Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение системой мониторирования гликемии
Документ от 26.07.2022, опубликован на сайте 10.08.2022 под номером 101015, 2-я гражданская, об обязании выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2022-003401-80

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                     Дело №33-2923/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         26 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22 апреля 2022 года по делу №2-1245/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего *** к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать ***, *** года рождения, льготные рецепты на обеспечение ***

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать ***, *** года рождения, на основании выписанных рецептов системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего ***. обратился в суд с иском к ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании выписывать льготные рецепты и обеспечить системой непрерывного мониторинга гликемии.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка по обращению Старостиной О.В., действующей в интересах ребёнка-инвалида ***., *** года рождения, страдающего хроническим заболеванием *** в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Установлено, что несовершеннолетний ***. является ребёнком-инвалидом в связи с наличием диагноза ***».

Протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» от 03.03.2022 №26/146 принято решение о нуждаемости *** в применении системы непрерывного ***).

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение ***. системой непрерывного мониторинга гликемии, не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного ***) ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» поликлиническое отделение №1 выписываются в рукописном виде и не являются основанием для получения указанной системы.

Прокурор просил возложить на ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» обязанность выписывать *** льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного ***); обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить ***. системой непрерывного *** в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.

Указывает, что решение принято на основании утративших силу нормативно-правовых актов, в частности: приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 №328, приказа Минздрава РФ от 14.01.2019 №4н, постановления Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П.

Несмотря на то, что ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» провело врачебную комиссию, которая определила нуждаемость пациента в медицинском изделии, однако выписывать его больница не может, поскольку оно не включено в льготный перечень.

Ссылается на то, что ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с положениями учредительных документов, поэтому все обязательства, в том числе касающиеся выписки и предоставления изделий согласно медицинским показателям возлагаются на указанное лечебное учреждение.

На основании положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №3053-р от 31.12.2018 «Об утверждении перечня медицинских изделий, импланируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» выписка медицинского изделия «ФристайлЛибра» не производится. Закупка непрерывных систем мониторинга глюкозы не исключает применения тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. Приложением №1 к постановлению Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на которое ссылается административный истец, не предусмотрены подобные средства диагностики глюкозы в крови. Средствами диагностики согласно вышеуказанному распоряжению Правительства РФ №3053-р от 31.12.2018 являются тест-полоски для определения содержания глюкозы.

Ссылку прокурора на эпикриз считает несостоятельной, поскольку согласно ст.70 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. При этом прокурор не указывает на экстренность оказания медицинской помощи.

Ссылается на то, что закупка иностранного медицинского изделия «ФристайлЛибра» (производство США) невозможна ввиду наличия запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.

Не соглашается с взысканием с Министерства компенсации морального вреда, так как сенсор мониторирования глюкозы не включен в перечень льготного обеспечения на основании распоряжения Правительства РФ №3053-р от 31.12.2018. Его закупка приведет к нарушению бюджетного законодательства, нецелевому расходованию бюджетных средств, привлечению Министерства к административной ответственности.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) ЕЮ - Е14).

Как установлено судом, ***., *** года рождения, является инвалидом категории «***» (справка МСЭ серия МСЭ-2018 №0855294), инвалидность установлена 16.06.2020, страдает заболеванием ***, состоит на диспансерном учете с указанным диагнозом.

Врачебной комиссией ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» от 03.03.2022 №26/146 принято решение о нуждаемости ***. в применении системы непрерывного мониторинга ***

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение ***. системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» не выписываются.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 №805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении сахарного диабета у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-*** *** суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартами медицинской помощи детям при осложненных формах ***, утвержденными приказом Минздрава РФ №1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение сахарного диабета относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие заключения врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» от 03.03.2022 №26/146 о нуждаемости ***. в применении системы непрерывного мониторинга *** которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень глюкозы в крови, применение такого датчика позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня глюкозы в крови и предотвращать нежелательные последствия заболевания.

Непрерывный мониторинг глюкозы *** зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в обеспечении несовершеннолетнего *** как ребенка, страдающего социально значимым заболеванием *** за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанным изделием медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Решение о том, что закупка Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия медицинского назначения и препаратов должна производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», в котором несовершеннолетний ***. состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

На защиту, в том числе прав и законных интересов несовершеннолетнего *** направлено принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва постановление от 24.11.2021 №249-8 ГД «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект №1258295-7), которым Правительству Российской Федерации рекомендовано провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы *** и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.

Доводы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в решении суда имеются ссылки на недействующие нормативные акты, не могут служить основанием к отмене по существу правильного судебного решения.

Несогласие в жалобе на ссылку прокурора на эпикриз не имеет существенного значения, поскольку нуждаемость несовершеннолетнего ***. в применении системы непрерывного мониторинга гликемии установлена заключением врачебной комиссии.

Ссылка в жалобе на наличие запрета на закупку иностранного медицинского изделия непрерывного мониторинга гликемии также не служит основанием для отмены принятого по делу решения в силу приведенных выше обстоятельств. Вопросы исполнения решения подлежат разрешению на стадии исполнительного производства.

Ссылка в жалобе на отсутствие оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда является несостоятельной, поскольку компенсация морального вреда с Министерства судом не взыскана, такого требования прокурором не заявлялось и, соответственно, оно не было предметом рассмотрения суда.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные сторонами доказательства, надлежаще применены нормы права. регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.08.2022.