УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2021-011857-75
Судья Алексеева Е.В. Дело №
33-2205/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Сенько С.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-180/2022 по апелляционной жалобе Мускатинова Евгения Владимировича на решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 февраля 2022 года, по которому
постановлено:
в удовлетворении исковых требований Мускатинова Евгения Владимировича к
администрации города Ульяновска о
признании незаконным решения об
исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении
в очереди с момента первоначальной
постановки, возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить жилое
помещение по договору социального найма
жилого помещения – отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя Мускатинова Е.В. – Мустафиной Ю.А., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мускатинов Е.В. обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска о признании незаконным решения об исключении из очереди нуждающихся в
улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди с момента первоначальной постановки, возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить жилое
помещение по договору социального найма
жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что он является *** с
детства. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации *** он нуждается
в средстве технической реабилитации- *** Единственным его доходом
является пенсия ***. 16 марта 2000 года он был поставлен на учет в качестве
лица, нуждающегося в улучшении жилищных
условий. Решением комиссии по учёту и
распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 26.12.2018 (протокол
№25) он исключен из данной очереди, с мотивировкой, что не может быть признан нуждающимся в улучшении
жилищных условий, так как обеспечен
учетной нормой жилья. Он не имеет
жилого помещения на каком-либо праве, проживает в однократной квартире,
принадлежащей его матери О*** Г.В., расположенной по адресу: г. ***, общей
площадью 28,63 кв.м.
По уточненным требованиям просил признать незаконным решение комиссии по учёту
и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 26.12.2018
(протокол №25) по исключению его из
очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика
восстановить его в очереди с момента первоначальной постановки и обязать ответчика предоставить ему во
внеочередном порядке жилое помещение по
договору социального найма с учётом его права на дополнительную жилую площадь.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции
администрации г.Ульяновска.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Мускатинов Е.В. не соглашается с
решением суда, просит его отменить и
принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что он предоставил
доказательства того, что у него отсутствуют жилые помещения для проживания. В
настоящее время он проживает в квартире свое матери, которая не предназначена
для проживания в нем ***, в ней не имеется технической возможности приспособления
для нужд ***, что подтверждается документально. Выражает несогласие с выводом
суда о правомерности решения Комиссии о снятии его с очереди, поскольку
Решением Ульяновской Городской Думы №136 от 13.07.2005 «Об установлении учетной
нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная
норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м и норма предоставления площади
жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м для
одинокого проживающего человека, не менее 15 кв.м на одного человека для семьи
из двух и более человек. Его жилищные права не улучшены, а наоборот не
приспособлены для проживания ***.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195
ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является
законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм
процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права,
которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на
применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1,
ч. 3 ст. 11
ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела
факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворенным
требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не
нуждающимися в доказывании (ст. 55,
59
- 61,
67
ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда,
вытекающие из установленных фактов.
Согласно
ст. 196
и 198
ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие
обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие
обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен
быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В
мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела,
установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих
обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства;
законы, которыми руководствовался суд.
При рассмотрении
данного дела такого характера нарушения были допущены судом первой инстанции.
Как
следует из материалов дела, Мускатинов Е.В., ***.1985 года рождения является ***
с детства, *** установлена бессрочно (л.д.18).
В
соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** истец пользуется ***
бессрочно (л.д.11-17).
Мускатинов
Е.В. проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 28,63 кв.м, жилая
площадь – 17, 21 кв.м, расположенной по адресу: *** где также проживает его
мать О*** Г.В., которая является собственником указанного жилого помещения
(свидетельство о государственной регистрации права от 30.12.2006) (л.д.141).
Мускатинов Е.В., О*** Г.В. зарегистрированы в данном жилом помещении с
26.07.1994 (л.д.39). По материалам дела установлено, что О*** Г.В. на праве
собственности принадлежит 1\2 доли в праве жилого помещения (17,85 кв.м) общей
площадью 35,7 кв.м по адресу: ***
Иного
жилого помещения по договору социального найма или в собственности истец не
имеет.
Согласно
выписки из медицинской карты Мускатинов Е.В. состоит на диспансерном учете с
диагнозом ***
15
марта 2000 года М*** Г.В. (О***) обращалась в муниципальные органы с заявлением
о включении семьи в очередь на улучшение
жилищных условий, с учетом льгот (л.д.37). 16.03.2000 семья была поставлена в
очередь на улучшение жилищных условий, так как не была обеспечена учетной
нормой жилья, на момент постановки на учет в квартире были зарегистрированы
четыре человека: мать, отец, брат и сам истец.
25
января 2007 года состоялось заседание жилищной комиссии, где было принято
решение перевести очередь на М*** В.И. (бывший супруг) с составом семьи 3
человека (он и сыновья М*** Д.В. и Мускатинов Е.В. (истец по делу) (л.д.38).
Решением
комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска
от 26.12.2018 (протокол №25) Мускатинов Е.В. исключен из списка нуждающихся в
улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не относится к числу нуждающихся
в жилом помещении, так как обеспечен площадью жилого помещения по учетной норме
и норме предоставления (л.д.10).
Оспаривая
данное решение, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд
первой инстанции исходил из того, что истец обеспечен жилой площадью на одного
члена семьи не ниже уровня, установленного Решением Ульяновской Городской Думы
от 13.07.2005 №136, соответственно утратил основание, которое до введения в
действие Жилищного кодекса РФ давало ему право на получение жилого помещения по
договору социального найма и он был обоснованно снят с учета нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
С
данным решением судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В
соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2
статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает
функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и
равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную
интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов
и улучшение качества их жизни, (пункт «в.2» части 1 статьи 114).
Как
неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской
Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики
России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих
граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий
существования (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 8 июня 2010
года № 13-П; определения от 15 февраля 2005 года №17-О, от 9 февраля 2017 года
№ 215-О).
