Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ликвидация организации
Документ от 05.08.2022, опубликован на сайте 08.08.2022 под номером 101037, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-198/2022

73OS0000-01-2022-000177-95

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

5 августа 2022 года                                                                          г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновскому областному отделению Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление Минюста РФ по Ульяновской области) обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о ликвидации Ульяновского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (далее – УОО «ВООП») и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указало на то, что в нарушение абзаца 3 части 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях УОО «ВООП» ежегодно не публикует отчеты об использовании своего имущества и не обеспечивает доступность ознакомления с указанными отчетами.

В нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» УОО «ВООП» не исполнило обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2019-2020 годы.

В адрес УОО «ВООП» были направлены письменные предупреждения об устранении выявленных нарушений: от 27 июля 2021 года со сроком устранения до 15 ноября 2021 года; от 16 ноября 2021 года со сроком устранения до 26 января 2021 года.

В предоставленный срок УОО «ВООП»  не устранило указанные нарушения. В связи с этим постановлениями мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Ульяновска от 17 февраля 2022 года по делам № 5-109/2022 и № 5-110/2022 УОО «ВООП» и его руководитель Петров П.В. были признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ. До настоящего времени нарушение  не устранено.

Пунктом 3 ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» и подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Вместе с тем Петров П.В., являющийся участником и председателем Совета Правления УОО «ВООП»  включен в указанный перечень.

В адрес УОО «ВООП» было направлено письменное предупреждение об устранении выявленного нарушения от 6 октября 2021 года со сроком исполнения до 20 декабря 2021 года. Однако нарушения устранены не были. В связи с этим постановлениями мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 18 января 2022 года по делам № 5-32/2022 и № 5-33/2022 УОО «ВООП» и его руководитель Петров П.В. были признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. На момент обращения в суд с иском нарушение не устранены.

В связи с этим Управление Минюста РФ по Ульяновской области на основании подпункта 3 пункта 3 ст. 61 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» просило ликвидировать УОО «ВООП» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В ходе рассмотрения дела представитель Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области Бахматова Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Указала при этом, что в письменном виде документы, предусмотренные абзацем 3 части 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», а также п. 3.2  ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обществом в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области представлены. Обращение в суд с настоящим иском вызвано отсутствием публикации указанных документов.

Петров П.В. в ходе рассмотрения дела требования Управления Минюста РФ по Ульяновской области не признал. Указал на то, что на настоящий момент его полномочия как председателя Совета УОО «ВООП» прекращены. Он вышел из состава УОО «ВООП». Факт отсутствия публикации документов признал, но указал на то, что в настоящее время действия по опубликованию данных документов им предпринимаются.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны природы», Грохотов Ю.П.,  Алиуллов М.Р., Атоева Е.В.,  Пархомчук Д.В.

Указанные лица, а также представитель Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях».

В ходе рассмотрения дела установлено, что Ульяновское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (далее также УОО «ВООП») зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области в качестве некоммерческой организации 23 сентября 2009 года. Запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРН 1 октября 2009 года за основным государственным регистрационным номером 1097300000709. 

На момент обращения истца в суд с настоящим иском Председателем Совета УОО «ВООП» являлся Петров П.В.

В соответствии с абзацем 3 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Данная обязанность УОО «ВООП» не исполнена, что не отрицалось представителем организации Петровым П.В. в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Данная обязанность обществом также не исполнена, что не отрицалось представителем общества в ходе рассмотрения дела.

Оценивая данные нарушения как снования для ликвидации общества, суд приходит к следующему.

Нарушение обществом положений  абзаца 3 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» - отсутствие ежегодной публикации общественным объединением отчета об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, не может являться основанием для его ликвидации.

В соответствии с абзацем 11 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов дела следует, что 27 июля 2021 года в адрес УОО «ВООП» Министерством юстиции РФ по Ульяновской области было направлено предупреждение об устранении нарушений  действующего законодательства. В качестве нарушений указано нарушение абзаца 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»:

- общество не информировало Управление Минюста РФ по Ульяновской области  о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- нарушение абзаца восьмого части первой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», абзаца 1 пункта 3, пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - непредоставление  отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- нарушение абзаца 1 пункта 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - неисполнение обязанности по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставление средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Обществу был предоставлен срок до 15 ноября 2021 года для устранения недостатков.

Данное предупреждение было направлено по адресу нахождения Общества, а также его руководителю Петрову П.В. 28 июля 2021 (л.д. 81-82). Письмо, направленное в адрес общества, вернулось за истечением срока хранения. Письмо, направленное в адрес Петрова П.В., было получено им 9 августа 2021 года. В указанный срок недостатки устранены не были.

16 ноября 2021 года в адрес общества и его руководителя было направлено предупреждение об устранение нарушений абзаца 1 пункта 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - неисполнение обязанности по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (за 2018-2020 года). Предоставлен срок до 26 января 2022 года для устранения нарушений.

