Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить ТСР
Документ от 05.07.2022, опубликован на сайте 07.07.2022 под номером 100453, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить ТС, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-000201-42

Судья Денисова М.А.                                                                     Дело № 33-2574/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                     5 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-670/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 февраля 2022 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить О*** И*** В*** *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 14.101.Э.73/2020 от 17.12.2020.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу О*** И*** В*** компенсацию морального вреда в размере                  5000 руб.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя О*** И.В. - О*** Т.В. и прокурора  Федечко Ф.И., полагавших  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего О*** И.В., обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Заволжского района по обращению О*** Т.В., действующей в интересах ребенка-инвалида О*** И.В., о нарушении его права на предоставление мер государственной социальной поддержки, проведена проверка, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Установлено, что О*** И.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** от 17.12.2020 О*** И.В. нуждается в обеспечении *** с 16.10.2020 до 28.05.2024. Уведомлением ГУ-УРО ФСС РФ от 12.07.2021 О*** И.В. поставлен на учет на обеспечение данными видами ТСР. На момент подачи искового заявления инвалид предусмотренной программой техническими средствами реабилитации не обеспечен, что влечет нарушение его прав.                   С 01.01.2019 полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации переданы ответчику.

Просил обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить О*** И.В. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № *** от 17.12.2020; взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.           

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ Ульяновской  области Минтруда России».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что заявление О*** И.В. на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации зарегистрировано в информационной базе 12.07.2021. По вопросу обеспечения опорой для стояния сообщает, что региональным отделением заключен государственный контракт № 333 от 17.05.2021 на поставку опор для обеспечения детей-инвалидов в 2021 году, в отношении инвалида сформировано направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий. В связи с невозможностью связаться с О*** И.В. для уточнения его антропометрических данных, поставщиком заявка на обеспечение ТСР была закрыта. Повторное заявление на обеспечение *** в региональное отделение от О*** И.В. не поступало.

По вопросу обеспечения *** сообщает, что региональным отделением заключен государственный контракт от 29.10.2021 на поставку *** для обеспечения инвалидов в 2021 г., в отношении инвалида сформировано направление на получение от 26.01.2022, но по информации поставщика, от получения предложенного *** инвалид отказался, так как с его слов ему необходима *** шириной не меньше *** см. Региональным отделением планируется размещение запросов ценовой информации по данному виду ТСР во втором квартале 2022 г.

По вопросу обеспечения *** сообщает, заключен государственный контракт от 03.12.2021 на поставку ***, для обеспечения инвалидов в 2021 г., в отношении инвалида сформировано направление на получение от 13.12.2021 на данный вид ТСР, но, по информации поставщика, от получения предложенного *** инвалид отказался по причине – не подходит по параметрам. Региональным отделением планируется размещение запросов ценовой информации по данному виду ТСР во втором квартале 2022 г.

Указывает, что Он*** И.В. имел право воспользоваться равнозначным способом обеспечения рекомендованным в ИПРА средством реабилитации посредством самостоятельного приобретения с последующей компенсацией понесенных расходов. В данном случае инвалидом не представлено доказательств того, что в результате действий регионального отделения он был лишен принадлежащего ему права на обеспечение ТСР, и реализация его права была возможна исключительно путем предоставления ему ответчиком ТСР в натуре.

Полагает, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением ТСР и ухудшением состояния здоровья инвалида и моральных страданий. Указывает, что выплата компенсации морального вреда будет фактически производится из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов ТСР, что повлечет уменьшение средств и в дальнейшем ущемление прав других инвалидов на обеспечение ТСР.

Кроме прокурора и  представителя  О***  И.В. – О*** Т.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом и времени им месте судебного заседания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний О*** И.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается копией справки МСЭ-217 № ***, инвалидность установлена повторно 15.01.2014 на срок до 28.05.2024.

По результатам медико-социальной экспертизы, в целях проведения реабилитационных мероприятий О*** И.В. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА)                                 № *** от 17.12.2020 с рекомендациями по медицинской, социальной реабилитации или абилитации, в которой определена нуждаемость                      О*** И.В. в технических средствах реабилитации, в том числе: ***.

Срок реабилитационных мероприятий установлен с 16.10.2020 до 28.05.2024.

12.07.2021 законный представитель ребенка-инвалида О*** Т.В. обратилась с письменным заявлением об обеспечении данными средствами реабилитации к ответчику.

Как установлено в судебном заседании,  ребенок-инвалид до настоящего времени техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Поскольку О*** И.В. не был обеспечен спорными техническими средствами реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном  удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статья 5.1 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его наличии);  пол; дата рождения; место рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995  № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), опора для стояния относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008  № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать                                 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, -                     60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения истец не был обеспечен ***, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данными средствами  реабилитации.

Принятие ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не может служить основанием для его отмены.

Частично удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходя из положений ст.ст.151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учел, что О*** И.В. из-за  отсутствия технических средств реабилитации не может преодолевать замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, направленные на создание для него равных с другими гражданами возможностей, что отрицательно сказывается на его здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие влечет причинение ему нравственных и физических страданий, и определил размер компенсации морального вреда в размере 5000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 февраля               2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 06.07.2022.