Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О разработке схемы водоснабжения и водоотведения
Документ от 26.07.2022, опубликован на сайте 10.08.2022 под номером 101041, 2-я гражданская, о возложении обязанности разработать в соответствии с действующим законодательством схему водоснабжения и водоотведения МО Барановское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-01-2022-000313-84

Судья Янина И.В.                                                                         Дело № 33а-3013/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         26 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2022 года по делу №2а-1-172/2022, по которому постановлено:

административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Николаевский район» Ульяновской области в течение 1 года с момента вступления настоящего решени суда в законную силу разработать в соответствии с нормами действующего законодательства и представить для утверждения в уполномоченный орган:

Схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Барановское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области,

Схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Дубровское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области,

Схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Никулинское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области,

Схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Поспеловское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области,

Схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Сухотерешанское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Сапаровой Р.Х., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

определила :

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области о возложении обязанности разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения сельских поселений.

В обоснование требований указал, что на территории муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области находится пять сельских поселений: Барановское, Поспеловское, Никулинское, Сухотерешанское, Дубровское.

В Барановском сельском поселении Николаевского района Ульяновской области для водоснабжения используются подземные источники воды (4 артезианских скважины и каптированный родник). Централизованным водоснабжением обеспечено 73% населения.

На территории Поспеловского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области для водоснабжения используются подземные источники воды (3 водозаборных скважины и 1 каптаж). Централизованным водоснабжением обеспечено 65% населения.

На территории Никулинского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области для водоснабжения используются 7 водозаборных скважин и 2 каптажа.

На территории Сухотерешанского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области для водоснабжения используются 3 артезианских скважины. Централизованным водоснабжением обеспечено 55% населения.

На территории Дубровского сельского поселения Николаевского района Ульяновской области для водоснабжения используются 3 каптажа. Централизованным водоснабжением обеспечено 65% населения.

Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена правовая оценка решений Советов депутатов указанных сельских поселений «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований, в ходе которой установлено, что схемы водоснабжения и водоотведения приняты с нарушениями требований законодательства, а именно: на период до 2023 года не содержат разделов, установленных п.5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782, а также необходимых сведений во всех разделах, установленных п.п. 6-14 указанных Требований.

Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой на решения Совета депутатов муниципальных образований сельских поселений об утверждении схем водоснабжения и водоотведения внесены представления в адрес администраций сельских поселений, а также представление в адрес администрации муниципального образования Николаевский район» Ульяновской области о ненадлежащей организации исполнения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в сельских поселениях.

Из ответа на представления следует, что полномочия в части организации водоснабжения и водоотведения переданы сельским поселениям на основании соглашений, согласно которым к ведению поселений переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения, водоотведения: организация деятельности по рациональному использованию воды; участие в капитальном ремонте водоисточников (скважины, водопроводы). Таким образом, действующими соглашениями сельским поселениям не переданы полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения.

До настоящего времени нарушения законодательства не устранены.

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области разработать и утвердить в соответствии с нормами действующего законодательства в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу схемы водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Барановское сельское поселение, Поспеловское сельское поселение, Никулинское сельское поселение, Сухотерешанское сельское поселение, Дубровское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Совет депутатов муниципального образований «Николаевский район» Ульяновской области, администрации муниципальных образований Барановское сельское поселение, Поспеловское сельское поселение, Никулинское сельское поселение, Сухотерешанское сельское поселение, Дубровское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Считает администрацию района ненадлежащим ответчиком по делу. Схемы водоснабжения и водоотведения должны быть разработаны администрациями сельских поселений и утверждены решениями Совета депутатов сельских поселений. Ссылается на решение Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области от 22.11.2021 №195 «О передаче части полномочий», которым в сельские поседения были переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также по утверждению документов территориального планирования.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150. ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч.4 ст.14 данного федерального закона).

Согласно ч.1 и ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, включая утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, схемы водоснабжения и водоотведения муниципальных образований сельских поселений, находящихся на территории Николаевского района Ульяновской области надлежащим образом не разработаны и не утверждены.

В ходе проверок, проведенных Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что схемы водоснабжения и водоотведения территорий муниципальных образований сельских поселений Николаевского района Ульяновской области не имеют разделов, установленных п.5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также необходимых сведений во всех разделах п.п. 6-14 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.

Между администрацией муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области и администрациями муниципальных образований Барановское сельское поселение, Поспеловское сельское поселение, Никулинское сельское поселение, Сухотерешанское сельское поселение и Дубровское сельское поселение заключены соглашения о передаче полномочий по организации в границах поселений водоснабжения населения, а именно: организации деятельности по рациональному использованию воды, участию в капитальном ремонте водоисточников (скважины, водопроводы).

Принимая решение по делу, суд первой инстанции, надлежаще оценив представленные в дело доказательства, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к верному выводу о том, что действия по разработке схем водоснабжения и водоотведения сельских поселений не относятся к вопросам организации водоснабжения населения и водоотведения, переданным администрацией района администрациям сельских поселений на основании указанных соглашений, поскольку последние не предусматривают передачи на уровень поселений полномочий муниципального района по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселения.

Доводы в апелляционной жалобе об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании приведенных норм права и установленных судом обстоятельств. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматирвает.

Обжалуемое решение суда является правильным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.08.2022.