Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности предоставить документы
Документ от 02.08.2022, опубликован на сайте 15.08.2022 под номером 101131, 2-я гражданская, о защите прав потребителя, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-000019-06

Судья Жилкина А.А.                                                                            Дело № 33-2818/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       2 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Парфеновой И.А., Костенко А.П.,

при секретаре Котельниковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-630/2022 по апелляционной жалобе акционерного общества «Альфа-Банк» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 марта 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования Региональной правозащитной общественной организации потребителей Ульяновской области «Общественный контроль» в интересах Ильдиряковой Ксении Андреевны к акционерному обществу «Альфа-Банк» о возложении обязанности предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа удовлетворить частично.

Обязать акционерное общество «Альфа-Банк» предоставить Ильдиряковой Ксении Андреевне на русском языке копию «Руководства по обратному начислению денежных средств» Международной платежной системы «Мастеркард».

Взыскать с акционерного общества «Альфа-Банк» в пользу Ильдиряковой Ксении Андреевны компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф в размере 250 руб., судебные расходы по направлению претензии в размере 300 руб.

Взыскать с акционерного общества «Альфа-Банк» в пользу Региональной правозащитной общественной организации потребителей Ульяновской области «Общественный контроль» штраф в размере 250 руб.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с акционерного общества «Альфа-Банк» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Региональная правозащитная общественная организация потребителей Ульяновской области «Общественный контроль» в интересах потребителя Ильдиряковой К.А. обратилась в суд с иском к АО «Альфа-Банк» о возложении обязанности предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано на то, что на имя потребителя Ильдиряковой К.А. открыта кредитная карта № *** в Банке-эмитенте - АО «Альфа-Банк» с указанием на использование международной платежной системы MasterCard.

30 ноября 2021 г. Ильдирякова К.А. обратилась с требованием о предоставлении ей «Руководства по обратному начислению средств» международной платежной системы MasterCard на русском языке, в связи с тем, что на русском языке данное руководство в свободном доступе отсутствует. Просила уведомить её о рассмотрении её заявления по мобильной связи, электронной почтой, почтовой корреспонденцией.

Истребованное Руководство Ильдиряковой К.А. представлено не было, кроме того АО «Альфа-Банк» никак не уведомляет своих клиентов о существовании такой услуги.

Полагает, что АО «Альфа-Банк», выпуская платежные карты с использованием международных платежных систем, в данном случае MasterCard, безоговорочно приняло «Правила платежных систем», согласно которым международные платежные системы предоставляют услугу обратного начисления денежных средств. «Руководство по обратному начислению денежных средств» является неотъемлемой частью Правил международных платежных систем, следовательно, ответчик был обязан предоставить держателю карты все сервисы и услуги данных международных платежных систем в полном объеме согласно их Правилам, опубликованным в открытом доступе на официальном сайте.

Считает, что Ильдирякова К.А., являясь потребителем, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» имеет право получить информацию об оказываемых финансовой организацией услугах на русском языке, следовательно, истребованное ею Руководство об услуге «чарджбэк», отсутствующее в свободном доступе, должно быть ей предоставлено.

Учитывая нарушение прав потребителя в части непредоставления необходимой информации об оказываемой услуге, полагает, что Ильдирякова К.А. вправе требовать взыскания компенсации морального вреда, а также штрафа.

Истец просил возложить на ответчика обязанность предоставить «Руководство по обратному начислению средств» международной платежной системы MasterCard на русском языке, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере      10 000 руб., почтовые расходы в сумме 300 руб., штраф.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Мастеркард».   

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе АО «Альфа-Банк» просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что на дату рассмотрения дела судом первой инстанции «Руководство по обратному начислению денежных средств» Международной платежной системы MasterCard на дату рассмотрения дела судом первой инстанции было размещено в свободном доступе на официальном сайте MasterCard, в том числе и на русском языке.

Кроме того, сообщает, что в заявлении от 6 марта 2022 г. компания MasterCard объявила о приостановке оказания услуг своей платежной системы в России, в связи с чем карты больше не обслуживаются через платежную систему MasterCard. В связи с указанными обстоятельствами регламентные документы компании MasterCard частично удалены с сайта, в том числе и «Руководство по обратному начислению денежных средств» Международной платежной системы MasterCard.

Указывает, что в действиях истицы имеется злоупотребление правом, поскольку она, не имея никаких правовых оснований, просит предоставить ей документы, которые по существу не регулируют гражданско-правовые отношения между истицей и ответчиком и не являются документом банка, который банк обязан предоставить клиенту в рамках банковского обслуживания.

Полагает, что поскольку требования об обязании предоставить «Руководство по обратному начислению средств» Международной платежной системы MasterCard незаконны, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки или наличия иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению, не представили, поэтому судебная коллегия, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. 

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1).

Указанная в пункте 1 данной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).

В силу статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Из материалов дела следует, что Ильдирякова К.А. является держателем кредитной карты № ***, открытой на её имя в банке эмитенте - АО «Альфа-Банк».

Судом первой инстанции установлено, что АО «Альфа-Банк» выпускает банковские карты с указанием международной платежной системы MasterCard и с возможностью использования сервиса и услуг данной международной платежной системы, тем самым, как участник платежной системы, банк присоединился к Правилам платежной системы MasterCard по осуществлению операций на территории Российской Федерации, соответственно, обязан предоставлять держателю банковской карты (в данном случае истице) все сервисы и услуги международной платежной системы MasterCard в полном объеме, в том числе и в части предоставления надлежащей информации относительно оказываемых услуг.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что АО «Альфа-Банк» приняло Правила международной платежной системы MasterCard, а истица, как клиент банка, вправе потребовать предоставления ей в доступной форме информации об услугах, оказываемых ответчиком в рамках заключенного договора о комплексном банковском обслуживании с использованием международной платежной системы MasterCard, в связи с чем суд правильно указал, что АО «Альфа-Банк» является надлежащим ответчиком и на данные правоотношения распространяется действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Выводы суда основаны на положениях пунктов 1-3 статьи 845, пунктов 1, 2 статьи 847, пункта 1 статьи 848 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1, пункта 1 статьи 4, подпункта 1 пункта 5 статьи 15, пункта 7 статьи 20 Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ.

Правильно установив значимые для дела обстоятельства и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворил заявленные истцом требования, с чем судебная коллегия соглашается.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и установленным обстоятельствам, оснований для признания их неправильными не имеется.

Поскольку судом было установлено нарушение прав Ильдиряковой К.А. как потребителя, суд обоснованно взыскал с ответчика в соответствии со статьями 13 и 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» компенсацию морального вреда и штраф.

Руководствуясь статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно взыскал с ответчика судебные расходы.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что на дату рассмотрения дела судом первой инстанции «Руководство по обратному начислению денежных средств» Международной платежной системы MasterCard было размещено в свободном доступе на официальном сайте MasterCard, в том числе и на русском языке, а также на то, что в заявлении от 6 марта 2022 г. компания MasterCard объявила о приостановке оказания услуг своей платежной системы в России, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и основанием к отмене решения суда не являются.

Доводы апелляционной жалобы о злоупотреблении истицей своим правом судебной коллегией отклоняются, поскольку не представлены доказательства того, что предъявление истицей данного иска носит заведомо недобросовестный характер, имеет целью причинить вред другому лицу или совершено в обход закона с противоправной целью.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Альфа-Банк» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 августа 2022 г.