внесены в  государственный кадастр недвижимости. В строке  1616 приложения № 7 к данному постановлению указана кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером  *** в размере 16 705 225 руб. 64 коп.

Сведения об указанной кадастровой  стоимости  объекта  недвижимости с кадастровым номером  ***  внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Донскова А.Ф. через представителя Нихаенко В.Я. обратилась  в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта  недвижимости  с кадастровым номером ***   по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Комиссией по результатам рассмотрения указанного заявления было установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, а именно о  его площади  - 1815,3 кв.м, в связи с чем было принято 19 мая 2022 года  решение № 73/05/2022-1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием сведений о площади объекта недвижимости 172,4 кв.м.

В сопроводительном письме к данному решению Управлением Росреестра по Ульяновской области, направленному в адрес Нихаенко В.Я., рекомендовано в связи с истечением срока гарантийных обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 8 ноября 2011 года №155Д  по выполнению оценщиками работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости,  обратиться с решением Комиссии в суд.

Донскова А.В. обратилась в суд с настоящим административным иском о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости с кадастровым номером ***.  

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, суд на основании приведенных положений действующего законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации считает заявленные административным истцом исковые требований подлежащими удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 1 ноября 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1 ноября 2017 года. Административный иск подан Донсковой А.Ф. в суд 11 июля 2022 года, то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость объекта недвижимости, исходя из которой подлежат расчету  налоговые платежи, является актуальной до настоящего времени. Очередная государственная кадастровая оценка в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами. Суд находит заслуживающими внимания доводы представителя административного истца о том, что утвержденная кадастровая стоимость жилого дома нарушает право  Донсковой А.Ф. на отчуждение принадлежащей ей доли этого жилого дома.

Как следует из возражений на административный иск Управления Росреестра по Ульяновской области, приложенных к ним документов  заказчиком работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на основании государственного контракта № 155Д от 8 ноября 2011 года являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, исполнителем по данному государственному контракту  являлось ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», а исполнителем работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Ульяновской области – ООО «Консалтинговая группа «ЭКСПЕРТ» ООО «Эксперт групп».

По результатам исполнения государственного контракта № 155Д от 8 ноября 2011 года был подготовлен отчет № 34К-12 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области от 8 июня 2012 года, который утвержден ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и  ООО «Эксперт групп».

Согласно  Приложению 6.6 «Сводные результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости муниципальный район Майнский» указанного отчета № 34К-12 в сводные результаты государственной кадастровой оценки  объектов недвижимости данного муниципального района по состоянию на 17 ноября 2011 года включен в том числе:

- под порядковым номером 1616  здание жилого дома, площадью 1815,3 кв.м, кадастровый номер ***, расположенное по адресу: ***,  определены  удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости  в  размере  9202 руб. 46 коп. и кадастровая стоимость – 16 705 225 руб. 64 коп.;

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области по состоянию на 17 ноября 2011 года утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области».

Данным постановлением утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (приложение № 7), в том числе и объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 16 705 225 руб. 64 коп.

Однако согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***, иным правоустанавливающим документам, подтверждающим право общей долевой собственности Донсковой А.Ф. на ½ долю указанного объекта недвижимости (копии договора 03-2002 на передачу доли дома с надворными постройками в собственность граждан в порядке приватизации от 5 февраля 2002 года, копии свидетельства о праве на наследство по закону от 6 февраля 2006 года, копии свидетельства о государственной регистрации права серии 73АТ № 366314 от 25 апреля 2006 года)  площадь жилого дома с кадастровым номером *** составляет 172, 4 кв.м.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 16 705 225 руб. 64 коп., утвержденная  постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области», является недействительной вследствие того, что при её определении были использованы недостоверные сведения о площади жилого дома, а именно, в расчете кадастровой стоимости была учтена площадь в размере 1815,3 кв.м, которая соответствует площади земельного участка при данном домовладении, тогда как площадь жилого дома с кадастровым номером *** составляет 172,4 кв.м.

С учетом этого, суд считает необходимым требования административного истца удовлетворить, признать недействительной указанную кадастровую стоимость объекта недвижимости и установить его кадастровую стоимость с даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П, то есть  по состоянию на 17 ноября 2011 года, в размере 1 586 504 руб. 10 коп., рассчитав её исходя из площади объекта недвижимости 172,4 кв.м. и удельного показателя  его кадастровой стоимости в  размере  9202 руб. 46 коп.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Донсковой Александры Федоровны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта  недвижимости удовлетворить.

Восстановить Донсковой Александре Федоровне пропущенный срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта  недвижимости – жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости объекта  недвижимости – жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 16 705 225 руб. 64 коп. в связи с недостоверными  сведениями о площади жилого дома, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Установить в отношении объекта  недвижимости – жилого дома с кадастровым номером ***, площадью 172,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, кадастровую стоимость по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 1 586 504 руб. 10 коп.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать  11 июля 2022 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                              О.Е.Кинчарова