Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 02.08.2022, опубликован на сайте 10.08.2022 под номером 101044, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-001074-42

Судья Грачева Т.Л.                                                                          Дело №33-2967/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       2 августа 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 марта 2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 11 мая 2022 года об исправлении описки, по делу №2-1084/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить.

Возложить на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить - *** Афанасьева Михаила Федоровича, *** года рождения, в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации №785.8.73/2021 к протоколу проведения МСЭ №*** от 12.08.2021, разработанной Бюро №8 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» техническим средством реабилитации ***.

Взыскать с ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Афанасьева Михаила Федоровича, *** года рождения, в счет компенсации морального вреда 2000 руб.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Афанасьева М.Ф. к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.

В обоснование административного иска указано, что Афанасьев М.Ф. является *** ***. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 12.08.2021 истцу в качестве технического средства реабилитации рекомендованы ***. Необходимое техническое средство реабилитации Афанасьевым М.Ф. самостоятельно не приобреталось вследствие трудного материального положения.

Прокурор просил обязать ГУ - УРО ФСС РФ обеспечить *** Афанасьева М.Ф., *** года рождения, в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации №785.8.73/2021 к протоколу проведения МСЭ №*** от 12.08.2021, разработанной Бюро №8 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» техническим средством реабилитации - *** и взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

В обоснование жалобы указывает, что в информационной базе регионального отделения Афанасьев М.Ф. зарегистрирован на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с заявлением от 28.09.2021 и индивидуальной программой реабилитации №785.8.73/2021 к протоколу проведения МСЭ от 12.08.2021 на обеспечение техническими средствами реабилитации.

В целях обеспечения Афанасьева М.Ф. *** 23.03.2022 региональным отделением был размещен запрос о предоставлении ценовой информации на поставку *** в 2022 году. На данный запрос поступило достаточное количество коммерческих предложений для формирования начальной максимальной цены контракта. В настоящее время готовится документация для объявления процедуры закупки на поставку данных изделий. После определения победителя с ним будет заключен государственный контракт, в соответствии с которым заявитель будет обеспечен необходимым техническим средством реабилитации.

Полагает, что оснований для компенсации морального вреда не имеется, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие ухудшение состояния здоровья Афанасьева М.Ф. и причинения ему нравственных страданий вследствие несвоевременного обеспечения техническим средством реабилитации.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Как установлено судом, Афанасьев М.Ф. является *** ***. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №785.8.73/2021 к протоколу проведения МСЭ №*** от 12.08.2021, разработанной бюро №8 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, истцу в качестве технического средства реабилитации рекомендованы ***.

28.09.2021 Афанасьев М.Ф. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении данного технического средства реабилитации, однако по состоянию на дату принятия судом решения, истец не был обеспечен средством реабилитации. Действия, направленные на приобретение технического средства (в виде запроса ценовой информации), начали совершаться ответчиком только 23.03.2022, после принятия судом решения по делу.

Истцом необходимое техническое средство реабилитации самостоятельно не приобреталось вследствие материального положения, недостаточности денежных средств на его приобретение.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Согласно ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе: специальные средства для самообслуживания.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р утвержден Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включено указанное в иске прокурора техническое средство реабилитации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения Афанасьев М.Ф. не был ***, в котором нуждается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данным средством реабилитации.

Принятие ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не может служить основанием для отмены решения суда.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением Афанасьева М.Ф. техническим средством реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере 2000 руб.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 марта 2022 года, с учетом определения судьи того же суда от 11 мая 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.08.2022.