Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 12.07.2022, опубликован на сайте 22.07.2022 под номером 100575, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова О.В.                                                    73RS0001-01-2022-000716-49

Дело № 33-2373/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   12 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-894/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 марта 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 31 марта 2022 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования Малашихиной Ирины Валентиновны удовлетворить.      

 

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить в специальный стаж Малашихиной Ирины Валентиновны период осуществления трудовой деятельности с 09.07.2001 по 31.08.2003 в должности помощника врача – эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора Медицинского отдела УВД Ульяновской области и назначить Малашихиной Ирине Валентиновне досрочную страховую пенсию по старости с 10 ноября 2021 года. 

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Малашихиной И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Малашихина И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда РФ по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что она 10.11.2021 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением №279567/21 от 28.12.2021 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013. Не засчитан в льготный стаж период работы с 09.07.2001 по 31.08.2003 в должности помощника врача – эпидемиолога санитарно-эпидемиологического надзора Медицинского отдела УВД Ульяновской области, поскольку такое наименование учреждения не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.  Отказ в назначении пенсии ставит её в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную трудовую деятельность. В действующем в настоящее время Списке от 29.10.2002 №781 предусмотрены поликлиники всех наименований, медико-санитарная часть, госпитали  всех наименований, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора независимо от территориальной и ведомственной принадлежности. Согласно постановлению Минтруда РФ от 03.10.2002 №69 установлено тождество наименования «медико-санитарный отдел» (медсанотдел) наименованию   учреждения «центральная медико-санитарная часть».

Малашихина И.В. просила обязать ответчика включить ей в льготный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью период работы с 09.07.2001 по 31.08.2003 в должности помощника врача – эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора при УВД и обязать назначить ей досрочную пенсию по старости с 11.11.2021 – с даты подачи заявления о назначении пенсии.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что период работы Малашихиной И.В. в должности помощника врача-эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора Медицинского отдела УВД Ульяновской области с 09.07.2001 по 31.08.2003 в выписке из индивидуального лицевого счета отражен на общих основаниях. Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 предусмотрен исчерпывающий перечень структурных подразделений организаций, работа в которых засчитывается в специальный стаж на общих основаниях. Центр санитарно-эпидемиологического надзора в данном перечне не предусмотрен. Согласно исторической справке, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица Медицинский отдел УВД Ульяновской области, в составе которого входил Центр санитарно-эпидемиологического надзора, реорганизован в Лечебно-профилактическое учреждение «Госпиталь при Управлении внутренних дел Ульяновской области с 14.08.2003. Таким образом, суд необоснованно включил в специальный стаж указанный период работы истицы.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

10.11.2021 Малашихина И.В. обратилась в ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

28.12.2021 пенсионным органом принято решение об отказе в установлении Малашихиной И.В. пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа.

Полгая отказ незаконным, Малашихина И.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Малашихиной И.В., не установлено.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).

В названном Списке должностей и учреждений указан помощник врача-эпидемиолога.

В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы медико-санитарные части.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Как установлено судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела, медицинское учреждение, в котором работала истица, неоднократно переименовывалось. Так, из архивной справки следует, что по приказу УВД Ульяновского облисполкома от 03.12.1984 №0155 «Об утверждении штатной расстановки сотрудников Медицинского отдела УВД и его подразделений» в медицинский отдел УВД Ульяновского облисполкома входили: больница с поликлиникой, которая включала в себя стационар. В состав штата стационара входили должности среднего медицинского персонала. Медицинский отдел являлся структурным подразделением УВД Ульяновского облисполкома. Больница с  поликлиникой УВД  Ульяновского облисполкома обслуживала  личный состав  органов и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД, членов их семей, пенсионеров.

Согласно Положению о медицинском отделе УВД Ульяновской области, утвержденному начальника УВД Ульяновского области  от 22.12.1998 медицинская служба являлась самостоятельным структурным подразделением УВД Ульяновской области и обладала статусом юридического лица. Медицинское отделение в своем составе имело: больницу с поликлиникой, окружную военно-врачебную комиссию, центр психодиогностики, центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Основными задачами данного отдела являлись: осуществление мер по организации лечения и охраны здоровья личного состава, пенсионеров, членов семей УВД и УИН МЮ РФ, а так же лиц, содержащихся в специальных учреждениях милиции; организация санитарно-эпидемиологического надзхора в подразделениях УИН МЮ РФ учреждениях и на предприятиях УВД.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что истец работая в спорный период в должности помощника врача-эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора медицинского отдела УВД Ульяновской области,  непосредственно осуществляла медицинскую деятельность.

Проанализировав положения вышеназванных нормативных актов, регулирующих  вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с  пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правильно оценив собранные по делу доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости включения в льготный  стаж истца для досрочного назначения пенсии вышеуказанного периода ее работы в должности помощника врача – эпидемиолога центра санитарно-эпидемиологического надзора Медицинского отдела УВД Ульяновской области, поскольку в силу возложенных должностных  обязанностей истец выполняла лечебную и иную деятельность, связанную с  охраной здоровья определенной категории населения. Суд первой инстанции обоснованно установил, что за период с 2001 года по настоящее время цели и предмет деятельности медицинского учреждения, выполняющего функции по охране здоровья населения, не менялись, истец работала в должности помощника врача – эпидемиолога полный рабочий день при полной рабочей неделе.

В  связи  с  изложенным, суд  правильно  пришел  к  выводу, что оснований для  отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,   спорного периода работы истца, не  имелось.

Доводы апелляционной жалобы, что работодатель спорный период в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражен на общих основаниях, не может служить основанием для исключения данного периода из льготного подсчета стажа истца по следующим основаниям.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции при принятии решения дана оценка письменным доказательствам, представленным истцом, которыми подтверждается ее работа, влекущая досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчиком о несоответствии наименования учреждения действующим Спискам профессий должностей и учреждений, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут повлечь отмену решения суда. Правильность позиции суда подтверждается и тем обстоятельством, что последующий период ее работы в той же должности и структурном подразделении после изменения наименования учреждения – ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Ульяновской области» (2006 года), ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области» (2011 год)  включен в ее специальный стаж самим пенсионным органом.

С учетом включенного судом периода работы истца в специальный стаж, к моменту ее обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении  пенсии, у нее имелся необходимый стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению Малашихиной И.В. пенсии по старости по вышеуказанным  основаниям.

При таких обстоятельствах, решение следует признать законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная  коллегия  не  усматривает. 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 марта 2022 года с учетом определения судьи того же суда от 31 марта 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.07.2022