Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Восстановление в очереди нуждающихся на улучшение жилья
Документ от 28.06.2022, опубликован на сайте 13.07.2022 под номером 100505, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, о возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-011857-75                                                                                                                                                            

Судья Алексеева Е.В.                                                                Дело № 33-2205/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   28 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Сенько С.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-180/2022 по апелляционной жалобе Мускатинова Евгения Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 февраля 2022 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований  Мускатинова Евгения Владимировича к администрации города Ульяновска  о признании незаконным решения  об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди с момента  первоначальной постановки,  возложении обязанности  во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального  найма жилого помещения – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Мускатинова Е.В. – Мустафиной Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мускатинов Е.В. обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска  о признании незаконным решения  об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди с момента  первоначальной постановки,  возложении обязанности  во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального  найма жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что он является *** с детства. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ***  он нуждается  в средстве технической реабилитации- *** Единственным его доходом является пенсия ***. 16 марта 2000 года он был поставлен на учет в качестве лица,  нуждающегося в улучшении жилищных условий.  Решением комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 26.12.2018 (протокол №25) он исключен из данной очереди, с мотивировкой, что  не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так  как обеспечен учетной нормой жилья.   Он не имеет жилого помещения на каком-либо праве, проживает в однократной квартире, принадлежащей  его матери О***  Г.В., расположенной по адресу: г. ***, общей площадью  28,63 кв.м.

По уточненным требованиям просил  признать незаконным решение комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 26.12.2018 (протокол №25) по исключению его из  очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика восстановить его в очереди с момента первоначальной постановки  и обязать ответчика предоставить ему во внеочередном порядке жилое  помещение по договору социального найма с учётом его права на дополнительную жилую площадь.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Мускатинов Е.В. не соглашается с решением суда,  просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что он предоставил доказательства того, что у него отсутствуют жилые помещения для проживания. В настоящее время он проживает в квартире свое матери, которая не предназначена для проживания в нем ***, в ней не имеется технической возможности приспособления для нужд ***, что подтверждается документально. Выражает несогласие с выводом суда о правомерности решения Комиссии о снятии его с очереди, поскольку Решением Ульяновской Городской Думы №136 от 13.07.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м для одинокого проживающего человека, не менее 15 кв.м на одного человека для семьи из двух и более человек. Его жилищные права не улучшены, а наоборот не приспособлены для проживания ***.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворенным требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Мускатинов Е.В., ***.1985 года рождения является *** с детства, *** установлена бессрочно (л.д.18).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** истец пользуется *** бессрочно (л.д.11-17).

Мускатинов Е.В. проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 28,63 кв.м, жилая площадь – 17, 21 кв.м, расположенной по адресу: *** где также проживает его мать О*** Г.В., которая является собственником указанного жилого помещения (свидетельство о государственной регистрации права от 30.12.2006) (л.д.141). Мускатинов Е.В., О*** Г.В. зарегистрированы в данном жилом помещении с 26.07.1994 (л.д.39). По материалам дела установлено, что О*** Г.В. на праве собственности принадлежит 1\2 доли в праве жилого помещения (17,85 кв.м) общей площадью 35,7 кв.м по адресу: ***

Иного жилого помещения по договору социального найма или в собственности истец не имеет.

Согласно выписки из медицинской карты Мускатинов Е.В. состоит на диспансерном учете с диагнозом ***

15 марта 2000 года М*** Г.В. (О***) обращалась в муниципальные органы с заявлением о включении семьи  в очередь на улучшение жилищных условий, с учетом льгот (л.д.37). 16.03.2000 семья была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, так как не была обеспечена учетной нормой жилья, на момент постановки на учет в квартире были зарегистрированы четыре человека: мать, отец, брат и сам истец.

25 января 2007 года состоялось заседание жилищной комиссии, где было принято решение перевести очередь на М*** В.И. (бывший супруг) с составом семьи 3 человека (он и сыновья М*** Д.В. и Мускатинов Е.В. (истец по делу) (л.д.38).

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 26.12.2018 (протокол №25) Мускатинов Е.В. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не относится к числу нуждающихся в жилом помещении, так как обеспечен площадью жилого помещения по учетной норме и норме предоставления (л.д.10).

Оспаривая данное решение, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец обеспечен жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня, установленного Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 №136, соответственно утратил основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса РФ давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма и он был обоснованно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С данным решением судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни, (пункт  «в.2» части 1 статьи 114).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции  Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 8 июня 2010 года № 13-П; определения от 15 февраля 2005 года №17-О, от 9 февраля 2017 года № 215-О).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства, определяется Модельным законом «О социальной защите инвалидов» (принят 25 ноября 2008 года в г. Санкт-Петербурге на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление № 31-19).

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 названного модельного закона жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение указанных положений Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно пункту 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (пункт 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).

Подпунктами «д» и «е» пункта 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий: - выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; - перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Согласно пункту 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом «б» пункта 17 Правил.

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (пункт 21 Правил).

Из анализа приведенных норм права следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность для инвалида.

Принимая во внимание изложенное, жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными для проживания, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ является основанием для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма.

Как указано выше истец проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: ***, общей площадью 28, 63 кв.м, жилой площадью 17, 21 кв.м, площадь кухни 5,33 кв.м, что следует из технического паспорта (л.д.139-140).

Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов было произведено обследование жилого помещения истца и общего имущества в указанном многоквартирном доме, в котором проживает инвалид на соответствие требованиям из числа требований, предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года №649. В результате обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме комиссией было установлено несоответствие требованиям раздела III  п.23, п.24б, п.25а, п.25г, п.26г, п.27б, п.29в,п.30, п.31, п.32, п.33, п.34, п.36, п.37а. Комиссия пришла к выводу о наличии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и  общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и к выводу об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, а также необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид (л.д.20-25).

14 сентября 2021 года комиссией было принято решение №1, из которого следует, что в соответствии с актом обследования от 14.09.2021 №1, в целях обеспечения условий доступности для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу*** необходима полная реконструкция жилого помещения в целях расширения коридоров, прихожей, сан.узла до допустимых значений, так же необходима реконструкция общего имущества СКД, а  именно расширение лифтовой шахты, расширение тамбура для установки пандуса необходимого размера, реконструкция входной группы. Большую часть указанных работ выполнить невозможно в связи с тем, что проектное решение здания не позволяет произвести подробную реконструкцию (л.д.26-31).

В этот же день в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года №649 комиссией вынесено заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: *** (л.д.32-35).

Таким образом, указанное жилое помещение не пригодно для проживания инвалида, который пользуется креслом-коляской бессрочно.

Несмотря на это, судом первой инстанции при разрешении заявленных требований не были применены приведенные выше нормативные положения, не дана оценка доводам искового заявления Мускатинова Е.В., с учетом уточненных требований о наличии у него права на внеочередное обеспечение жилым помещением на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Имеющийся у истца диагноз (код заболевания G80.8) подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», в связи с чем истец вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося права на дополнительную жилую площадь.

Таким образом, выводы суда, изложенные в оспариваемом решении нельзя признать  соответствующими нормам материального  права, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 февраля 2022 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 26 декабря 2018 года об исключении Мускатинова Евгения Владимировича из очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий  незаконным.

Восстановить Мускатинова Евгения Владимировича в очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность обеспечить Мускатинова Евгения Владимировича во внеочередном порядке, на условиях договора социального найма по норме предоставления, с учетом права истца на дополнительную площадь, изолированное, благоустроенное, отвечающее требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 и условиям доступности для инвалида-колясочника, жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 июля 2022 года.