Государственная
политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является
обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации
гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод,
установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами государства, определяется
Модельным законом «О социальной защите инвалидов» (принят 25 ноября 2008 года в
г. Санкт-Петербурге на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ, постановление № 31-19).
В
соответствии с пунктом 6 статьи 22 названного модельного закона жилые
помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и
приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
В
силу пункта 2
статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований
к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников
помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их
доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти
Российской Федерации в области жилищных отношений.
К
полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений
согласно пункту 8
части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится
признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного
жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за
исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в
собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации,
аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок
признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать
жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего
имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов,
устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом,
другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской
Федерации).
Во
исполнение указанных положений Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства
РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и
жилого дома садовым домом.
Пунктами 7
и 8
Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его
жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания
граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией,
создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных
помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно
пункту 54
Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира)
могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их
семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого
помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором
проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их
доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20
Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего
имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее -
Правила).
Правила
устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых
помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по
приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей
инвалидов.
В
соответствии с пунктом 2
Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда
Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации,
муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами
и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного
проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в
многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее -
многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность
для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном
доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления
жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором
проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным
приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения
инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности,
обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также
общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для
обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование
жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором
проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого
помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором
проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их
доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом
потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения
жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком
помещении (пункт 4
Правил).
Обследование
жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых
проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также
частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по
обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных
домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом
потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов,
создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6
Правил).
Подпунктами
«д» и «е» пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования
оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в
многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с
учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида
(далее - акт обследования), содержащий: - выводы комиссии о наличии или об
отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида
и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с
учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с
мотивированным обоснованием; - перечень мероприятий по приспособлению жилого
помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором
проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их
доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения
инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии
сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого
помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором
проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их
доступности для инвалида).
Согласно
пункту 20
Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения
инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает
инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности
для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения
комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального
ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в
целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в
многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей
инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом
«б» пункта 17 Правил.
Заключение
об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего
имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом
потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида
является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном
законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания
инвалида (пункт 21
Правил).
Из
анализа приведенных норм права следует, что жилое помещение, в котором
проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида
в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность
для инвалида.
Принимая
во внимание изложенное, жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в
приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям
доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего
приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными
для проживания, что в силу п. 1 ч. 2 ст.
57 Жилищного кодекса РФ является основанием для внеочередного
предоставления другого жилья по договору социального найма.
Как
указано выше истец проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу:
***, общей площадью 28, 63 кв.м, жилой площадью 17, 21 кв.м, площадь кухни 5,33
кв.м, что следует из технического паспорта (л.д.139-140).
Комиссией
по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных
домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом
потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов было
произведено обследование жилого помещения истца и общего имущества в указанном
многоквартирном доме, в котором проживает инвалид на соответствие требованиям
из числа требований, предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий
доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном
доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля
2016 года №649. В результате обследования жилого помещения инвалида и общего
имущества в многоквартирном доме комиссией было установлено несоответствие
требованиям раздела III п.23, п.24б, п.25а,
п.25г, п.26г, п.27б, п.29в,п.30, п.31, п.32, п.33, п.34, п.36, п.37а. Комиссия
пришла к выводу о наличии необходимости приспособления жилого помещения
инвалида и общего имущества в
многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и к выводу об отсутствии
технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего
имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, а также
необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции
или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид
(л.д.20-25).
14
сентября 2021 года комиссией было принято решение №1, из которого следует, что
в соответствии с актом обследования от 14.09.2021 №1, в целях обеспечения
условий доступности для инвалида жилого помещения и общего имущества в
многоквартирном доме по адресу*** необходима полная реконструкция жилого
помещения в целях расширения коридоров, прихожей, сан.узла до допустимых
значений, так же необходима реконструкция общего имущества СКД, а именно расширение лифтовой шахты, расширение
тамбура для установки пандуса необходимого размера, реконструкция входной
группы. Большую часть указанных работ выполнить невозможно в связи с тем, что
проектное решение здания не позволяет произвести подробную реконструкцию
(л.д.26-31).
В
этот же день в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности
для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016
года №649 комиссией вынесено заключение об отсутствии возможности
приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном
доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения
условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: *** (л.д.32-35).
Таким
образом, указанное жилое помещение не пригодно для проживания инвалида, который
пользуется креслом-коляской бессрочно.
Несмотря
на это, судом первой инстанции при разрешении заявленных требований не были
применены приведенные выше нормативные положения, не дана оценка доводам
искового заявления Мускатинова Е.В., с учетом уточненных требований о наличии у
него права на внеочередное обеспечение жилым помещением на основании пункта 1
части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Имеющийся
у истца диагноз (код заболевания G80.8) подпадает под действие приказа Министерства
здравоохранения РФ от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих
инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», в связи с
чем истец вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном
порядке по договору социального найма с учетом имеющегося права на
дополнительную жилую площадь.
Таким
образом, выводы суда, изложенные в оспариваемом решении нельзя признать соответствующими нормам материального права, оно подлежит отмене с принятием нового
решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 февраля 2022
года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать решение комиссии по учету и распределению жилой
площади администрации города Ульяновска от 26 декабря 2018 года об исключении
Мускатинова Евгения Владимировича из очереди граждан нуждающихся в улучшении
жилищных условий незаконным.
Восстановить Мускатинова Евгения Владимировича в очереди
граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность
обеспечить Мускатинова Евгения Владимировича во внеочередном порядке, на
условиях договора социального найма по норме предоставления, с учетом права
истца на дополнительную площадь, изолированное, благоустроенное, отвечающее
требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от
9 июля 2016 года № 649 и условиям доступности для инвалида-колясочника, жилое
помещение, расположенное на территории муниципального образования «город
Ульяновск».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех
месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 1 июля 2022 года.