18 ноября 2021 года указанное предупреждение было направлено по адресу нахождения общества и его руководителя (л.д. 94-95).

22 ноября 2021 года предупреждение было вручено Петрову П.В. (л.д. 97). Почтовое отправление,  направленное  по месту нахождения общества, возвращено за истечением срока хранения.

Поскольку в установленный срок нарушения устранены не были, общество и руководитель Петров П.В. были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (постановления мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Ульяновска от 17 февраля 2022 года по делам № 5-109/2022 и № 5-110/2022). 

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что  при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке.

При проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений

Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.

В частности, указанный в вынесенном в адрес религиозного объединения, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения политической партии либо другого общественного объединения или некоммерческой организации предупреждении (представлении) срок не может быть менее одного месяца, в адрес политической партии - не менее двух месяцев, в случае вынесения предупреждения об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности - не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения (подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, пункт 5 части 2 статьи 38, статья 42 Закона об общественных объединениях, пункт 4 статьи 25 Закона о свободе совести, пункты 1, 2 статьи 39 Закона о политических партиях, статья 7 Закона о противодействии экстремистской деятельности) (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Анализируя данное предупреждение, суд находит его обоснованным. Предоставленный обществу и его руководителю срок для устранения выявленных нарушений соответствует положениям законодательства.

В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям.

Суд приходит  к выводу, что вышеприведенные нарушения законодательства не могут являться основанием для ликвидации общества.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области в ходе рассмотрения дела не отрицала, что предусмотренные п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» документы в письменном виде обществом в Министерство юстиции РФ по Ульяновской области представлены. Обращение в суд с настоящим иском вызвано  тем, что указанные документы общество не размещает на официальном сайте Минюста России в сети Интернет или в средствах массовой информации. Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческой организации утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 7 октября 2010 года № 252.

В ходе рассмотрения дела руководитель общества предпринимал попытки размесить документы на сайте Министерства юстиции РФ. В материалы дела ответчиком представлены скриншоты с сайта Министерства юстиции РФ,  а также обращение от 2 августа 2022 года к руководителю Управления Минюста РФ в Ульяновской области с просьбой об оказании содействия в размещении документов на сайте Министерства юстиции. 

Допущенные обществом нарушения носят устранимый характер, в связи с чем ликвидация общества только по этому основанию будет несоразмерной допущенному нарушению.

Еще одним основанием для ликвидации общества заявлено нарушение  подпункта 2 пункта 1.2 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», которым предусмотрено, что не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 2 пункта 3 ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Петров П.В. включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска от 21 ноября 2021 года Перов П.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 280,ч. 2 ст.280 УК РФ – совершение публичного призыва к осуществлению экстремистской деятельности, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных  сетей, в том числе сети «Интернет».

Данный приговор оставлен без изменения  апелляционным определением Ульяновского областного суда от 2 февраля 2022 года.

8 октября 2021 года в адрес УОО «ВООП» и Петрова П.В. было направлено предупреждение  (л.д. 89) от 6 октября 2021 года  об устранении указанного нарушения в срок до 20 декабря 2021 года. Данное предупреждение было получено Петровым П.В. 19 октября 2021 года, однако в установленный в предупреждении срок нарушение устранено не было. 

Поскольку в указанный срок нарушения закона устранены не были, постановлениями мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Ульяновска от 18 января 2022 года по делам № 5-32/2022 и 5-33/2022 Председатель Совета УОО «ВООП» Петров П.В. и УОО «ВООП» были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним:

признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

осуществление общественной организацией, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.

В п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 64 разъяснено, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

В данном случае суд считает допущенное нарушение грубым.

Вместе с тем на момент рассмотрения дела Председатель Совета УОО «ВООП»  Петров П.В. вышел из числа участников (учредителей) УОО «ВООП». Данное обстоятельство подтверждено  сведениями из ЕГРЮЛ. Указанные изменения были внесены в ЕГРЮЛ 4 августа 2022 года.

Кроме того, суду представлен протокол общего собрания УОО «ВООП» № 63 от 3 августа 2022 года, согласно которому прекращены полномочия действующего Председателя Совета УОО «ВООП» Петрова П.В., новым председателем Совета избран Л***. 

Указанные документы сданы в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области для внесения соответствующих изменений в учредительные документы УОО «ВООП». Факт получения Управлением Минюста РФ по Ульяновской области указанных документов представитель Управления Минюста РФ по Ульяновской области в ходе рассмотрения дела не отрицала.

При таких обстоятельствах суд считает нецелесообразной ликвидацию УОО «ВООП».

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

отказать в удовлетворении административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновскому областному отделению Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                              Т.П. Трифонова

 

Решение изготовлено 8 августа 2022 года.